— Экономистов сейчас не готовит лишь ленивый. В одной только нашей республике соответствующий диплом можно получить в нескольких десятках вузов, в том числе и в технических, перед которыми вообще-то стоят совершенно другие задачи. А коммерческие институты, те и вовсе открывают свои представительства чуть ли не в каждом селе… Другой вопрос, насколько будут востребованы их выпускники? Сейчас перед страной стоят серьезные задачи по модернизации экономики. И без специалистов, знания и навыки которых отвечают современным мировым стандартам, их не решить.
КФУ собирается готовить экономистов, которые будут котироваться не только по российским меркам.
Казанский университет — уже раскрученный бренд, причем во многом потому, что наши физические, химические, математические научные школы имеют «свое лицо» и хорошо известны зарубежным коллегам. На наш взгляд, в КФУ должна быть создана столь же авторитетная экономическая научная школа. Звучит амбициозно? Но ведь все предпосылки для этого есть. На нашей стороне преимущества университетского образования. Ведь чем оно интересно? Под крышей одного вуза собраны представители самых разных наук и научных направлений. Межфакультетское общение и взаимодействие расширяет кругозор, раздвигает научные горизонты. Более того, такое органичное созидательное сотрудничество рождает новую идеологию образования, не говоря уже о возможности использовать в преподавании продвинутые технологии, приглашать для чтения курсов выдающихся математиков, кибернетиков. Все это позволит углубленно готовить экономистов, обладающих системным мышлением, которые смогут в рамках поставленных задач принимать решения и работать самостоятельно.
— Марат Рашитович, каким образом будет организовано экономическое обучение в КФУ? Будет ли создан институт экономики или несколько подобных структур?
— Мы подходим к организации экономического обучения весьма взвешенно. Сейчас проводим серию консультаций со специалистами Минобразования РФ, а также ведущих экономических вузов страны для того, чтобы сформировать оптимальную структуру. С первого апреля в состав КФУ вошли ТГГПУ, КГФЭИ, ЕГПУ. Академию государственного управления при Президенте РТ к нам присоединили еще раньше. Во всех этих вузах велась подготовка по экономическим специальностям. В совокупности ими овладевали, включая вечернюю и заочную формы, более 7 тысяч студентов. Разумеется, речь идет не о ежегодном приеме, а об общем числе студентов — от первого курса до дипломников. В КФУ их будет столько же.
Напомню, что всего в федеральном университете будет обучаться около 43 тысяч студентов и семь тысяч из них, шестая часть, станет овладевать экономическими специальностями, то есть экономический блок станет одним из самых мощных. Кроме того, это как раз такое направление, которое приносит вузу большой доход.
Вообще, КФУ превращается в одну из самых крупных организаций не только в нашей республике, но и во всем Приволжском федеральном округе. С преподавателями и обслуживающим персоналом он соберет под своей крышей 50 тысяч человек.
Что же до структуры экономического обучения, то окончательное решение пока не принято. Возможно, это будет Академия экономики внутри КФУ, которая объединит несколько институтов с различной специализацией. Эти институты, с одной стороны, будут работать автономно, не бегая к руководству КФУ с каждым мелким вопросом, с другой стороны — нам важно сохранить университетскую целостность, творческое взаимодействие с широким кругом ученых.
— Преподавателей вузов, с которыми объединился КФУ, волнует их судьба, не останутся ли они без работы?
— Это напрасные опасения. Ректор КФУ Ильшат Гафуров уже не раз говорил о том, что преподаватели объединенных вузов не останутся за бортом, все они будут обеспечены работой в университете.
— Каких экономистов будут готовить в КФУ — теоретиков или прикладников?
— На мой взгляд, экономист не бывает теоретиком или прикладником. Вопрос стоит так: человек либо экономист по складу своего мышления, либо не экономист. И чистой теории в экономике, наверное, тоже не бывает: если все, что ты разрабатываешь, не применяется, то смысла в твоей работе никакого нет. Поэтому экономист всегда и теоретик, и прикладник.
— Но так ли уж важны теоретические глубины, к примеру, бухгалтеру?
— А это смотря какого уровня бухгалт
ер. Мы намерены выпускать таких, которые за столбцами цифр видят систему, представляют, как ее можно трансформировать, и могут предложить руководству эффективные управленческие решения. Для этого нужно многое знать, в том числе и постановку дела за рубежом. Эта сфера только кажется консервативной, на самом деле она динамично развивается. А для того, чтобы просто начислять зарплату и вести учет расходов, не обязательно университетское образование, тем более что сейчас многое делается с помощью компьютерных программ. Для этого достаточно закончить техникум. Мы же хотим готовить людей, которые готовы менять этот мир к лучшему, понимают суть глобализации и предлагают хорошие решения.
— Что для этого необходимо?
— Сейчас мы совместно с консультантами, учеными ведущих экономических вузов, приступаем к разработке собственных образовательных стандартов, ведь федеральным университетам предоставлено такое право. В частности, мы хотим корректировать их для практических нужд, например, с учетом того, что нужно знать банковским служащим. Со временем нашими стандартами, возможно, будут пользоваться и другие вузы. Для этого мы составляем рейтинги выпускников, определяем сильные и слабые стороны подготовки специалистов, а также недостатки государственных стандартов. Не секрет, что они формируются по несколько лет и зачастую устаревают прежде, чем вступают в силу. После чего действуют еще в течение нескольких лет, а наука между тем уходит вперед семимильными шагами, и госстандарты за ней не успевают. А возможность их корректировать исходя из потребностей регионов составляет не более 15 процентов. Впрочем, это касается не только экономических дисциплин, но и любой области знаний.
— Вас не пугает перепроизводство экономистов?
— По-моему, экономистов не может быть много по определению. Я говорю так не потому, что вузу, естественно, не хочется сокращать финансовые потоки, а потому, что потребность в экономических знаниях остро ощущается во всех сферах жизни. Экономист может работать везде. Не случайно же сейчас такой большой спрос на переподготовку. Практически каждому руководителю требуются экономические знания.
К тому же, если бы не было спроса на экономистов, рынок бы среагировал. Между тем люди готовы платить за изучение экономики. В эпоху рынка экономический образ мышления должен иметь каждый. Я, например, еще не встречал человека, который бы сказал, что экономическое образование ему не пригодилось.
— В чем заключается сотрудничество КФУ с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ и Высшей школой экономики?
— В чем проблема российского экономического образования? Мы ориентируемся на российскую, а в чем-то даже на региональную экономику. На деле же надо ориентироваться на мировую. Мы должны готовить экономистов, которые будут себя комфортно чувствовать везде. А Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ и Высшей школе экономики, которые сейчас формируют российские тенденции, поскольку достигли наибольших результатов в экономической подготовке, это удается. Мы достигли взаимопонимания с руководством этих вузов и хотим кооперироваться по ряду позиций. Чем это интересно КФУ? Мы получаем возможность пользоваться их наработками, приглашать оттуда преподавателей для чтения отдельных курсов. Чем такая кооперация привлекает названные вузы? Дело в том, что авторитет КФУ в области точных наук очень высок и для них важно получить доступ к достижениям наших ученых, к современным технологиям. Поэтому мы заключили взаимовыгодное соглашение, договорившись обмениваться наработками и технологиями. Скажем, Академия народного хозяйства — опорный университет по подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению. Для реализации амбициозных планов Татарстана необходимы специалисты в этой области, а благодаря соглашению мы сможем модернизировать свои программы, использовать учебники академии, приглашать ее преподавателей. А академия, в свою очередь, будет направлять сюда студентов на стажировку, так как Татарстан — один из немногих успешных примеров госуправления.
— У КФУ есть планы сотрудничества и с банками…
— Мы успешно сотрудничаем со Сбербанком, который возглавил энергичный и дальновидный руководитель, который понимает, насколько важно модернизировать экономическое образование и вооружить им весь персонал. Мы хотим в этой части кооперироваться. Это как раз те компетенции, которые нам нужны, та ниша, для которой мы традиционно готовим специалистов, поэтому мы хотим идти вместе, инвестировать, готовить преподавателей, используя современные технологии.
Сотрудничая со Сбербанком, мы яснее видим, какие специалисты нужны сейчас и какие понадобятся спустя некоторое время. Мы сейчас совместно разрабатываем программы, которые будут использоваться через пару лет.
Наше преимущество в том, что мы имеем возможность готовить специалистов на стыке экономики, финансов, менеджмента, защиты информации. А банкам, как и производственным корпорациям, нужны специалисты, которые имеют хорошие навыки в области IТ и экономики. Это и понятно: мир становится все более информационным, банки — все более виртуальными.
Мы сотрудничаем и с Татфондбанком, есть к нам интерес и у Оборонпрома, и у Ростехнологий, и у других корпораций. Производственники хотели бы не только получать подготовленных специалистов, но и использовать наши лаборатории. А нам они важны как постановщики задач для исследователей. Сейчас многие практики поняли, что прикладные исследования без фундаментальных невозможны.
— Университетскую казну пополняет платное обучение, а какие еще есть способы заработать — прогнозы, разработка стратегий для предприятий и республики?
— Наши специалисты действительно составляют экономические прогнозы. Не стоит забывать, что прогноз прогнозу рознь. Одни нужны для того, чтобы оправдать существующую ситуацию, другие — рисуют реальные перспективы. Безусловно, они не всегда удобны, но мы предпочитаем их и стремимся, чтобы они были доступны для общественности. Кроме того, наши ученые работают над перспективными технологиями, и надо заметить, что они пользуются спросом.
Для того чтобы разработать стратегию развития для экономики республики, нужны специалисты двух категорий: те, кто хорошо знает республику и ее хозяйство, и те, кто хорошо знаком с экономикой соседних регионов, ведь мы живем не в вакууме. У нас есть наработки в этой области и те проекты, которые я видел, вполне успешны.
Еще один способ пополнить казну: подготовить бизнес-планы для предприятий. Наши службы делают для них оценку рынка, помогают правильно инвестировать.
— Когда будет окончательно готова стратегия КФУ и принято решение о том, каким будет экономический блок?
— Стратегия будет готова к середине июня, а дальше начнется практическая работа. Будет сформирована смешанная группа, куда войдут республиканские, российские и международные специалисты. Они объективно оценят нынешний уровень подготовки экономистов и предложат, что нужно сделать для того, чтобы в области, экономического образования мы стали лидерами, и не только в России.
— Как можно будет определить, достигнут ли результат?
— Подготовка экономистов считается успешной, если 30−40% студентов будут из-за пределов республики, а 10% — иностранцев. Пока мы ориентируемся на постсоветское пространство, но хочется верить, что наступит то время, когда учиться экономике в КФУ приедут и студенты из дальнего зарубежья.
Газаета «Время и Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: