Минпромторг предлагает на законодательном уровне запретить торговлю пивом вне стационарных магазинов. Теперь запретить на законодательном уровне торговлю пивом вне стационарных магазинов предлагает Минпромторг РФ. «Мы предлагаем установить запрет на продажу пива и напитков, изготовленных на его основе, вне стационарных объектов торговли — на розничных рынках, в ларьках и киосках — везде, где нет специальных торговых помещений для продажи алкогольной продукции», — сообщал 29 сентября замглавы Минпромторга Андрей Дементьев по итогам первого заседания экспертного совета по вопросам развития торговли при Минпромторге.
Справка
По экспертным оценкам, через ларьки реализуется 25% всего произведенного в России пива, остальное — через магазины.
Кроме того, министерство намерено «закрепить ограничения по времени продажи алкогольной продукции». То есть ввести определенные часы для продажи алкоголя. «Уверен, что актуальности продажи алкогольной продукции все 24 часа не существует», — заявил чиновник, добавив, что конкретные часы запрета на продажу алкоголя будут уточняться.
Также предлагается в законодательном порядке предоставить продавцу право требовать удостоверения личности у покупателя, если возникают сомнения в его совершеннолетии.
Но и это не все. Минпромторг считает, что необходимо установить минимальные, как оптовые, так и розничные, цены на алкогольную продукцию. Это позволит выявить нелегально произведенный алкоголь. «Несоблюдение этих цен в таком случае должно будет считаться поводом для юридического воздействия», — намекает Дементьев. Заодно ведомство предлагает увеличить штрафы за производство и хранение немаркированной алкогольной продукции, за ее продажу несовершеннолетним.
Соответствующие поправки министерство предлагает внести в действующий закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Не исключено, что поправить придется и закон о торговле, принятый Госдумой в первом чтении в сентябре этого года.
После заявления Минпромторга акции датского пивоваренного концерна Carlsberg, владеющего одним из крупнейших российских производителей пива «Балтика», подешевели сразу на 4,6%, сообщило агентство Bloomberg.
Очередную антиалкогольную кампанию в России начал президент Дмитрий Медведев. В июле на встрече с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой он заявил, что необходимо принять программу по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками. «Мы сейчас пьем больше, чем в 90-е годы, хотя это были трудные времена», — объяснил свою инициативу президент.
Кроме того, по его мнению, ограничение потребления алкоголя дает демографический эффект. В период антиалкогольной кампании 1980-х годов в стране «отмечались определенные позитивные моменты, в частности, беспрецедентный демографический рост», отметил Медведев. В итоге президент дал поручение правительству до 15 декабря 2009 года разработать концепцию госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.
Уровень алкоголизации россиян действительно впечатляет. В России на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год. Правда, кризис немного снизил потребление спиртного. По данным Росстата, розничные продажи пива в России в январе — мае 2009 года снизились на 6,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 431,4 млн. декалитров.
А среди подростков, по данным Минэкономразвития, стремительно растет потребление слабоалкогольных напитков и пива, такие напитки ежедневно или через день пьют треть юношей и почти 20% девушек. Примечательно, что в России подростки начинают потреблять алкоголь в 12−13 лет. В возрастной группе до 24 лет алкоголь потребляют более 70% человек.
После того как президент дал добро на проведение антиалкогольной кампании, российские политики активно в нее включились. На этот раз не в качестве потребителей, а в качестве советчиков. Особенно отличились по этой части депутаты Госдумы от «Справедливой России». Антон Беляков внес законопроект, также запрещающий розничную продажу пива вне магазинов. И направил запросы в Роспатент и правоохранительные органы, чтобы те проверили правомерность использования государственной символики и имен политических лидеров в назв
аниях алкогольной продукции. Видимо, он намекал на водку «Путинка». «Эксплуатация символики нашего государства, наименований приоритетов национальной политики и личной популярности руководителей страны в рекламе спиртного, на мой взгляд, просто недопустима», — подчеркнул Беляков. А другой депутат, «эсер» Геннадий Гудков предложил наказывать самогонщиков.
За полный запрет рекламы алкогольной и табачной продукции в рамках «борьбы с пьянством и нарастающей алкоголизацией нашего народа» выступил лидер справедливороссов и председатель Совета федерации Сергей Миронов. Он предложил ввести госмонополию на оборот и производство этилового спирта.
В 2007 году был пивной бум: в России выпивали 80 литров этого напитка на душу населения, а в 1995 году, например, всего 15 литров, напоминает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. В дальнейшем потребление пива оставалось примерно на том же уровне. По его данным, рынок пива за последние 12 лет вырос в 5,5 раза.
«Если ограничат продажу пива в ларьках, продажи упадут на 15−20% по сравнению с 2007 годом», — говорит эксперт. Кроме того, если акцизы на пиво вырастут, как обещали, на 50%, розничные цены на пиво вырастут на 10%. И с учетом запрета рекламы пива на ТВ спад продаж может достигнуть 25%.
Видимо, производители пива после введения обсуждаемых сейчас ограничений начнут производить другие напитки, безалкогольные. «Им придется смириться с потерями. У производителей пива огромные обороты, и они выживут», — прогнозирует эксперт.
По мнению пресс-секретаря Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, у нелегальной алкогольной продукции есть одно преимущество — низкая цена. «И, если будет установлена минимальная цена, это поможет отделить легальную продукцию от нелегальной», — полагает Добров.
Фото — сайт www.novoteka.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: