Новости
28 Мая 2008, 12:23

Мебельный рынок Татарстана

Мебельный рынок — одна из стремительно быстро развивающихся отраслей экономики России. По данным Министерства промышленности и энергетики РФ, в мебельной промышленности страны действует 5770 предприятий, в том числе более 500 крупных и средних, на которых работает более 150 тыс. человек.

Годовой объем производства мебели составляет 11,4% от общего годового объема производства лесопромышленной продукции. Среди 50 наиболее развитых стран мира Россия занимает 38-е место по годовому объему мебели, по потреблению мебели 22-е место в мире. Этот показатель в десятки раз ниже, чем в странах Евросоюза. По данным Росстата, объём производства мебели в текущих ценах без НДС составил 75 142,6 млн. рублей, или 120,6% к уровню 2006 года, в том числе в Приволжском федеральном округе — 17 459,7 млн руб., или 130,4% к уровню 2006 года.

Игроки

Это в прежние века мебель была роскошью, а не элементом комфорта. Ею обладали только состоятельные семьи и передавали по наследству из поколения в поколение. Сегодня в Татарстане вопрос, где купить мебель, не возникает. Только в Казани имеется более 100 предприятий, торгующих мебелью. На сегодняшний день основными поставщиками мебели в Республику Татарстан являются предприятия Московской области, Удмуртии, Марий Эл, Ульяновской области. Много мебели поступает из зарубежных стран, таких как Польша, Румыния, Италия, Испания, Югославия, Белоруссия и др. В мебельном бизнесе в основном работают представители малого и среднего бизнеса.

По данным Министерства промышленности и торговли РТ, в Татарстане объем продаж бытовой мебели составил в 2007 году 1,8 млрд. рублей (темп роста к прошлому периоду 103%), а объем производства — 1,1 млрд. рублей (темп роста 117,2%.) Для справки: объем производства мебели составлял в 2001 году- 329 млн руб., 2002 г. — 443,6 млн руб., 2005 год — 784,6 млн руб. Численность работающих в отрасли составляет свыше 2000 человек. Основной объем мебели в Татарстане (80%) производится крупными и средними предприятиями республики. Из общего объема выпускаемой мебели: 95% — мебель бытовая, доля специальной мебели, включая офисную — 5%.

Основные игроки на мебельном рынке — ЗАОР НП «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», изготовляющее мебель по евростандартам и отправляющее 95% на экспорт. На внутреннем рынке — ОАО «Ломжа», ОАО «Чистопольская мебельная фабрика», ОАО «Карадуган». Наибольший объем производства и продаж в данном сегменте у ЗАОР НП «ПФМК» (951,2 млн. рублей).

По мнению начальника отраслевого отдела управления промышленности Министерства промышленности и торговли РТ Татьяны Федоровой, конъюнктуру рынка мебели определяют такие основные факторы, как объем производства, ввоз-вывоз мебели, строительство жилья в регионе, а также платежеспособность населения. «Методологической базой проведения оценки развития рынка является коэффициент эластичности расходов населения на мебель в зависимости от роста доходов. Статические замеры по различным социально-экономическим обследованиям за последние три года показывают, что коэффициент эластичности расходов населения на мебель составляет по России 1,3.

Это означает, что при росте доходов населения на 1%, расходы населения на покупку мебели увеличиваются на 1,3%. При росте доходов населения РТ на 108,6%, к 2010 году расходы населения на покупку мебели должны вырасти на 141,8%. Если исходить из среднегодовых темпов прироста мебельной продукции в республике за последние четыре года в 12%, объем производства мебели должен возрасти к 2010 году на 136%, что не покроет потребности татарстанцев. Это значит, будет завозиться продукция извне, что может привести к падению объемов продукции местных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Нишу рынка будут занимать более агрессивные игроки, имеющие возможность выпускать качественную конкурентоспособную и доступную широкому слою населения продукцию", — считает эксперт TatCenter.ru.

Угроза извне

Широкомасштабное наступление зарубежных производителей на российский мебельный рынок — это состоявшийся факт, отмечают российские аналитики. По данным Росстата, только в 2007 году импорт вырос на 54,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья — на 60%, и составил почти $ 1,8 млрд. При этом отмечается рост импорта мебели из Китая. За 2007 год ввоз мебели из КНР удвоился и в настоящее время составляет около 10% от общего объёма импорта и 11,4% — от импорта из стран дальнего зарубежья.
Стоимость ввозимой из Китая мебели также увеличивается и приближается к стоимости товара, импортируемого из Европы.

По тем же данным Росстата, экспорт мебели из России в 2007 году увеличился на 27,7%, в том числе в страны дальнего зарубежья — на 20,1% и страны СНГ — на 36,1%. Несмотря на увеличение экспорта, баланс во внешней торговле мебелью остаётся отрицательным — импорт превышает экспорт почти в 5 раз. В составе экспорта в страны дальнего зарубежья основное увеличение произошло за счёт поставок частей мебели, доля которых достигла 43,1%. Из 20% увеличения экспорта в страны дальнего зарубежья на долю частей мебели пришлось 13% и лишь 7% — на долю собственно мебельных изделий, приводит данные журнал «Мебельный бизнес».

Татарстанские аналитики также вполне серьезно говорят об угрозе республиканскому мебельному рынку. Зарубежные производители в недалекой перспективе могут расширить свое представительство путем создания собственных брендовых сетей, при этом проблем с розничными сетями в Татарстане у иностранцев в ближайшее время, вероятно, не возникнет — слишком востребована на сегодняшний день мебель из-за рубежа. «В последние два года рост доли импортной мебели на рынке Татарстана заметно вырос. При этом можно отметить, что татарстанский мебельный рынок в целом, сместился в более дорогой сегмент, — считает независимый консультант-аналитик Камиль Алеев. — Я связываю это с ростом доходов населения республики и доступностью кредитной политики банков.

Если посмотреть структуру продаж, то можно увидеть, что более половины ввозимой в республику мебели (свыше 60%) поступает из Москвы и Московской области. Потребителям в большой степени предлагается именно мебель иностранных производителей, преимущественно из Италии, Испании и Китая. Розничные сети республики акцентируют свое внимание на мебели для дома. При этом хочется отметить небогатый ассортимент детской мебели. Офисная мебель также достаточно слабо представлена в мебельных торговых центрах, ее можно встретить в основном в специализированной розничной сети.

Что касается татарстанских производителей мебельной продукции, то они, на мой взгляд, проигрывают по ряду позиций, в том числе по отсутствию современных технологий и материалов, что, в конечном счете, влияет на результат и качество товара. Сегодня эксперты практически сошлись во мнении, что в ближайшие годы успех отрасли будут определять такие ключевые факторы, как дизайн, индивидуальные решения и сильный бренд.

Анализ факторов успеха в отрасли (производство мебели)

Стратегические факторы

Сегодня

Через 2−3 года

— функциональность продукта

— дизайн

— высокотехнологичное оборудование

— индивидуальные решения

— оптимальные производственные процессы

— сильный брэнд

— сеть салонов мерчендайзинг в салонах

— сроки гарантии

— дизайн

— послегарантийное обслуживание

— индивидуальные решения

— скорость выполнения заказа

— сроки гарантии

— скорость внедрения инноваций

— послегарантийное обслуживание

— взаимозаменяемая команда-профессионалов

— система кредитования

— скорость выполнения заказа

— креативная реклама — информационная система — взаимозаменяемая команда-профессионалов

Базовые факторы

— использование качественных комплектующих

— функциональность продукта

— развитая закупочная логистика

— высокотехнологичное оборудование

— отношения с государством

— сеть салонов мерчендайзинг в салонах

— доставка + монтаж

— система кредитования

— интернет-сайт

— информационная система

— работа с клиентами в салонах

Думаю, это проблема будет сильно заметна после вступления России в ВТО, государство, уже сейчас должно озаботиться вопросами поддержки отечественных производителей, в том числе, касательно налоговых и иных преференций".

С такой позицией соглашается и представитель одного из сетевых ритейлеров Татарстана, руководитель отдела маркетинга продвижения и продаж сети мебельных магазинов «Ваш быт» Андрей Сорокин. При выборе поставщиков продукции розничные сети ориентируются на мебельные фабрики, способные предоставить оптимальный по цене и качеству продукт в каждой ценовой категории. Не все отечественные производители на сегодняшний день соответствуют предъявляемым критериям, отмечает эксперт TatCenter.ru Андрей Сорокин.

«На сегодняшний день, мало что нового производится отечественными производителями, кстати, в этом они сами и виноваты! В целях экономии на разработке новых дизайнов, материалов, а также исключения риска — будет продаваться или нет, производитель везет с международных выставок какую-либо новинку, рассчитывает, как её можно удешевить, а затем запускает в производство, после чего в сравнении с ценой «заморского» аналога, естественно, идут хорошие продажи. Но вот здесь-то и начинается самое интересное: другие производители, которые не могут посетить выставки, или просто решившие сэкономить, бросают все силы на расчет удешевления образца уже отечественного производства — «ведь вон как хорошо продается то, давайте-ка, сделаем дешевле, и все будут покупать у нас».

Порой, это доходит просто до абсурда. Но самое главное, что при этом достаточно сильно страдает не только внешний вид, но и качество произведенного продукта. Оно заметно, как правило, специалистам, а не обычным покупателям, на что и делается ставка — это более рыхлое ДСП, менее качественное его покрытие, дешевая фурнитура, кромки и т. п., хотя всё и вправду соответствует ГОСТам, но зато у других-то она вон сколько стоит! Такой подход и вправду наиболее лёгкий, но, по-моему, не самый верный, тяжело же держать круговую оборону, конкурируя друг с другом! А представляете, что творится с покупателем, когда он видит вроде бы одно и тоже, но по разным ценам?!" — негодует эксперт.

Вместе с тем, представитель татарстанского Минпромторга считает, что российские производители мебели не уступают зарубежным в среднеценовом сегменте. Этот сектор сегодня наиболее востребован, так как повышение платежеспособного спроса населения, количество новостроек жилого и офисного назначения способствуют увеличению оборотов это сегмента рынка. «Менее дорогой сектор мебели сегодня очень востребован на рынке. В этом секторе все чаще выступают российские производители. Причем мебель российского производства любимого народом „итальянского стиля“ отличается достаточно высоким качеством. Что касается стоимости, то из-за роста цен на комплектующие импортного производства, отечественная мебель теряет свое основное преимущество. Однако, ситуацию нельзя назвать удручающей — вопрос качества все чаще выходит на первый план, особенно в среднеценовом секторе. А качество российской мебели потребители отмечают как достаточно высокое», — замечает эксперт.

Куда дальше?

Мебельный рынок Татарстана эксперты TatCenter.ru считают достаточно перспективным. Несмотря на то что рынок сформирован, есть куда двигаться. Главный локомотив развития рынка — бум на рынке жилищного строительства. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», предусматривающий увеличение к 2010 г. жилищного строительства до 80 млн. кв. м, потребует резкого наращивания производственных мощностей, работающих на различные секторы промышленности.

И здесь, по мнению представителя Министерства промышленности и торговли РТ, возможно построение многоуровневого контрактного рынка, объединяющего мебельщиков с инвес
торами, строителями, дизайнерами. Результат такого взаимодействия — создание единой системы полного цикла, установление крепких взаимовыгодных партнёрских отношений, выработка новых схем развития мебельного производства и сбыта.
Такая консолидация усилий всех участников мебельного рынка, по словам Татьяны Федоровой, позволит найти ниши во внедрении новых форм производства и продвижения мебели на рынок, совершенствования технологии продаж.

«Свободных ниш на рынке „мебели для дома“ довольно много. Например, мебель для молодой семьи — то, чем сильна IKEA. В отличие от офисной мебели продавцы мебели „домашней“ сегодня не предлагают комплексных решений, клиенты часто собирают мебель и предметы интерьера „поштучно“. Ставка делается на представленность продукции компаний-производителей, а не на потребности покупателей. Большинство наших крупных мебельных магазинов страдает от отсутствия концепции. В лучшем случае для разных производителей выделены отдельные небольшие зоны, но разделить мебель по категориям, стилям никто не удосуживается, чтобы сделать интересные продуманные экспозиции, представить „лицо“ марки», — считает Татьяна Федорова.

Она также отмечает, что с введением лесного кодекса в РФ, ужесточением мер по вывозу круглого леса из России, в ближайшие годы следует ожидать ускорения процесса переноса в Россию производства мебели из зарубежных стран, особенно из европейских. А это — возможность развить мебельный бизнес в Татарстане на более высоком уровне. «Это большое поле деятельности для вновь созданного Комитета по развитию предпринимательства. Наращивание производства мебели потребует развития отрасли по производству комплектующих изделий, фурнитуры, конструкционных материалов, а это снова развитие малого бизнеса. В связи с этим необходимо устранять факторы, сдерживающие приток инвестиций в малые и средние предприятия, а также нужна государственная поддержка программам по приобретению малым бизнесом технологического оборудования по лизингу, доступным кредитным ресурсам на длительный цикл», — отмечает эксперт.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: