По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Объем мирового рынка мебели превышает 200 млрд евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61\%. В прошлом году в среднем россияне тратили на мебель от 20 до $ 29 на человека. Такой вывод сделали эксперты проекта «Экспресс-обзор», представив свои заключения в аналитическом исследовании «Рынок мебели для дома». «Это говорит о том, насколько велик потенциал развития этой отрасли в нашей стране», — полагает руководитель проекта Светлана Федорова. Вместе с тем, как показывает исследование, пристрастия потребителей тоже изменились: вместо диванов россияне стали больше покупать кровати.
По оценке отдела развития лесопромышленного комплекса Департамента промышленности Минпромэнерго России, в нашей стране мебель производят 5770 предприятий, среди которых более 500 крупных и средних. Доля мелких предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза — с 11\% в 2000 году до 20\% в прошлом. По объемам производства мебели в России лидирует компания «Шатура» (7−10\% рынка), за ней следуют «Электрогорскмебель» (5−7\%), «Миассмебель» (1−2\%), «Сходня-мебель» (1−2\%), «Севзапмебель», «Москомплектмебель», «Ивановомебель» занимают около 1\% рынка.
Как показало исследование, общий объем рынка мебели для дома в 2004 г. вырос на 13\% в текущих ценах. Однако в сопоставимых ценах этот показатель не столь велик — 5,3\%. В обзоре «Рынок мебели для дома» отмечается, что в последние годы происходит заметное снижение темпов прироста рынка — с 13,7\% в 2001 г. до 5,3\% в 2004 г. Это говорит о том, что рынок мебели постепенно насыщается и вряд ли в ближайшем будущем следует ожидать увеличения темпов его роста. В сопоставимых ценах прирост рынка домашней мебели в 2005 г. составит уже 2,32\%.
Согласно официальной статистике, объемы потребления мебели (включая офисную и специальную) за последние пять лет выросли более чем в два раза: в 2000 г. в среднем россияне покупали мебели на 9 долларов на человека, а в 2004 — уже на 20. Если опираться в оценках еще и на неофициальные данные, то эти показатели следующие: $ 14 в 2000 г. и $ 29 — в 2004 г. Много это или мало, сказать трудно. Однако, к примеру, французы тратят на мебель до 200 евро в год, немцы — до 300. Поэтому эти данные, по мнению Светланы Федоровой, могут говорить о бедности российского потребителя, с одной стороны, и о большом потенциале для развития отрасли — с другой.
Сегодня объем продаж домашней мебели, по официальной оценке рынка, составил 3,2 млрд. долларов, или 92,7 млрд. рублей. При этом доля импортной продукции в общем объеме составила около 50\%, то есть $ 1,6 млрд. По оценкам, в прошлом году импорт мебели в целом вырос на четверть, тогда как российское производство — только на 13\%. Если такая тенденция сохранится, считают аналитики, то это грозит потерей рынка для российских производителей.
Однако мебельный рынок — практически один из самодостаточных сегментов в нашей стране. Так, согласно результатам анализа данных по производству и остаткам продукции, в прошлом году было продано 98,1\% произведенной за этот период мебели. А это может говорить о том, что никакого перенасыщения нет. Равно как и потребительского бума.
Королевой спроса в прошлом году (как и в предыдущие годы) была корпусная мебель для комнат и прихожих — на ее долю пришлось 32\% продаж. За ней следует мягкая мебель, занимающая 23\% рынка. На третьем месте по объему продаж — кухонная мебель (16\%), за ней идет мебель для спальни (14\%), детская (3\%), встроенная (2,5\%). Меньше всего в нашей стране продается мебели для ванных комнат. Она занимает 1,8\% рынка. Исследование показало, что в последнее время пристрастия россиян несколько изменились. Так, если раньше у нас предпочитали спать на диванах, то сейчас набирают популярность деревянные кровати. Причем последние по темпам продаж (в 2004 г. прирост был 22,8\%) здесь обогнали даже рост рынка в целом. Период бурного роста отмечается и в секторе мебели для домашнего кабинета. В большинстве случаев интерьер наши соотечественники обновляют вместе с новосельем. И практически всегда в новую квартиру покупаются «кухни», мягкая мебель — реже. Так, по данным проекта «Экспресс-обзор», в 2004 г. было продано 399 тысяч кухонных гарнитуров, и этот рынок насыщен только на 67\%.
«Наше исследование показало, что у российских производителей еще достаточно много проблем, — говорит Светлана Федорова. — Одна из них заключается в том, что они конкурируют в основном на рынке недорогой мебели, что приводит к снижению прибыльности, в то же время растет потребность в дорогой мебели. Это связано с тем, что мало кто учитывает данные маркетинговых исследований при запуске нового продукта. У российских производителей практически отсутствует позиционирование продукции и маркетинговая стратегия».
Тем не менее прогнозы специалистов достаточно оптимистичны: в 2005 году объем потребления мебели (включая офисную и специальную) на одного россиянина составит $ 22 (или 621 рубль), если опираться на официальные данные, и $ 32 (923 рублей), если говорить о реальных объемах. Общий же объем потребления в России составит $ 3 млрд. (89,1 млрд. рублей), по данным официальной статистики, и $ 4,6 млрд. (132,4 млрд. рублей) — по неофициальным данным.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: