Новости
20 Апреля 2005, 10:16

Лицензирование строительной деятельности должно быть сохранено

Возможность отмены в стране лицензий на строительную деятельность вызвала бурную реакцию на рынке. Против выступили строительные организации, профессиональные коллективы, общественные организации. На рынок строительных услуг проникнут непрофессионалы, что повлечет за собой увеличение риска техногенных аварий и катастроф, а также снижение качества строительных работ, говорят они.

Лицензирование строительных видов деятельности, как одних из самых опасных начало осуществляться в России еще в 1991 году. В 2004 году Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Законопроектом предусматривается внесение существенных изменений в действующую на сегодняшний день процедуру лицензирования, направленных в первую очередь на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, в том числе и строительной. Всего предлагается отменить лицензирование более 50 видов деятельности. В качестве альтернативы лицензированию строительной деятельности рассматриваются добровольная сертификация или страхование ответственности, а также передача контроля за строителями их объединениям.

В марте 2004 года Госстрой России был преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в структуре которого был создан Федеральный лицензионный центр. Федеральному агентству были переданы полномочия Госстроя России, в том числе и по выдаче лицензий на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Указом Президента РФ от 13 сентября 2004 г. было образовано Министерство регионального развития Российской Федерации, а Указом Президента РФ от 1 декабря 2004 г. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству передано из ведения Минпромэнерго РФ в ведение вновь созданного Министерства регионального развития Российской Федерации

Противники отмены лицензирования ссылаются на негативные последствия этого шага в других отраслях. В качестве примера часто приводится риэлтерская деятельность, лицензирование которой было отменено около двух лет назад. Сегодня выход на риэлтерский рынок абсолютно открыт. Отмена лицензирования привела к тому, что на рынке появилось большое количество непрофессионалов, которые оказывают некачественные услуги. Поэтому многие профессиональные участники рынка недвижимости выступают за возвращение лицензирования риэлтерских услуг. При этом в процедуре допуска организаций на рынок должны участвовать не только госорганы, но и профессионалы этого рынка.

В случае со строительной деятельностью последствия этого шага могут быть еще серьёзнее, чем в случае с риэлтерами, так как речь идёт об угрозе жизни людей. Готов ли потребитель поверить в то, что саморегулируемые организации обеспечат защиту его интересов, пока неясно.

Из списка лицензируемых видов деятельности предлагается исключить:

  • проектирование зданий и сооружений;
  • строительство зданий и сооружений;
  • проведение изыскательских работ для строительства;
  • деятельность по производству лекарств, табачных изделий и медтехники;
  • перевозку пассажиров легковым автотранспортом; переработку, транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов;
  • турагентскую, туроператорскую, оценочную, ветеринарную деятельность, погрузочно-разгрузочную деятельность на транспорте и другие.

Часть первая статьи 1079 Гражданского кодекса РФ прямо относит строительство и связанные с ним работы к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Данная правовая норма предполагает наличие очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и т. д. Если учесть, что Градостроительный кодекс РФ также не предусматривает обязательной государственной экспе
ртизы в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций для объектов жизнеобеспечения, культурно-развлекательных объектов; объектов обслуживания населения (вокзалов, аэропортов, торговых центров), объектов оборонного назначения, то после принятия данных законопроектов может возникнуть ситуация отсутствия какого-либо государственного контроля (надзора) за строительной деятельностью на данных объектах.

Планируется, что на отмененные виды лицензирования могут применяться иные методы государственного регулирования, в том числе обязательные требования технических регламентов. Однако с момента действия Федерального закона «О техническом регулирования» не принято ни одного технического регламента в социально значимых сферах производства, а правительством РФ до сих пор не утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004−2006 годы.

Отмена лицензирования строительных видов деятельности (проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом) в условиях отсутствия технических регламентов в области проектирования и строительства, безопасной эксплуатации зданий и сооружений представляется нецелесообразной, поскольку может повлечь за собой увеличение риска техногенных аварий и катастроф, а также снижение качества строительных работ.

Кроме того, отмена лицензирования упростит проникновение на рынок строительных услуг непрофессиональных субъектов предпринимательства, что в условиях активизации терроризма в России не будет способствовать своевременному предупреждению и предотвращению терроризма при строительстве особо опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей.

В защиту сохранения лицензирования строительной деятельности было много обращений в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а также к депутатам Государственной Думы и представителям Федерального собрания РФ. За сохранение лицензирования строительных видов деятельности выступили строительные организации, профессиональные коллективы, общественные организации. В адрес Правительства РФ и в Государственную Думу РФ были направлены обращения от правительства Республики Татарстан и Союза строителей Республики Татарстан в поддержку сохранения лицензирования строительных видов деятельности.

В результате этих обращений в законопроект о лицензировании отдельных видов деятельности депутатами внесены очередные поправки. По оценкам экспертов, то, что строительное лицензирование сохранится еще какое то время, вопрос практически решенный.

Несвоевременность предложения о ликвидации лицензирования очевидна. Ни один из предлагаемых альтернативных методов регулирования видов деятельности в строительной сфере не обеспечивает в полной мере защиту прав, законных интересов, здоровья граждан, безопасность строительства объектов и не является по своим функциям дублирующим или взаимозаменяющим лицензирование.

До принятия технических регламентов в области строительства невозможно посредством рыночных механизмов, механизмов саморегулирования и иных методов государственной разрешительной политики обеспечить регулирование в области строительства, направленное на создание безопасной среды жизнедеятельности всего населения страны. Именно поэтому необходимо сохранить лицензирование вышеуказанных видов деятельности до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в области строительства.

История с отменой лицензий на строительные работы — редкий пример единодушного неприятия, казалось бы, благих новаций. Строительный бизнес, потребители его услуг, экспертное сообщество и сами чиновники выступают против отмены лицензирования и приводят достаточно веские аргументы в пользу сохранения лицензий.

Забота о предпринимательском климате — похвальное и нужное занятие. Только зачем эту заботу навязывать и отказываться от государственного регулирования на тех рынках, где сами участники требуют ужесто
чения правил?

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: