Вот почему каналы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), которые для многих россиян еще пару лет назад были новшеством, сегодня являются привычным набором факторов конкурентоспособности любого финансового учреждения.
О том, какими техническими новинками планирует удивить своих клиентов ОАО «АК БАРС» БАНК (генеральная лицензия ЦБ РФ № 2590
Максим Александрович, говоря об IT-технологиях в банке, в первую очередь возникает вопрос об информационной безопасности — клиентов и самого учреждения. Насколько информационные системы ОАО «АК БАРС» БАНК защищены от злоумышленников?
— Действительно, в последнее время в России участились случаи различных атак — хакерских и прочих нелегитимных, несанкционированных действий в отношении операций с банковскими счетами. Но системы банка достаточно защищены, чтобы противодействовать подобным нападениям извне. Система безопасности «АК БАРС» Банка постоянно развивается и модернизируется адекватно тем угрозам и рискам, которым Банк может подвергаться при осуществлении своей деятельности.
Например, при эксплуатации дистанционного банковского обслуживания для корпоративных клиентов мы используем систему шифрации передаваемых сообщений и систему электронно-цифровой подписи безбумажного документооборота. При этом клиенту — юридическому лицу выдается экземпляр закрытых и открытых ключей, которыми он подписывает свои платежные поручения. Выдается он на различных носителях: дискетах, флеш-картах и пр. Элементарной мерой безопасности является надлежащее хранение этих носителей, в целях предупреждения несанкционированного доступа к банковскому счету. Все мероприятия по созданию защиты Банка готовятся нами совместно с Департаментом безопасности. Совершенствуя их, мы пытаемся снизить риск человеческого фактора, чтобы избежать подобных случаев.
Какие советы по безопасности Вы можете дать корпоративным клиентам, пользующимся банковскими услугами?
— Во многих случаях причина «взломов» проста — халатность самих клиентов при эксплуатации систем «Клиент-банк» и Дистанционного Банковского Обслуживания. Игнорирование элементарных мер предосторожности и безопасности, расчет на авось в конечном итоге приводят к таким печальным последствиям. Носители, на которых записаны аналоги собственноручной подписи, необходимо хранить в закрытом сейфе, а не вставлять в дисковод и забывать его там на долгие годы. Злоумышленники используют не недостатки банковской системы, а невнимательность пользователей, эксплуатирующих систему ДБО.
В «АК БАРС» Банке действуют различные виды IT-сервиса и для клиентов — физических лиц. Какие это услуги и чем они удобны?
— Сегодня для клиентов — физических лиц имеют значение не только выгодные условия по тем или иным продуктам, но и удобство распоряжения своими сбережениями, счетами, депозитами… Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — тот самый сервис, который предназначен для упрощения ведения, использования и распоряжения банковскими счетами. ДБО принимает к исполнению операции по пополнению и перечислению начисленных процентов, минуя операционные кассы и очереди в них. Также одной из наиболее востребованных услуг является осуществление платежей через банкоматы Банка. Это не только сокращает время обслуживания клиентов, но и благодаря продолжительному или круглосуточному режиму работы банкоматов позволяет осуществлять платежи в любое удобное время.
А какие услуги, кроме выдачи наличных денежных средств, оказывают банкоматы ОАО «АК БАРС» БАНК?
— Через банкоматы «АК БАРС» Банка можно оплачивать услуги ряда операторов мобильной связи, телекоммуникационные услуги, коммунальные платежи, штрафы ГИБДД, а также инвестиционные паи ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ». Осенью 2009 года «АК БАРС» Банк запустил и программу сбора благотворительных пожертвований через принадлежащие ему банкоматы. Эта услуга предоставляет возможность оказать помощь в рамках социального проекта «Твори добро», целью которого является поддержка и экстренная помощь тяжелобольным детям.
Я считаю, что внедрение сервиса благотворительных платежей через банкоматы «АК БАРС» Банка сделает сбор пожертвований более организованным и безопасным, а также привлечет к благотворительности более широкую аудиторию. Кроме того, Банк продолжает реализацию социальных пр ограмм населению республики, предлагая услугу по перечислению пенсий, субсидий и иных выплат социального характера на банковские карты ОАО «АК БАРС» БАНК.
«АК БАРС» Банк первым среди банков в России реализовал систему налоговых платежей по банковским картам через инфокиоски. Что это такое и какую возможность они предоставляют клиентам «АК БАРС» Банка?
— Инфокиоск — это устройство, с помощью которого клиент может самостоятельно, без помощи банковских работников осуществлять различные платежи. Инфокиоски принимают налоговые платежи по банковским картам «АК БАРС» Банка при помощи штрих-кода на налоговой квитанции. Первый инфокиоск, принимающий такие платежи по банковским картам, был установлен Банком в ИФНС по Московскому району г. Казани (ул. Бондаренко, д.3). Сегодня по Татарстану их насчитывается около 30. Располагаются они не только в крупных городах, как Казань или Набережные Челны, но и, например, в Чистополе, Бавлах, Зеленодольске и др. Теперь налогоплательщикам предоставляется возможность уплаты налогов непосредственно в налоговой инспекции. При оплате налоговых платежей через инфокиоск Банк не взимает с клиентов каких-либо дополнительных комиссий.
Известно, что «АК БАРС» Банк расширил возможности СМС-Банкинга. Что предлагает этот сервис Вашим клиентам?
— Услуга «SMS-банкинг» — это оперативный, удобный и современный способ взаимодействия с банком. «SMS — Банкинг» от ОАО «АК БАРС» БАНК состоит из трех сервисов: «SMS -Информатор», «SMS -Баланс» и «SMS -Платеж».
Услуга «SMS — Информатор» предназначена для получения информации о движении средств по счету, например — начислена ли заработная плата или совершил ли клиент покупку с использованием карты — вся эта информация придет на его мобильный телефон. Сервис повышает безопасность — ведь если кто-то попытается воспользоваться чужой картой — пользователь может ее тут же заблокировать с помощью услуги «SMS — Баланс». Также с использованием сервиса «SMS — Баланс» можно запросить у Банка информацию о состоянии своего карточного счета, последних трех проведенных операциях и даже перечислить деньги с карты на любую другую карту, эмитированную Банком.
Иными словами, благодаря смс-банкингу клиент всегда будет в курсе состояния своего счёта в банке. Сегодня эту услугу предоставляют многие финансовые учреждения. Но ОАО «АК БАРС» БАНК расширил ее возможности и предлагает в рамках смс-банкинга новый сервис — «SMS — Платеж». С его помощью можно осуществить оплату услуг тех организаций, которые входят в перечень, определяемый Банком. Для этого нужно просто отправить в банк на специально выделенный сервисный номер SMS-запрос.
Каким Вы видите развитие услуг через платежные терминалы?
— Одним из каналов ДБО являются платежные терминалы самообслуживания — автоматы, которые принимают различные платежи от физических лиц. Их внедрение для банка означает оптимизацию и сокращение операционных издержек: снижается нагрузка на дополнительные офисы, уменьшаются затраты на содержание персонала, что, естественно, отражается и на тарифах. Поэтому «АК БАРС» Банк и крупнейшая сеть терминалов оплаты в России, принадлежащая ОАО «Элекснет» договорились о сотрудничестве в этом направлении. Теперь клиенты ОАО «АК БАРС» БАНК могут вносить денежные средства на карточные счета банковских карт, эмитированные банком, и погашать кредиты через платежные терминалы «Элекснет».
Они размещены в самых оживленных местах — магазинах, торговых центрах, остановочных площадках, вузах, метро и пр. Погасить кредиты теперь так же просто, как и оплатить мобильную связь. Количество терминалов «Элекснет» на территории России достигает около 2900 штук. География компании насчитывает присутствие в 16 регионах страны. При проведении транзакционных операций клиент уплачивает в пользу ОАО «Элекснет» комиссию 1,5 процента от суммы платежа. Счета клиентов банка пополняются на следующий рабочий день после внесения денежных средств.
СМС-банкинг, интернет-банкинг, терминалы самообслуживания… Все это, безусловно, очень удобно и экономно по многим параметрам. Можно ли в этом случае говорить о «виртуальном банке» и заменит ли ДБО традиционное банковское обслуживание?
— Не нужно думать, что с развитием дистанционных каналов обслуживания все банки непременно станут «виртуальными». Банк будущего — это то финансовое учреждение, которое имеет и свои офисы с операционистами, оказывающими услуги на высочайшем уровне, и одновременно способно предложить дистанцион
ные каналы обслуживания. Кроме того, согласно действующему российскому законодательству, при открытии счета, вклада или при других определенных услугах, визит клиента в банк остается обязательным. А дистанционно обслуживание может осуществляться в дальнейшем.
В любом случае, для одной категории клиентов всегда будет важен эксклюзивный сервис и индивидуальный подход, для других — оперативность и интерактивность осуществляемых операций. Количество клиентов, предпочитающих ДБО или традиционное банковское обслуживание, будет расти параллельно. Поэтому я считаю, что система ДБО не заменяет банк, а расширяет его возможности.
На правах рекламы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: