Годовой объем производства мебели составляет 11,4% от общего годового объема производства лесопромышленной продукции. Среди 50 наиболее развитых стран мира Россия занимает 38-е место по годовому объему мебели, по потреблению мебели 22-е место в мире. Этот показатель в десятки раз ниже, чем в странах Евросоюза. По данным Росстата, объём производства мебели в текущих ценах без НДС составил 75 142,6 млн. рублей, или 120,6% к уровню 2006 года, в том числе в Приволжском федеральном округе — 17 459,7 млн руб., или 130,4% к уровню 2006 года.
Игроки
Это в прежние века мебель была роскошью, а не элементом комфорта. Ею обладали только состоятельные семьи и передавали по наследству из поколения в поколение. Сегодня в Татарстане вопрос, где купить мебель, не возникает. Только в Казани имеется более 100 предприятий, торгующих мебелью. На сегодняшний день основными поставщиками мебели в Республику Татарстан являются предприятия Московской области, Удмуртии, Марий Эл, Ульяновской области. Много мебели поступает из зарубежных стран, таких как Польша, Румыния, Италия, Испания, Югославия, Белоруссия и др. В мебельном бизнесе в основном работают представители малого и среднего бизнеса.
По данным Министерства промышленности и торговли РТ, в Татарстане объем продаж бытовой мебели составил в 2007 году 1,8 млрд. рублей (темп роста к прошлому периоду 103%), а объем производства — 1,1 млрд. рублей (темп роста 117,2%.) Для справки: объем производства мебели составлял в 2001 году- 329 млн руб., 2002 г. — 443,6 млн руб., 2005 год — 784,6 млн руб. Численность работающих в отрасли составляет свыше 2000 человек. Основной объем мебели в Татарстане (80%) производится крупными и средними предприятиями республики. Из общего объема выпускаемой мебели: 95% — мебель бытовая, доля специальной мебели, включая офисную — 5%.
Основные игроки на мебельном рынке — ЗАОР НП «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», изготовляющее мебель по евростандартам и отправляющее 95% на экспорт. На внутреннем рынке — ОАО «Ломжа», ОАО «Чистопольская мебельная фабрика», ОАО «Карадуган». Наибольший объем производства и продаж в данном сегменте у ЗАОР НП «ПФМК» (951,2 млн. рублей).
По мнению начальника отраслевого отдела управления промышленности Министерства промышленности и торговли РТ Татьяны Федоровой, конъюнктуру рынка мебели определяют такие основные факторы, как объем производства, ввоз-вывоз мебели, строительство жилья в регионе, а также платежеспособность населения. «Методологической базой проведения оценки развития рынка является коэффициент эластичности расходов населения на мебель в зависимости от роста доходов. Статические замеры по различным социально-экономическим обследованиям за последние три года показывают, что коэффициент эластичности расходов населения на мебель составляет по России 1,3.
Это означает, что при росте доходов населения на 1%, расходы населения на покупку мебели увеличиваются на 1,3%. При росте доходов населения РТ на 108,6%, к 2010 году расходы населения на покупку мебели должны вырасти на 141,8%. Если исходить из среднегодовых темпов прироста мебельной продукции в республике за последние четыре года в 12%, объем производства мебели должен возрасти к 2010 году на 136%, что не покроет потребности татарстанцев. Это значит, будет завозиться продукция извне, что может привести к падению объемов продукции местных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Нишу рынка будут занимать более агрессивные игроки, имеющие возможность выпускать качественную конкурентоспособную и доступную широкому слою населения продукцию", — считает эксперт TatCenter.ru.
Угроза извне
Широкомасштабное наступление зарубежных производителей на российский мебельный рынок — это состоявшийся факт, отмечают российские аналитики. По данным Росстата, только в 2007 году импорт вырос на 54,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья — на 60%, и составил почти $ 1,8 млрд. При этом отмечается рост импорта мебели из Китая. За 2007 год ввоз мебели из КНР удвоился и в настоящее время составляет около 10% от общего объёма импорта и 11,4% — от импорта из стран дальнего зарубежья.
Стоимость ввозимой из Китая мебели также увеличивается и приближается к стоимости товара, импортируемого из Европы.
По тем же данным Росстата, экспорт мебели из России в 2007 году увеличился на 27,7%, в том числе в страны дальнего зарубежья — на 20,1% и страны СНГ — на 36,1%. Несмотря на увеличение экспорта, баланс во внешней торговле мебелью остаётся отрицательным — импорт превышает экспорт почти в 5 раз. В составе экспорта в страны дальнего зарубежья основное увеличение произошло за счёт поставок частей мебели, доля которых достигла 43,1%. Из 20% увеличения экспорта в страны дальнего зарубежья на долю частей мебели пришлось 13% и лишь 7% — на долю собственно мебельных изделий, приводит данные журнал «Мебельный бизнес».
Татарстанские аналитики также вполне серьезно говорят об угрозе республиканскому мебельному рынку. Зарубежные производители в недалекой перспективе могут расширить свое представительство путем создания собственных брендовых сетей, при этом проблем с розничными сетями в Татарстане у иностранцев в ближайшее время, вероятно, не возникнет — слишком востребована на сегодняшний день мебель из-за рубежа. «В последние два года рост доли импортной мебели на рынке Татарстана заметно вырос. При этом можно отметить, что татарстанский мебельный рынок в целом, сместился в более дорогой сегмент, — считает независимый консультант-аналитик Камиль Алеев. — Я связываю это с ростом доходов населения республики и доступностью кредитной политики банков.
Если посмотреть структуру продаж, то можно увидеть, что более половины ввозимой в республику мебели (свыше 60%) поступает из Москвы и Московской области. Потребителям в большой степени предлагается именно мебель иностранных производителей, преимущественно из Италии, Испании и Китая. Розничные сети республики акцентируют свое внимание на мебели для дома. При этом хочется отметить небогатый ассортимент детской мебели. Офисная мебель также достаточно слабо представлена в мебельных торговых центрах, ее можно встретить в основном в специализированной розничной сети.
Что касается татарстанских производителей мебельной продукции, то они, на мой взгляд, проигрывают по ряду позиций, в том числе по отсутствию современных технологий и материалов, что, в конечном счете, влияет на результат и качество товара. Сегодня эксперты практически сошлись во мнении, что в ближайшие годы успех отрасли будут определять такие ключевые факторы, как дизайн, индивидуальные решения и сильный бренд.
Анализ факторов успеха в отрасли (производство мебели)
Стратегические факторы | ||
Сегодня | Через 2−3 года | |
— функциональность продукта | — дизайн | |
— высокотехнологичное оборудование | — индивидуальные решения | |
— оптимальные производственные процессы | — сильный брэнд | |
— сеть салонов мерчендайзинг в салонах | — сроки гарантии | |
— дизайн | — послегарантийное обслуживание | |
— индивидуальные решения | — скорость выполнения заказа | |
— сроки гарантии | — скорость внедрения инноваций | |
— послегарантийное обслуживание | — взаимозаменяемая команда-профессионалов | |
— система кредитования | ||
— скорость выполнения заказа | ||
— креативная реклама — информационная система — взаимозаменяемая команда-профессионалов | ||
Базовые факторы | ||
— использование качественных комплектующих | — функциональность продукта | |
— развитая закупочная логистика | — высокотехнологичное оборудование | |
— отношения с государством | — сеть салонов мерчендайзинг в салонах | |
— доставка + монтаж | — система кредитования | |
— интернет-сайт | — информационная система | |
— работа с клиентами в салонах |
Думаю, это проблема будет сильно заметна после вступления России в ВТО, государство, уже сейчас должно озаботиться вопросами поддержки отечественных производителей, в том числе, касательно налоговых и иных преференций".
С такой позицией соглашается и представитель одного из сетевых ритейлеров Татарстана, руководитель отдела маркетинга продвижения и продаж сети мебельных магазинов «Ваш быт» Андрей Сорокин. При выборе поставщиков продукции розничные сети ориентируются на мебельные фабрики, способные предоставить оптимальный по цене и качеству продукт в каждой ценовой категории. Не все отечественные производители на сегодняшний день соответствуют предъявляемым критериям, отмечает эксперт TatCenter.ru Андрей Сорокин.
«На сегодняшний день, мало что нового производится отечественными производителями, кстати, в этом они сами и виноваты! В целях экономии на разработке новых дизайнов, материалов, а также исключения риска — будет продаваться или нет, производитель везет с международных выставок какую-либо новинку, рассчитывает, как её можно удешевить, а затем запускает в производство, после чего в сравнении с ценой «заморского» аналога, естественно, идут хорошие продажи. Но вот здесь-то и начинается самое интересное: другие производители, которые не могут посетить выставки, или просто решившие сэкономить, бросают все силы на расчет удешевления образца уже отечественного производства — «ведь вон как хорошо продается то, давайте-ка, сделаем дешевле, и все будут покупать у нас».
Порой, это доходит просто до абсурда. Но самое главное, что при этом достаточно сильно страдает не только внешний вид, но и качество произведенного продукта. Оно заметно, как правило, специалистам, а не обычным покупателям, на что и делается ставка — это более рыхлое ДСП, менее качественное его покрытие, дешевая фурнитура, кромки
Вместе с тем, представитель татарстанского Минпромторга считает, что российские производители мебели не уступают зарубежным в среднеценовом сегменте. Этот сектор сегодня наиболее востребован, так как повышение платежеспособного спроса населения, количество новостроек жилого и офисного назначения способствуют увеличению оборотов это сегмента рынка. «Менее дорогой сектор мебели сегодня очень востребован на рынке. В этом секторе все чаще выступают российские производители. Причем мебель российского производства любимого народом „итальянского стиля“ отличается достаточно высоким качеством. Что касается стоимости, то из-за роста цен на комплектующие импортного производства, отечественная мебель теряет свое основное преимущество. Однако, ситуацию нельзя назвать удручающей — вопрос качества все чаще выходит на первый план, особенно в среднеценовом секторе. А качество российской мебели потребители отмечают как достаточно высокое», — замечает эксперт.
Куда дальше?
Мебельный рынок Татарстана эксперты TatCenter.ru считают достаточно перспективным. Несмотря на то что рынок сформирован, есть куда двигаться. Главный локомотив развития рынка — бум на рынке жилищного строительства. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», предусматривающий увеличение к 2010 г. жилищного строительства до 80 млн. кв. м, потребует резкого наращивания производственных мощностей, работающих на различные секторы промышленности.
И здесь, по мнению представителя Министерства промышленности и торговли РТ, возможно построение многоуровневого контрактного рынка, объединяющего мебельщиков с инвес
торами, строителями, дизайнерами. Результат такого взаимодействия — создание единой системы полного цикла, установление крепких взаимовыгодных партнёрских отношений, выработка новых схем развития мебельного производства и сбыта. Такая консолидация усилий всех участников мебельного рынка, по словам Татьяны Федоровой, позволит найти ниши во внедрении новых форм производства и продвижения мебели на рынок, совершенствования технологии продаж.
«Свободных ниш на рынке „мебели для дома“ довольно много. Например, мебель для молодой семьи — то, чем сильна IKEA. В отличие от офисной мебели продавцы мебели „домашней“ сегодня не предлагают комплексных решений, клиенты часто собирают мебель и предметы интерьера „поштучно“. Ставка делается на представленность продукции компаний-производителей, а не на потребности покупателей. Большинство наших крупных мебельных магазинов страдает от отсутствия концепции. В лучшем случае для разных производителей выделены отдельные небольшие зоны, но разделить мебель по категориям, стилям никто не удосуживается, чтобы сделать интересные продуманные экспозиции, представить „лицо“ марки», — считает Татьяна Федорова.
Она также отмечает, что с введением лесного кодекса в РФ, ужесточением мер по вывозу круглого леса из России, в ближайшие годы следует ожидать ускорения процесса переноса в Россию производства мебели из зарубежных стран, особенно из европейских. А это — возможность развить мебельный бизнес в Татарстане на более высоком уровне. «Это большое поле деятельности для вновь созданного Комитета по развитию предпринимательства. Наращивание производства мебели потребует развития отрасли по производству комплектующих изделий, фурнитуры, конструкционных материалов, а это снова развитие малого бизнеса. В связи с этим необходимо устранять факторы, сдерживающие приток инвестиций в малые и средние предприятия, а также нужна государственная поддержка программам по приобретению малым бизнесом технологического оборудования по лизингу, доступным кредитным ресурсам на длительный цикл», — отмечает эксперт.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: