Марат Шакирзянович, во многих выступлениях официальных лиц можно услышать о том, что Республика Татарстан больше, чем другие регионы, подготовлена к реализации жилищного нацпроекта. На основании чего сделаны такие выводы?
— Действительно, Татарстан имеет стартовые условия для реализации жилищного нацпроекта, несколько отличные от условий других регионов. Ежегодный объем ввода жилья составляет 1,5 -1,6 миллионов квадратных метров. Серьезные предпосылки для сложившейся в республике ситуации создала реализация Программы ликвидации ветхого жилья (1996−2004 годы), благодаря которой гражданам, проживающим в ветхом жилье, безвозмездно было предоставлено свыше 48 тысяч квартир. Осуществлялось развитие инженерно-коммуникационных сооружений, строились объекты социальной и культурно-бытовой сферы.
Одновременно с Программой ликвидации ветхого жилья в конце 1990-х годов в республике была инициирована республиканская программа «Свой дом», основной задачей которой являлось увеличение ввода индивидуального жилья путем обеспечения новых жилых поселков индивидуальной застройки необходимой инженерной инфраструктурой — дорогами, газопроводом, водопроводом, электросетями, в некоторых поселках и сетями канализации. В период ее реализации (1998−2000 годы) индивидуальными застройщиками ежегодно вводилось свыше 700 тысяч квадратных метров жилья.
Нельзя забывать и о том, что республика разработала и внедрила собственную схему предоставления жилья по социальной ипотеке, условия кредитования в рамках данной программы одни из самых привлекательных в России. И дело не только в низкой процентной ставке (7% годовых), возможности в связи с финансовыми затруднениями гражданина временно приостановить выплату по кредиту, поддержке в связи с рождением ребенка (при рождении ребенка из республиканского бюджета выделяется субсидия в размере 200 тысяч рублей, направляемая на уплату первоначального взноса или текущих платежей по выкупу жилья в собственность).
Главное достоинство программы в том, что стоимость квадратного метра по социальной ипотеке ниже цены, которая существует на рынке. Стоимость одного квадратного метра жилья в готовых квартирах, реализуемых по программе социальной ипотеки, в 2006 году в Казани составила 16 тысяч рублей, в городах и районах республики от 11 до 15 тысяч.
А чем Вам как строителю запомнился уходящий год?
— Сегодня экономика страны, и республики в частности, на подъеме. В Татарстане в 2007 году строители построят беспрецедентный объем жилья, более 2 миллионов квадратных метров, повсеместно возводятся объекты социально-культурного и спортивного назначений, реализуются крупнейшие проекты в сфере промышленного строительства.
В последнее время много говорят о развитии малоэтажного строительства, означает ли это, что такой тип застройки признан приоритетным?
— Большая часть введенного в 2006 году жилья (58%) — малоэтажная застройка. Эта статистика дает основания полагать, что подобная тенденция сохранится. Безусловно, это стало возможным и благодаря мерам государственной поддержки, которые выработаны как для компаний-застройщиков, инвестирующих свои средства в малоэтажную застройку, так и для граждан, желающих самостоятельно строить индивидуальные дома.
Малоэтажное строительство решает множество экономических и социальных проблем. Свой дом — это ответственное хозяйское отношение к имуществу, а значит, воспитание собственника. Это реализация стремлений большого числа граждан жить на собственной земле. С точки зрения экономики — это решение жилищно-коммунальных проблем, усиление территориальной мобильности населения.
Но все это не означает, что развитие многоэтажного жилья будет приостановлено, напротив, лишь в развитии всех возможных направлений жилищного строительства заключается достижение целей жилищного нацпроекта. Сам гражданин должен выбрать для себя, в каком жилье его семье будет комфортнее жить, какие средства потребуются для того, чтобы купить такое жилье и с помощью каких финансовых схем он будет это осуществлять.
Завершается третий год с момента принятия Госсоветом РТ «Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 — 2010 годы», что можно сказать о ее реализации?
— Очень много. С тех пор республика перешла на 100% оплату экономически обоснованной стоимости услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса с одновременной ликвидацией системы перекрестного субсидир
ования; все виды социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг переведены в форму денежных выплат и перечисляются на счета граждан. Это коснулось всех без исключения жителей и, полагаю, все об этом знают. Кроме того, начиная с 2005 года, предприятиями жилищно-коммунального комплекса обеспечивается рентабельная работа.
Еще один важный факт — текущая собираемость с потребителей за жилищно-коммунальные услуги, в целом по отрасли по состоянию на начало октября 2007 года составила 98%. Это очень высокий показатель, соответствующий мировому уровню. За время реализации программы установлено 17 884 водомерных узла, уровень оснащения жилищного фонда приборами учета достиг 96%; возрос уровень оснащения жилищного фонда поквартирными приборами учета холодной и горячей воды; при постоянном росте площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, удельный его вес составил — 83,1%, канализацией — 76,3%.
Увеличились: объем сбора ТБО, доля переработанных ТБО на мусороперерабатывающих заводах, количество предприятий малого бизнеса в сфере обращения с отходами. Доля лифтов требующих замены ежегодно снижается в среднем на 20%.
По многим сферам оказания коммунальных и жилищных услуг произошли положительные перемены.
За данный период введено в эксплуатацию 21 очистных сооружений канализации, более 30 водозаборных сооружений, построено и реконструировано 766 км водопроводных и около 100 км канализационных сетей. В процессе модернизации теплового хозяйства ликвидировано более 135 неэффективных котельных, установлено 10 700 двухконтурных котлов, 80 блочно-модульных котельных, реконструировано и модернизировано 359 км тепловых сетей. 75% жилищного фонда многоквартирных домов самостоятельно выбрали способ управления своим домом.
Это серьезный показатель, свидетельствующий о развитии самоуправления в жилищной сфере. Вместе с тем, есть ряд вопросов, движение по которым не происходит так быстро, как нам хотелось бы. К примеру, ежегодный рост отношения фактического финансирования капитального ремонта жилищного фонда к потребности не снизил удельный вес нуждающегося в капитальном ремонте жилищного фонда многоквартирных жилых домов республики; фактически не создана конкуренция в сфере управления жилищным фондом.
В среднем тарифы на услуги ЖКХ в республики ниже, чем среднероссийские, это заслуга реформирования, на ваш взгляд?
— Тарифы в Татарстане ниже среднероссийских на 37%. С точки зрения заботы о гражданах, оплачивающих 100-процентов стоимости услуг ЖКХ — я могу сказать, что это, безусловно, достижение. С другой стороны, как профильный министр, который обязан формировать бесперебойную и эффективную работу предприятий жилищно-коммунального комплекса — я должен признаться, что тариф сегодня не позволяет в полном объеме выполнять мероприятия инвестиционного характера, довести зарплату работников до достойного уровня.
А что, как Вам кажется, в последнее время произошло в отрасли, что способно изменить существующее положение дел?
— Принятие закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Это действительно беспрецедентный шаг страны на пути решения проблемы недоремонта жилого фонда. Такие средства, которые должны быть вложены в течение ближайших 4 лет, на жилищном фонде не осваивались. Из средств федерального Фонда содействия реформированию республика на ликвидацию недоремонта получит не менее 6,5 млрд. рублей в течение 4-х лет, а в случае выполнения программы за три года, может получить дополнительно в 2011 году 1,5 млрд руб. В совокупности с республиканскими бюджетными средствами, средствами местных органов власти и средствами населения по платежам за капитальный ремонт общие финансовые ресурсы республиканской программы оцениваются в 17 млрд. рублей (с учетом дополнительных — до 20 млрд руб.).
Я не сомневаюсь, что нам удастся решить огромное число проблем. В республике насчитывается почти 60 тысяч многоквартирных жилых домов. Мы планируем отремонтировать более 9 тысяч, это почти 16 млн. кв. метров, 200 тысяч квартир, более 600 тысяч граждан. Отвечая на Ваш вопрос, почему реализация закона позволит изменить существующее положение дел, должен сказать, что разработчики закона предусмотрели, что деньги на ликвидация недокопившегося недоремонта смогут получить регионы, реально занимающиеся преобразованиями в жилищно-коммунальном комплексе.
Речь идет о развитии конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, приходе в отрасль инвесторов, развитии самоуправлен
ия в жилищной сфере (как то создание ТСЖ), обеспечение реализации производственных и инвестиционных программ предприятиями коммунального комплекса. В условиях также — прекращение предоставления дотаций предприятиям жилищно-коммунальной отрасли и разработка эффективной социальной поддержки малоимущим в вопросах оплаты услуг ЖКХ другие меры.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: