Ситуация вокруг проблем малых нефтедобывающих предприятий будоражит страну уже более года, исключением не стал и Татарстан. В декабре прошлого года «ВиД» рассказал о планах ряда местных ННК полностью прекратить добычу нефти и уволить всех работников «в связи с невозможностью исполнять свои обязанности налогоплательщиков» для предотвращения банкротства. Об этом, а также о предложениях по исправлению ситуации 18 татарстанских нефтяных компаний написали открытое письмо Президенту России, Совету Федерации, Госдуме и правительству.
Меж тем уже в январе 2009 года на пресс-конференции тогдашнего главы Минпромторга РТ Александра Когогина журналистам стало известно, что все 34 из существующих татарстанских ННК продолжают работать. О том, каким образом была решена проблема выплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ, срок ежегодной уплаты — 25 декабря, невыплата является прямой дорогой к закрытию компании), неизвестно.
Более того, в этом году и без того закрытая сфера малого нефтяного бизнеса стала еще менее доступной для постороннего взгляда — общаться с представителями СМИ компании желанием не горят. Единственные доступные сведения заключаются в ежемесячных сводках по общетатарстанской нефтедобыче, бурению и ремонту скважин.
Меж тем проблемы никуда не исчезли, и предложения, регулярно направляемые малой и большой «нефтянкой» в адрес федералов, так и остаются без ответа. Так, около месяца назад в Альметьевске прошло совещание с руководителями ННК республики под руководством Премьер-министра РТ Рустама Минниханова. В отчете с мероприятия агентство «Татар-информ» подчеркнуло: формальным поводом для встречи стало подведение итогов работы отрасли за 9 месяцев, практически же речь шла о проблемах, мешающих успешной работе нефтяных компаний.
ЗАО «Нефтеконсорциум» (орган, координирующий деятельность ННК в Татарстане), предоставило «ВиД» выдержки из основного доклада руководителя ЗАО Фаниса Валеева. Из него следовало — 9 месяцев 2009 года показали, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за экономического кризиса и снижения цены на нефть произошло резкое снижение (до 1,5−2 раз) основных технико-экономических показателей. К ним относятся объемы отгруженной продукции, капвложений, бурения скважин, геологоразведочных работ и налоговых отчислений. При этом подчеркивалось, что компаниям все же удалось сохранить объемы и темпы роста добычи нефти. Так, за 3 квартала 2009 года независимые компании добыли 4,951 млн. тонн нефти, что на 104 тыс. тонн больше соответствующего периода прошлого года. При этом удельный вес добытой ими нефти составил 20,4% от общего объема по республике, против 19,9% за соответствующий период прошлого года.
Также сообщалось, что 20 независимых нефтедобывающих компаний увеличили объемы добычи по сравнению с прошлым годом (в лидерах «Татойлгаз», «Троицкнефть», «Алойл», «ТатРИТЭКнефть», «РИТЭК-Внедрение», «Акмай»). В отстающих — «Меллянефть», «Татех», «Татнефть МНКТ». При этом методы увеличения нефтеотдачи (МУН) пластов (без которых невозможно разрабатывать истощенные месторождения, а именно их по Указу Президента РТ от 1997 года предлагали разрабатывать ННК) в 2009 году применялись в 30 компаниях. Указанным образом предприятиями добыто 660 тыс. тонн нефти, что на 10% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Значительная доля добычи с помощью МУН — у компаний «КарбонОйл», «Геотех», «РИТЭК-Внедрение», «Татех», «ТНГК-Развитие».
Хуже ситуация с бурением. Так, за 9 месяцев текущего года компаниями пройдено более 155 тыс. метров эксплуатационного бурения, что составляет 75% от запланированного объема бурения на 2009 год и 43,5% — к показателям 2008 года. Введено в эксплуатацию 164 скважины. К концу года обещано приблизиться к показателю около 200 тыс. метров эксплуатационного бурения и ввести более 200 скважин (в 2008 году было 325 скважин).
Меньше и выручка от реализации продукции. За 9 месяцев текущего года она снизилась на 20% по сравнению с тем же периодом 2008-го и составила 33 млрд. рублей. Соответственно, платежи в консолидированный бюджет Татарстана также снизились (на 44%) и составили 2,4 млрд. рублей из 23,23 млрд. рублей начисленных во все уровни. На 51% меньше освоено компаниями и капитальных вложений (около 3,5 млрд. рублей), на 64% упал показатель разведки (24 тыс. метров горных пород).
Впрочем, по мнению кон
сультанта Президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Рената Муслимова, снижение показателей в той же геологоразведке не стоит воспринимать как что-то страшное. «Это по всей стране, это кризис повлиял», — объяснил он «ВиД» этот показатель общей тенденции. «Надо пережить этот год, следующий, а потом будем выправляться и выходить на запланированные объемы», — обнадежил он.
Любопытным было замечание и по поводу этих самых объемов. Так, на вопрос «ВиД», будет ли расти доля ННК в общереспубликанской добыче, Ренат Муслимов ответил, что принципиального изменения не произойдет. По его словам, «небольшой рост, естественно, будет происходить», однако, по прогнозным расчетам, компании «уже выходят на максимум». «Они выйдут максимум миллионов на семь», — оценил он возможную годовую добычу малых компаний. При этом Ренат Халиуллович отметил с сожалением, что у части ННК добыча падает, и признался, что уже давно понял — «реально никто им льгот не собирается давать».
Вероятно, в применении к федеральному центру так оно и есть. А вот в республике шаги навстречу независимым нефтяным компания предпринимаются. Так, на том же ноябрьском совещании говорилось об антикризисных мерах поддержки со стороны правительства республики и «Татнефти». Последняя, к примеру, приняла решение об отмене авансовых платежей за услуги, дала отсрочку по финансированию капремонта нефтепровода в Нурлатском районе. Реструктурирована задолженность малых компаний перед «Татнефтью». Она же предложила льготно пользоваться собственными буровыми возможностями. Правительство РТ способствовало снижению платы за подключение нефтепромысловых объектов к электросетям
Насколько это действительно «главное» с учетом практически достигнутого предела максимальной нефтедобычи, мы также спросили у Рената Муслимова. Оказалось, что печальная логика в этом все же есть.
«Почему сейчас количество сохраняется? Очень просто — система такая. Скажем, на Западе запасы покупаются и продаются. У нас покупать и продавать месторождения по закону нельзя. Поэтому мы покупаем компании. Мы должны сохранить компанию — хотя бы формально, иначе у нас отберут лицензию. Это просто наша российская привычка — правой рукой левое ухо чесать… А в нормальной рыночной экономике все продается и покупается — и это правильно». Поэтому профессор отметил — ННК действительно скоро станет меньше, но не за счет сокращения. «Они будут укрупняться. Этот процесс идет», — отметил он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: