Новости
11 Октября 2011, 14:15

Линар Якупов, Агентство инвестиционного развития РТ: «Не стоит тратить годы на изобретение велосипеда»

Агентство инвестиционного развития РТ вступило во Всемирную ассоциацию агентств по содействию инвестициям (WAIPA). Согласно ожиданиям, членство в ассоциации должно создать конкурентное преимущество республики на российском рынке в глазах потенциальных инвесторов. О том, как сократить разрыв между ожиданиями инвестора и реальными возможностями региона, рассуждает, руководителя агентства Линар Якупов.


Л.Якупов — Что в практическом плане даст членство агентства в ассоциации?

— Прежде всего, членство в ассоциации делает наше агентство частью мирового сообщества инвестиционных агентств. Теперь мы на равных сможем обмениваться с коллегами опытом по этому направлению деятельности, взаимодействовать по различным вопросам поддержки инвестиционных проектов. WAIPA — площадка для профессионалов, на которой происходит обмен мнениями, обучение, корректировка прежних методик по привлечению и продвижению инвестиций. Членами ассоциации накоплен большой практический опыт, и они знают, как сделать агентство той или иной страны максимально эффективным, отвечающим духу времени, а также могут дать конкретные рекомендации по применению современных инструментов, доказавших свою эффективность. Каждые пять лет одна из стран-участниц становится председателем ассоциации, и может оставаться на этом посту не более двух сроков подряд.

На следующий год заканчивается первый срок правления Бразилии, которая активно продвигает организацию на мировой арене, поддерживает, финансирует. Соответственно, президентом WAIPA сегодня является Алессандро Тейшер, председатель инвестиционного агентства Бразилии, заместитель министра экономики. Так Бразилия демонстрирует внимание и поддержку инвесторов на высоком государственном уровне.

Если посмотреть на то, как развивались инвестиционные агентства в разных странах, становится очевидным, что они всегда создавались в ответ на потребности экономики того или иного государства. Показателен пример Коста-Рики, одного из самых маленьких государств Центральной Америки, по сути, — банановой республики. Двадцать лет назад основу ее экономики создавал экспорт бананов, с приходом нового президента все внимание правительства сосредоточилось на привлечении инвестиций и создании благоприятных условий для инвесторов. И именно в тот момент было открыто профильное агентство, сфокусированное на работе с инвесторами. В результате в страну пошли инвестиций из-за рубежа, экономика была модернизирована, и сегодня 90\% экспорта Коста-Рики составляет электроника — микропроцессоры и медицинское оборудование. Опыт Коста-Рики был отражен в хорошо известном гарвардском кейсе. Ключевым моментом для страны стало соглашение о сотрудничестве с компанией «Интел».

В шорт-листе компании среди потенциальных регионов присутствия значились Бразилия, Мексика, Чили. Но понимание важности привлечения международных инвестиций, личное участие президента страны смогло убедить менеджмента Интел, и страна получила мощный толчок к развитию индустриального общества. Но выиграла в этом «соревновании» Коста-Рика — для «Интел» здесь были созданы максимально благоприятные условия, предоставлены человеческие ресурсы.

Это в очередной раз подтверждает тот факт, что решающее влияние на выбор инвестора оказывает лояльность властей и созданные ими благоприятные условия для ведения бизнеса, мягкие факторы. Но, в свою очередь, это требует вовлечения высших должностных лиц в программу по улучшению инвестиционного климата.

Создание в Татарстане профильного агентства «сигнализирует» инвесторам о том, что привлечение инвестиций — приоритетная государственная задача. В этом, кстати, наше принципиальное отличие от других российских агентств, членов ассоциации. TIDA — орган исполнительной власти уровня республиканских министерств, напрямую подчиняется премьер-министру и президенту Республики. У нас есть все необходимые полномочия, чтобы сделать жизнь инвестора в Татарстане максимально комфортной: от первого знакомства до реализации проекта.

— Означает ли это, что в Татарстане будет на деле реализован принцип одного «окна»? Многие регионы обещают такой подход, но фактически каждое ведомство требует согласования через свое «окно», полностью искажая смысл процедуры.

— Конечно, в этом как раз и состоит наша основная задача. Для агентства построение новой модели — определенный вызов: раньше каждое ведомство отвечало за свой участок, и в итоге в республике не было отдельного института, отвечающего за все этапы взаимодействия с инвестором. Сейчас мы формируем новую модель, и переход полномочий, концентрация всех процессов внутри агентства идет непросто.

— WAIPA может помочь рекомендациями в построении рабочих процессов?

 — Доступ к международному опыту — один из мотивов для вступления в ассоциацию. Уверен, что нам не стоит тратить годы на Л.Якупов изобретение велосипеда. Мы должны как можно быстрее пройти начальный период, изучив имеющийся опыт, избежать многих ошибок и двигаться вперед, создавая свои модели взаимодействия, формулируя свое конкурентное преимущество в борьбе за инвестиции. Ведь нам работать с глобальными игроками, с которыми сотрудничает весь мир. Но мы не просто копируем чужой опыт: и регионы имеют свои особенности, и время диктует новые правила игры. Прежде всего, мы изучаем чужой опыт и адаптируем его под сегодняшние реалии и наши возможности. Каждая страна самобытна, но есть общие базовые принципы, которые необходимо знать и учитывать при работе с иностранными инвесторами.

Прошедшая конференция WAIPA — рабочая встреча, в которой приняли участие более трехсот делегатов, 90\% из них — руководители инвестиционных агентств. Все обсуждаемые темы были связаны с привлечением инвестиций: как лучше использовать конкретные факторы, какова будет реакция инвесторов. Последняя сессия была и вовсе уникальна с точки зрения полученной информации: мировые инвесторы открыто перечисляли свои ожидания от страны, в которую приходят, рассказывали, какая необходима поддержка, на чем основаны приоритеты при выборе площадки: налоговые льготы, человеческий ресурс, другие условия и инициативы принимающей стороны.

Зная эти параметры, мы можем учитывать ожидания инвесторов в подготовке пакетных мер привлечения инвестиций. Для этого мы создали у себя информационно-аналитический отдел, отдел разработки и экспертизы проектов, отдел сопровождения, чтобы задача инвестиционного развития решалась не хаотично, бессистемно, а более продуманно: заранее выявлялись точки роста и готовились предложения, удовлетворяющие ожиданиям инвестора.

При этом мы сами должны отлично владеть ситуацией: знать, как обстоят дела в городах с человеческим потенциалом, в каком состоянии инфраструктура, для кого мы готовим площадки? Необходимо развивать центры, способные вокруг себя создавать живые агломерации. Такие центры, конечно, уже есть, но полезно и по-новому взглянуть на принципы их организации: как строится логистика, какие выстроены связи с близлежащими регионами.

Поясню на примере Бугульмы. Если мы хотим, чтобы этот город динамично развивался, его необходимо позиционировать как самостоятельную единицу, как юго-восточный центр, а не просто республиканский район, взаимодействующий только с внутренними районами, но и в связке с соседними регионами. От Бугульмы до Октябрьского — 50 км, до Казани — около 400 км. Это означает, что нам необходимо анализировать, какую новую синергетическую модель мы можем выстроить. Повторюсь, юго-восточную зону нужно рассматривать отдельно: Татнефть сейчас уходит из этих городов, остается человеческий ресурс, «коричневые» (промышленные) площадки, с которыми надо что-то решать, привлекать на них новый бизнес.

— Кому могут быть интересны эти площадки?

 — Мы для себя определили три категории инвесторов по географическому принципу. Первым интересна Казань и все возможности столичной инфраструктуры, публичная деятельность. Вторые выбирают более удаленные площадки, а третьи уходят «в глубинку», чтобы их никто не беспокоил, и сосредотачиваются на основной деятельности.

Мы должны сделать все возможное, чтобы предложить инвесторам такие же условия, как в других странах. Налогообложение — важный, но не единственный критерий, подтвердили на конференции инвесторы. Не менее важен человеческий ресурс, выход на рынки сбыта, перспективы роста с конкретной площадки в горизонте планирования до 30 лет. Сегодня многие компании, в последние десятилетия открывшие свои производственные линии в Китае, выходят из страны в поиске новых территорий. Россия может рассматриваться как потенциальная площадка.

 — Насколько высока конкуренция между членами ассоциации?

 — Незадолго до конференции в течение недели мы участвовали в тренинге WAIPA, проходившем в Польше. И столько удивительных вещей для себя там открыли! По многим характеристикам ситуация в одном из регионов Польши схожа с положением дел в РТ. То, как они привлекают инвесторов, по каким направлениям, какими «фишками» их берут — все это было для нас крайне интересно и полезно. Среди инвесторов — глобальные бренды, которые, гипотетически, могут прийти и к нам.

Что касается конкурентной борьбы, то она, конечно, есть, но не ожесточенная. Рынки настолько велики, что ни одна страна не сможет полностью удовлетворить запросы инвестора, особенно по тем рынкам, в которых заложен масштабный, взрывной рост на ближайшие десятилетия. Одна из мировых точек роста на ближайшие годы — аутсорсинг бизнес-процессов. И этому направлению мы будем уделять особое внимание. Судя по собранной информации, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Но всегда нужно помнить, что в соперничестве за инвестора играет роль сочетание множества факторов, и трудно подойти по всем статьям.

— Какому инвестору рады в республике?

 — На мой взгляд, сейчас очень велика вероятность успешного выхода на российский рынок иностранного малого бизнеса, и мы ему, безусловно, будем рады. Для нас важен каждый инвестор: с инвестиционным портфелем от пятисот тысяч и до миллиардов долларов, всем гарантировано внимание и поддержка. Не забываем мы и о «внутреннем» инвесторе, хотя еще и не определили, с какими именно группами инвесторов этого типа можно работать. В целом это очень осторожный бизнес, который не привык к конструктивному вниманию к своим проектам и традиционно заходит в регионы по «серым» схемам. Но мы в Татарстане рассматриваем все проекты, вне зависимости от географии капитала.

Как один из «продвинутых» российских регионов мы примеряем на себя международный опыт, пробуем его внедрять, и если что-то получается — делимся наработками с другими регионами. Нет смысла скрывать результаты: соседи всегда знают, кто каким потенциалом обладает, к тому же не изоляция, а направленная работа по продвижению регионов может поднять индексы привлекательности российской экономики в целом. Мы видим, что правительство РФ заинтересовано в том, чтобы регионы повышали свою инвестиционную привлекательность. Наша задача — подхватить инициативу. Изобретать велосипед нет необходимости, достаточно шины поменять — дороги-то у нас другие.

Справка:
Всемирная ассоциация инвестиционных агентств (WAIPA — World Association of Investment Promotion Agencies) была учреждена в 1995 году в Женеве. В настоящий момент она объединяет 228 инвестиционных агентств из 156 стран. Членами ассоциации могут стать любые инвестиционные агентства, предприятия и организации, как частные, так и государственные. Для своих членов WAIPA организует форумы, встречи и конференции, способствуя налаживанию контактов, обмену опытом и важнейшей информацией. В число партнеров WAIPA входит консультационный совет по иностранным инвестициям Всемирного банка, международный экономический совет по развитию, организация экономического сотрудничества и развития, конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Российскими участниками WAIPA являются национальное агентство прямых инвестиций и Северо-Западное агентство развития и привлечения инвестиций, а с сентября 2011 года и Агентство инвестиционного развития РТ.

Елена Артемьева
«Казанский Бизнес-журнал»

Новости
23 Апреля 2024, 19:42

В Министерство экологии РТ поступило более 400 обращений С 15 по 19 апреля

Татарстанцев больше всего волновали несанкционированные свалки.

В период с 15 по 19 апреля в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 411 обращений. Больше всего жителей Татарстана беспокоили несанкционированные свалки — по этой проблеме было 338 жалоб. Об этом сообщила пресс-служба минэкологии РТ.

Всего с начала года в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 1938 обращений: 768 через мобильное приложение «Школьный экопатруль», 289 сообщений через систему «Народный контроль», 66 зарегистрировано на платформе обратной связи «ПОС» и 815 уведомлений принято по каналам связи Министерства.

Ранее TatCenter писал, что минэкологии РТ запустило республиканский конкурс #ЭКОВЕСНА2024, посвященный проведению санитарно-экологического двухмесячника.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: