Чем можно объяснить тот факт, что дети, изъятые из неблагополучных семей, сбегают из детских домов, возвращаясь туда, где им, казалось бы, было много хуже?
Насильственное отторжение ребенка от родителей — мера нежелательная. Этот факт сегодня признается специалистами всего мира. Детские психологи объясняют это тем, что ребенок уже находится в состоянии постоянного стресса, живя в родительской семье в неблагоприятных условиях. А тут у него возникает еще и новый стресс, связанный с потерей знакомой и понятной ему социальной среды. Поэтому, как правило, первая реакция ребенка, помещенного в коллектив детского дома, приюта и тому подобных заведений — страх и ожидание неприятностей. Он либо замыкается, испытывая депрессию и подавленность, либо сам становится агрессивным. Вот и получается, что органы опеки и попечительства, преследуя благородную цель — сохранить здоровье и жизнь ребенка, зачастую только ухудшают его психологическое состояние.
В таком случае остается одно — вести работу по реабилитации неблагополучных семей?
Ежегодно в РТ выявляется более 1800 детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них более 50% — по причине лишения родительских прав. Причем тенденция к увеличению: количество таких детей выросло с 1620 человек в 2000 году до 1870 человек в 2005 году. Потому вопрос о сохранении кровной семьи для меня спорный. Стоит ли ее сохранять? В последнее время много об этом говорят, но я знаю, что случаи, когда бы родители смогли найти в себе силы и встать на путь истинный, крайне редки. Наоборот, обыденна ситуация, когда родитель и после кодирования, и после «зашивания» возвращается к привычному образу жизни. Видимо, причина в том, что действительность, которую протрезвевший родитель начинает замечать, своей неприглядностью вновь толкает его забыться бутылкой. О родителях-наркоманах говорить не приходится. А что остается ребенку? Покалеченная жизнь? Ведь не секрет, что дети за модель своей жизни принимают модель жизни родителей — стоит упустить момент, и этот процесс будет необратим.
Неизбежно возникает дилемма: оставить ребенка в кровной семье, значит, получить в перспективе еще одну такую же, забрать ребенка из семьи — сделать его ущербным на всю жизнь. Как выбрать из двух зол меньшее?
Помимо того, что система общественного воспитания травмирует ребенка в вопросе лишения его семьи, у нее есть и ряд других минусов. Обобщая опыт работы детских домов и школ-интернатов, можно с уверенностью сказать, что эта система не выполняет своей главной функции — адаптации детей к реальной жизни. Как правило, выпускники детских приютов плохо ориентируются в самых простых бытовых ситуациях, не умеют решать повседневные проблемы. И именно поэтому в развитых странах мира сегодня все чаще отказываются от практики общественного воспитания, предпочтение отдается другой, более совершенной форме: приемной семье.
Как защищаются интересы детства в республике: берутся ли на вооружение передовые тенденции?
В нашей республике приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является семья. Несмотря на то что работа ведется по трем направлениям: усыновление, опека-попечительство и приемная семья, приоритетным мы считаем, разумеется, усыновление. Однако сейчас, особенно после того, как в апреле 2006 года было увеличено денежное пособие на содержание детей приемным родителям, в республике наблюдается рост числа желающих взять себе приемного ребенка. Ведь усыновителям такого пособия не полагается — подразумевается, что воспитывается родной ребенок. Хотя вопрос о поощрении усыновителей в настоящее время находится на обсуждении.
Сегодня в Татарстане насчитывается 8580 детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе на усыновлении находится 2786 человек, под опекой (попечительством) — 5361 человек и в приемных семьях — 433 человека. Причем только за 2005 год в приемные семьи были переданы 165 детей, оставшихся без попечения родителей. Приемных семей больше всего в Сабинском, Рыбнослободском, Азнакаевском, Агрызском, Лениногорском и Чистопольском районах Татарстана.
В апреле 2006 года было принято постановление КМ РТ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РТ»,
на что правительство изыскало 120 млн. рублей. В результате этих мер размер выплат денежного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и воспитывающихся в приемных семьях граждан республики, увеличился в два раза и составил 3900 рублей на дошкольника и 4500 рублей на школьника. Кроме того, с апреля 2006 года введено денежное вознаграждение приемным родителям, имеющим педагогическое и медицинское образование, в размере 50% (550 рублей) от минимального размера оплаты труда за каждого приемного ребенка.
Нет ли у специалистов опасения, что мера по увеличению денежного пособия на содержание ребенка может привести к тому, что детей будут брать из корыстных целей?
Не скрою, нас беспокоил такой поворот событий. Поэтому мы провели социологическое исследование, результаты которого показали, что наши сограждане, в отличие, например, от западных людей, даже приемного ребенка берут как «своего» — они не прочь оставить его в своей семье навсегда. Потому опасения о корыстных целях не имеют под собой никакого основания. Кроме того, приемная семья — это профессиональная семья, грамотно воспитывающая Гражданина по поручению государства. И государство должно оплачивать эту работу. Надо сказать, что работа эта не из легких — ведь дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют индивидуальной педагогической и психологической помощи. Кроме того, решение о повышении выплат приемным родителем принималось, разумеется, не на пустом месте. Сегодня на содержание одного ребенка в детском доме тратится ежемесячно около 4,2 тыс. рублей (кроме затрат на заработную плату сотрудникам). Эти средства и было решено передавать семье на содержание детей. Стимулирование наших граждан брать детей из детских домов в приемные семьи необходимо еще и потому, что, несмотря на возрастающее количество детей, передаваемых на воспитание в семьи, значительное их число все-таки помещается в детские дома и школы — интернаты.
Сегодня в республике функционирует 22 учреждения, где ежегодно воспитываются около 1400 детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2002 — 2003 учебном году количество воспитанников составляло 1610 человек, в 2003—2004 учебном году оно уменьшилось до 1471 человека, в 2004—2005 у.г.- 1418, 2005−2006 у.г. их количество составило 1375 человек.
Любовь Чучупал:
— Можно уже констатировать — институт приемной семьи в республике прижился, более того, начал эффективно функционировать. Подводить итоги по повышению денежных выплат на содержание ребенка еще рано — прошло слишком мало времени. Однако мы, конечно, надеемся, что принятые меры будут способствовать дальнейшему развитию института приемной семьи. Особую надежду мы возлагаем на граждан, имеющих педагогическое и медицинское образование, как наиболее подготовленных к процессу воспитания. В частности, педагогические и медицинские работники, особенно проживающие в сельской местности, получат дополнительную возможность работать. Эта работа входит в расчет общего трудового стажа, так как с ними будет заключен договор подряда.
Чтобы воспитывать приемного ребенка, мало одного желания, нужно еще обладать определенными навыками, знаниями, наконец, просто иметь теплый микроклимат в семье. Каким семьям государство доверяет воспитание детей, оставшихся без попечения?
При подборе и передаче ребенка в приемную семью обязательно учитывается опыт воспитания детей. Кроме того, районные инспектора органов опеки и попечительства по месту жительства регулярно контролируют качество жизни приемного ребенка. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы в деле воспитания детей не было случайных людей, особенно это касается приоритетной формы — усыновления. Недавно мы смогли внедрить принципиально новую форму оценки личных качеств каждого потенциального кандидата. Совместно со квалифицированными специалистами была разработана анкета, которую в обязательном порядке должны заполнять все желающие усыновить ребенка. Это было сделано потому, что нас совершенно не устраивала система проверки психического портрета кандидатов, которая работала ранее. Так, человек просто приходил в психиатрическую клинику и просил справку, что он не стоит на учете. Разумеется, если он никогда до этого в это медучреждение не обращался, ему справку выдавали. Но были случаи, когда наши инспектора в районны
х отделениях (а это люди с огромным опытом работы, неравнодушные к судьбе каждого ребенка) просто чувствовали, что кандидат не совсем такой, каким хочет казаться, и посылали его к нам в Центр на дополнительное собеседование. Это вызывало негативные эмоции у кандидатов. Сегодня же все без исключения кандидаты должны обязательно являться к нам и проходить психологическое тестирование.
Однако большинство кандидатов очень ответственно подходят к решению взять ребенка. Так, они сами желают узнать о трудностях, которые их ожидают при общении с приемным ребенком, как этих трудностей избегать, а опытные приемные семьи изъявляют желание помочь новичкам. Поэтому мы посчитали необходимым в октябре при Центре открыть школу приемного родителя, где родителей будут обучать грамотному подходу к ребенку и обеспечат «психологическое» сопровождение приемных семей.
Права детей, которые находятся под нашей юрисдикцией мы стараемся максимально защитить. Но, к сожалению, у нас нет полномочий вмешиваться в жизнь детей, которым статус еще не присвоен — по месту жительства их права законодательно защищают другие органы. Хочется верить, что все подразделения системы по защите прав ребенка будут работать более слажено. Надеяться на это позволяет то, что в нашей республике постоянно совершенствуется законодательная и нормативная база по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Последние законы, которые были приняты в республике по защите детей — сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей:
- Закон РТ № 8-ЗРТ
от 18.03.2003 «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье»- Закон РТ № 8-ЗРТ
от 27.02.2004 «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в РТ»- Закон РТ № 63-ЗРТ
от 08.12.2004 «Об адресной социальной поддержке населения в РТ», где предусмотрены меры социальной поддержки детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- Закон РТ № 87-ЗРТ
от 18.07.2005 «О порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю) в РТ»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: