Новости
25 Декабря 2013, 09:00

Малый бизнес: куда ведет «дорожная карта»?

В Татарстане представили «дорожную карту», по которой в ближайшее время будет развиваться малый и средний бизнес республики. Согласно документу, к 2015 году доля таких предприятий должна составить в ВРП 34%. Предприниматели, которых попросили внести свои предложения в проект, пока сомневаются, что их мнение будет учтено, а сама программа будет реализована.

За три года действия программы по поддержке малого и среднего бизнеса Татарстан потратил 5 млрд рублей местных и федеральных средств. Финансовая помощь из них составляет 2,9 млрд рублей. Больше получила только Москва, рассказал на республиканской конференции по взаимодействию власти и бизнеса заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.

«Когда регионы приезжают в Минэкономики РФ защищать свои проекты, их представители выстраиваются перед татарстанской делегацией и говорят: татар не пускать. Потому что у них (Минэкономики — прим. ред.) уже денег нет. В принципе, мы берем больше всех», — гордо заявил на конференции в «Гранд Отель Казань» Николаев.

Большая часть средств ушла на инфраструктурные проекты — 65\%, самой затратной стала программа «Лизинг-грант».

Структура распределения бюджета в 2013 году

Несмотря на огромные потраченные суммы, число малых и средних предприятий в регионе продолжает снижаться. По данным начальника департамента поддержки предпринимательства Минэкономики РТ Рустема Сибгатуллина, в 2013 году их доля в общем объеме составляет порядка 24\%, что ниже прошлогоднего показателя на два процентных пункта.

«Динамика этих показателей нас не устраивает, и мы намерены их увеличить», — сказал он.

Рост местные власти планируют обеспечить за счет новой стратегии развития МСБ, презентованной в Казани на конференции в виде «дорожной карты». Ее разработкой занимались формально общественные организации — Торгово-промышленная палата и Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Проект, уже сейчас доступный на сайте Минэкономики и основанный на мониторинге бизнес-климата республики за пять лет, должен охватить период с 2014 по 2016 годы.

Представивший мониторинг член совета ассоциации Рафик Шайхутдинов сделал акцент на том, что действующая система господдержки предпринимателей неэффективна из-за ее перекоса в сторону инфраструктурной направленности. В то же время доля прямой финансовой поддержки значительно уменьшается, сказал он. По новой программе «центр тяжести» по развитию предпринимательства переходит из центра в муниципальные районы, от которых будут требовать собственных стратегических проектов по поддержке МСБ.

Проект «дорожной карты», как рассказал Артур Николаев, создавался на основе успешного опыта зарубежных стран — США, Канады, Японии и европейских стран, где доля малых и средних предприятий составляет 97−99\% в общей структуре частного бизнеса.

По планам авторов проекта документа, ежегодный прирост субъектов малого и среднего предпринимательства должен будет составлять до 3,1\% к уровню предыдущего года, ежегодный прирост выручки таких предприятий в республике будет на уровне не менее 6\%. При этом сама доля малых и средних предприятий в ВРП в 2015 году должна составлять 34\%.

Основные пункты «дорожной карты» по развитию МСП в Татарстане на 2014−2016 годы:

  • Повышение эффективности работы органов местного самоуправления по поддержке бизнеса. Разработчики предлагают включать индикатор развития МСП в показатель оценки эффективности местных властей. Планируется, что муниципалитеты должны будут разработать собственные программы по развитию предпринимательства и сами же их внедрять на основе софинансирования.

  • Повышение доступности финансовых ресурсов в секторе малого и среднего предпринимательства. Создатели «дорожной карты» предлагают развивать систему микрофинансирования, сделать субсидирование по кредитам более эффективным, а к самому кредитованию МСБ привлекать коммерческие банки.

  • Поддержка начинающим предпринимателям. Ожидается, что будет разработана специальная программа для новичков в бизнесе, в которую, в том числе, войдет и пункт по выделению квот для участия в аукционах по заключению госзаказа. Разработчики предлагают также развивать в республике франчайзинг.

  • Популяризация предпринимательства — вовлечение в него экономически активного население, развитие молодежного предпринимательства.

  • Создание новой, развитие и повышение эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Нужно внедрить практику оценки эффективности каждой государственной структуры и создавать новые, считают разработчики.

    • Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет обучения специалистов.

    • Стимулирование инновационной активности МСБ. Помимо субсидирования затрат, предлагается ввести налоговые льготы для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

    • Повышение доступности энергетических ресурсов для МСБ — субсидирование затрат на техприсоединение компаний.

    • Усиление рыночных позиций предпринимателей на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках. Этим пунктом планируется прописать компенсацию затрат на участие в выставках, поддержку экспорта.

    • Содействие технологическому перевооружению производства субъектов малого и среднего предпринимательства. По замыслу авторов, субсидии необходимо выделять на приобретение основных средств, ремонт старых помещений и внедрение энергосберегающих технологий.

    • Снижение налоговой нагрузки на бизнес и оптимизация системы распределения налоговых доходов от предпринимательской деятельности по уровням бюджетной системы. Здесь говорится также и о налоговых «каникулах» для вновь создаваемых предприятий. Дополнительные доходы от предпринимательских налогов предлагается отдавать в местные бюджеты. По патентной системе налогообложения разработчики хотят снизить размер потенциально возможного годового дохода, получаемого индивидуальными предпринимателями. При этом размеры базовой доходности они планируют разделить по характеристикам населенных пунктов: промышленно развитые города — Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск; прочие города и прочие населенные пункты.

    • Снижение тарифной нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторы намерены подготовить поправки в законодательные акты РФ в части регулирования естественных монополий, предложить перераспределение тарифной нагрузки от малых к крупным предприятия и снижение тарифа за электроэнергии до минимального.

    Всего на развитие малого и среднего предпринимательства, по словам Рустема Сибгатуллина, будет выделяться по 500 млн рублей в год из республиканского бюджета. Это 40\% от общего финансового вложения государства. Планируется, что остальные 60\% будут перечисляться из федерального бюджета.

    Предложения от предпринимателей Минэкономики, ТПП и ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса будут принимать до 24 января. До 31 числа планируется обработка полученных инициатив и завершение работы над проектом. Затем его должны рассмотреть в парламенте. Внедрение начнется в первом квартале 2014 года.

    «Шансы, что она будет принята, очень высоки», — считает замминистра Рустем Сибгатуллин.

    Несмотря на заявления властей о том, что «дорожная карта» — это «100\% общественный документ», предприниматели, участвовавшие в конференции, засомневались, что их мнения на этапе доработки проекта будут учтены.

    Председатель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин, заявивший взявшим слово бизнесменам, что «взаимодействия здесь не предполагалось» (название республиканской конференции — «Взаимодействие власти и бизнеса: новые возможности повышения деловой активности в муниципальных районах РТ» — прим. ред.) и «для дискуссий надо отдельно собираться», пообещал, что в проект войдут только системные предложения, отбирать которые будет экспертная комиссия.

    Предприниматели опасаются, что новый проект может так и остаться на бумаге и не найти воплощения на практике.

    «Я считаю, что это очень значимый документ, родившийся за последнее время в результате конференций и съездов. Но опасаюсь того, что это будет тем же хорошим продуктом, который, в лучшем случае, ляжет в стол, в худшем — в урну.

    Мы знаем, как трепетно руководство республики относится к целевым программам. Если этот документ будет доведен до руководства региона и принят, будет прописан исполнитель, сроки и ответственность за неисполнение, тогда это все принесет какой-то эффект. Но если этого не будет, это окажется очередной болтовней. Мы знаем, какова участь резолюции съезда предпринимателей. Ведь там практически ничего не сделано", — сказал генеральный директор группы компаний «СПБ» Шамиль Булушев.

    По мнению депутата Казгордумы и предпринимателя Ильдуса Янышева, шанс быть реализованной у программы может быть только в том случае, если ее позиционирование будет происходить в общем ряду с другими «дорожными картами», внедрение которых поддерживает правительство России.

    «Сложно сказать о будущем этой программы, потому что опыт предыдущих съездов и конференций, которые проводят предприниматели, и даже личные встречи с президентом показывают, что уровень реагирования власти на предложения бизнес-сообщества достаточно слабый. Я бы его суммарно обозначил в 10−20\%. Где-то все замалчивается, где-то сводится к реагированию только на частные случаи, когда делается пиар, и помощь оказывается только отдельному предпринимателю.

    С другой стороны, надежду вселяет послание президента, в котором говорится о «дорожных картах». Это правительственная программа, которая призвана учитывать интересы предпринимателей. Поэтому, может быть, магическое слово «дорожная карта» сработает, и через нее удастся наши вопросы донести до правительства", — считает депутат.

    Новости
    12 Декабря 2024, 19:42

    Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

    Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

    На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

    Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

    Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

    Lorem ipsum dolor sit amet.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: