Новости
10 Января 2012, 07:45

Машиностроение Татарстана: итоги 2011 года и планы руководителей ведущих предприятий РТ

2011-ый стал годом, когда «эхо кризиса 2009 года» уже почти не слышно, и итоги работы промышленных предприятий складываются из череды успехов: растущих объемов выпуска и расширения рынков, реализованных проектов по модернизации и повышению эффективности производств. Однако и без ощущения новой волны мирового кризиса также не обходится. Об успехах минувшего года и планах предприятий РТ TatCenter.ru рассказали генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и глава ОАО КМПО Дамир Каримуллин. Также тенденции развития отрасли прокомментировал председатель татарстанского отделения Союза машиностроителей России, глава компании POZIS Радик Хасанов.


С.Когогин Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КАМАЗ»:

— Самое главное, чего удалось добиться машиностроительной отрасли — это быстрые темпы восстановления российского рынка грузовиков. По итогам 2011 года ожидается, что прирост должен составить порядка 64\% по отношению к 2010 году. Таким образом, он выйдет на цифру в 98,5 тысяч единиц техники. Это связано с тем, что в основных отраслях — потребителях тяжелой грузовой техники (строительство, госпоставки, коммерческий транспорт, нефтегазодобыча) спрос также продолжал увеличиваться — к концу 2011 года он составил 60\%. Таким образом, послекризисные изменения структуры рынка (2009−2010 гг.) в основном закончились, и рынок в целом вернулся к структуре 2006 года.

Для ОАО «КАМАЗ» минувший год был более чем успешным. В 2011 году наша продукция экспортировалась в 39 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основными рынками для предприятия по-прежнему остаются Казахстан, Украина, Азербайджан, Индия, Куба, Афганистан, ОАЭ.

Что касается полученных наград и премий, то существенным итогом считаю состоявшуюся в ноябре 2011 года в Москве торжественную церемонию награждения лауреатов ежегодной национальной премии «Компания года-2011», в ходе которой Группа компаний «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» стала победителем в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинговых услуг».

Кстати, в 2011 году ОАО «Лизинговая компания КАМАЗ» реализовала порядка 2 тысяч автомобилей нашей марки. В 2011 году «КАМАЗ» двенадцатый раз был признан «Лучшим российским экспортером».

Далее, отмечу феноменальный успех на выставке «Комтранс-2011» (сентябрь 2011 г.), где «КАМАЗ» представил седельный тягач КАМАЗ-5490. На выставке нами было подписано соглашение о создании СП с Marcopolo S.A. (СП планирует производить 3 тысячи автобусов в год, с выходом на проектную мощность в 2016 г.)

Кроме того, большим успехом для нас стала реализация в 2010—2011 гг. на автомобильном заводе проекта «Маяк», которая стала возможной благодаря сотрудничеству с Daimler AG, Lean Coaching Ltd. Проект «Маяк» был открыт как средство интеграции производственных систем PSK (КАМАЗ) и TOS (Daimler). Экономический эффект по проекту уже в течение срока его реализации составил 629 млн. рублей и многократно превысил понесённые затраты.

Цели организаций ОАО «КАМАЗ» на 2012 год определяются глобальные, но вполне реальные. В следующем году мы должны реализовать продажи КАМАЗов с учётом среднетоннажных автомобилей — 42,0 тысячи — это в России. Ещё 6,5 тысяч экспортируем за рубеж.

Рост доли «КАМАЗа» на рынке России в 2012 году запланирован до 43\%. Этому должно способствовать, прежде всего, повышение потребительских свойств грузовых автомобилей КАМАЗ. Кроме того, мы ведём долгосрочную работу с корпоративными клиентами. Работаем над выводом на рынок новинок автотехники. Активно увеличиваем товаропроводящую сеть. Активизируем работы с заводами-изготовителями спецтехники. Наконец, способствовать достижению этих целей будет реализация региональных программ.

Кроме того, мы намерены обеспечить годовой прирост экспорта автомобилей на уровне 9,2\% к 2011 году. В реальных планах организовать сборочное производство автомобилей КАМАЗ в Африке и Восточной Европе.

Планируется расширение номенклатуры и объёмов производства совместных предприятий. Так, в ООО «ЦФ KАМА» произойдёт углубление локализации КПП Ecomid, Ecolite, Ecosplit — до 50\%, в 2012 году планируется подготовка к переезду на новые производственные площади Завода двигателей. В ЗАО «КАММИНЗ КАМА» будет организована локализация заготовок деталей двигателя, освоение сборки новых спецификаций двигателей Cummins. В ООО «KНОРР-БРЕМЗЕ KАМА» планируется довести уровень локализации до 90\%.

В 2012 году планируется продажа 650 автобусов, что на 25\% больше чем в 2011 г. Ёмкость рынка сервисных услуг на 2012 год для владельцев автотехники КАМАЗ в России составит 14,9 млрд. рублей. Планируется увеличение доли присутствия на российском рынке авторизованного ОАО «КАМАЗ» сервиса до 29,5\%.

Радик Хасанов Радик Хасанов, генеральный директор ФГУП «ПО «Завод им. Серго»:

— В 2011 году в машиностроительной отрасли проделана значительная работа по сохранению производственных мощностей и кадрового потенциала предприятий «оборонки». К примеру, в рамках взаимодействия с концернами, входящими в госкорпорацию «Ростехнологии «, в нынешнем году приняты программы по развитию, комплексной загрузке и техническому перевооружению промышленных предприятий, расположенных в нашей республике.

Большинством крупных и средних предприятий отрасли разработаны и реализуются среднесрочные программы технического перевооружения. В этом году в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение» нам удалось получить более двух миллиардов рублей.

Также продолжается работа, направленная на расширение интеграционных связей науки и производства, создание инженерных центров для разработки инновационной продукции. Государственная поддержка оказывается развитию кооперации Казанского федерального университета, КНТУ-КАИ, КГТУ-КХТИ. Вузами совместно с рядом республиканских промышленных предприятий реализуются комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств, в рамках кластерного подхода ведется подготовки квалифицированных кадров для работы в области машиностроения.

В настоящее время разрабатывается Программа развития машиностроительного комплекса. Практическая реализация отраслевыми предприятиями намеченных планов будет способствовать решению задачи, поставленной президентом республики Рустамом Миннихановым, — достичь к 2016 году 2 трлн. рублей объема выпуска промышленной продукции.

В 2011 году POZIS успешно противостоял многочисленным «вызовам» и сложностям работы в условиях нестабильности мировой экономики. В полном объеме, качественно и в сроки выполнен Государственный оборонный заказ, несмотря на несвоевременное его получение.

Сейчас компания продолжает реализацию проекта «Освоение производства конкурентоспособной холодильной техники POZIS на основе энергоэффективных, экологически безопасных технологий с внедрением углеводородного вспенивателя на основе пентанов и хладагента изобутана». Также в 2011 году мы преступили к реализации плана «Реконструкции и технического перевооружения производств корпусов и гильз на ПОЗИС» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011−2020 годы».

Выполнен государственный контракт с министерством здравоохранения РТ на поставку уникальных медицинских холодильников и морозильников в лечебно-профилактические учреждения республики. В 112 республиканских медучреждений доставлено более 1100 ед. медицинской холодильной и морозильной техники POZIS на общую сумму 20 млн. рублей, в рамках программы «Повышение технической оснащенности ЛПУ Республики».

И, конечно, важным событием минувшего года стало акционирование — с 16 декабря 2011 года компания преобразована в ОАО «ПОЗиС».

В наступившем 2012 году мы хотим, прежде всего, обеспечить предприятие заказами, сохранить устойчивые позиции в плане продаж, продолжить активную работу, направленную на развитие и совершенствование выпускаемой продукции. В новый 2012 год мы вступаем с надеждой на лучшее, с уверенностью в своих силах.

Ильдус Исламов Ильдус Исламов, генеральный директор ОАО НПО «Татэлектромаш»:

— Российскую экономику определяет спрос со стороны сырьевого сектора и государства. В 2011 году на мировых рынках выросли спрос и цены на сырье. Больших объемов в России достигло государственное финансирование. Со второго квартала заработал мультипликатор спроса, а со второго полугодия и акселератор инвестиций, который включил в орбиту спроса остальные отрасли и в т. ч. машиностроение.

Качественная сторона спроса определялась установкой государства на модернизацию отраслей и «квалифицированным» спросом со стороны частного сектора. И это стало единственной важной позитивной тенденцией 2011 года.

Главная проблема экономики не решена: нет масштабной экономики внутреннего рынка и нет серьезных шагов по его формированию. Расчет на глобальный экспорт сырья и полуфабрикатов, на государственные расходы приводит к полной зависимости от мировой экономики и политики, формирует крупномасштабные негибкие производства и инфраструктуру, создает ущербную социальную структуру общества, тормозит технологическое и интеллектуальное развитие страны. Увлечение кейнсианскими рецептами государственного стимулирования ухудшает структуру экономки страны.

Устойчивый и независимый платежеспособный спрос, а вместе с этим и масштабный внутренний рынок может обеспечить только конкурентоспособный отечественный производитель.

В 2011 году объем производства и продаж «Татэлектромаш» увеличился на 40\%, средняя зарплата выросла до 24 тыс. руб. Было запущено три новых производства. Предприятием успешно реализуются программы сотрудничества с РЖД, Минобороны, ОАО «БелАЗ», ОАО «КАМАЗ» и другими партнерами. Идет плановое технологическое обновление производственных процессов.

В 2012 году будем расширять номенклатуру и клиентскую базу в освоенных отраслях. Новые производства, созданные в 2011 году, предстоит поставить на устойчивый путь жизнедеятельности и развития. Так, мы начали строительство новой линии трубного завода, которая позволит увеличить мощности по выпуску труб в три раза. Должны завершить программу освоения продукции для нужд МО РФ.

На основании заключенных договоров прогнозируется увеличение объема производства «Татэлектромаш» по всем направлениям в 2012 году в два раза и достижение показателя порядка 10 млрд. рублей. Более чем в два раза увеличится производство труб, электродвигателей и генераторов, в полтора раза увеличится производство автомобильных компонентов.

Но если мировая экономика войдет в кризис, снизятся цены на сырье и в России сократится инвестирование в новые производства и модернизацию, то заказы резко сократятся. Прогноз мировой экономики на 2012 год вызывает тревогу. Европейские долги, проблемы США, торможение Китая и Индии, уход «в минус» Бразилии, переход Китая и Японии на расчеты в своих валютах. Судя по всему, на рынке сырья надулся пузырь, и только проблемы Ближнего Востока пока не дают ему лопнуть.

Кредитная экспансия и необеспеченное финансирование создали серьезные структурные проблемы в мировой экономике. Поддерживать нездоровую структуру мировой и особенно западной экономики за счет монетарных инструментов становится невозможно. Долги накопились, и растут. Может наступить развязка. Сокращение эмиссии снизит цены на сырье и нефть. Выключится акселератор инвестиций и резко сократится инвестиционный спрос. Сократятся госдоходы и госрасходы. Инвестирование в новые производства обнулится. Программы жесткой экономии в странах с долговыми проблемами могут привести к снижению спроса и снижению цен на сырье. Вполне возможны банкротства банковских систем или дефолт некоторых стран.

Экономика России не ориентирована на потребительские товары и поэтому полностью зависима от инвестиционного спроса. Вступление в ВТО добавит еще проблем несырьевому сектору. Снижение цен на нефть, сокращение новых инвестиционных и государственных проектов в России будет для предприятий занятых в инвестиционных отраслях сигналом для оперативного пересмотра структуры производства и занятости. В том числе и для объединения «Татэлектромаш».

Д.Каримуллин Дамир Каримуллин, генеральный директор ОАО КМПО:

— Несмотря на то, что последствия финансово-экономического кризиса в первую очередь ударили по машиностроительной отрасли: именно в этой сфере сильно снизились объемы производства, и отмечалось наибольшее падение спроса на продукцию, в 2011 году татарстанские машиностроительные предприятия смогли переломить ситуацию. Объем товарной продукции по крупным и средним предприятиям отрасли по сравнению с прошлым годом существенно вырос.

Думаю, этот рост продолжится и дальше, поскольку ему способствует республиканская промышленная политика, направленная на инновационные преобразования в экономике и стратегию модернизации.

2011 год для КМПО стал особенным: исполнилось ровно 80 лет со дня создания завода. Подводя итоги работы не только минувшего года, но и прошедших десятилетий, можно с уверенностью сказать, что КМПО остается одним из стабильно развивающихся предприятий, которое реализует масштабные проекты. В 2011 году все цели и задачи бизнес-плана выполнены.

Одним из значимых результатов работы стала сдача в эксплуатацию 4 новых двигателей НК-38СТ. Тем самым мы заявили о начале серийного выпуска привода, который отличают высокий КПД, экономичность и полное соответствие современным экологическим требованиям. Была проделана колоссальная работа по доводке этого двигателя, востребованность в котором на сегодняшний день велика.

Также в этом году КМПО заявило о выходе на рынок энергетики. Предприятие планирует начать производство энергетических установок ГТЭУ с приводами 4−6 МВт, 8−13 МВт и 25−30 МВт, предназначенных для выработки электрической и тепловой энергии.

Конечно же, под знаком юбилея на предприятии было много сделано и для его работников. Проведены ремонтные работы в комбинате общественного питания, завершается ремонт заводской медсанчасти. Для работников с вредными условиями труда построены специальные гидропроцедурные кабинеты.

В 2012 году перед предприятием стоит ряд важных задач. Объем реализации должен составить 6,5 млрд., что на 18\% больше предыдущего года. В условиях роста объемов выпускаемой продукции и освоения новых видов на 2012 год запланирована серьезная программа по техническому перевооружению предприятия, рассчитанная на период до 2016 года.

Также мы планируем построить комбинированную котельную на казанской площадке для ухода от потребления внешних источников тепла (горячей воды и пара). В следующем году продолжатся работы по программе оптимизации производственных площадей с целью сокращения издержек.

Новости
30 Ноября 2020, 10:00

На уборку снега в Казани 30 ноября выйдут более 300 рабочих

В воскресенье с городских улиц рабочие вывезли более 2,2 тыс. тонн снега.

В Казани в понедельник 30 ноября снег с улиц будут убирать 320 рабочих. Очистить планируется улицы Баумана, Батурина, Достоевского, Павлюхина, Саид-Галеева, Фучика и другие.

В исполкоме сообщили, что в воскресенье с городских улиц рабочие вывезли более 2,2 тыс. тонн снега, в уборке города было задействовано 333 рабочих и более 400 единиц спецтехники.

Для обработки дорог в Казани рабочие использовали 344 тонны противогололедных материалов за сутки, с начала сезона — 7529 тонн.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: