Фудтрак — это очень модная, хипстерская тема. Это нестандартный подход к освоению маркетингого бюджета. У нас есть свои три стационарных заведения, и что бы нам продвигать свой бренд, мы можем делать рекламные статьи и баннеры, но по многим подобным каналам трудно отследить конверсию. С другой стороны, мы можем запустить яркий проект, вроде фудтрака, который будет реализовывать нашу же продукцию — то есть абсолютно самоокупаемая и приносящая хорошую прибыль идея, за счет того, что нет аренды и малая налоговая нагрузка. По сути, кухня едет и зарабатывает столько же, сколько стационарное заведение.
Мы успешная сеть. На фастфуд кризис оказывает минимальное влияние, по сравнению с прошлым годом падение составило 10−15%, но в прошлом году у нас была пиковая нагрузка. Третий стационар мы открыли на Московской в декабре — в самый кризис, цены скакали на глазах. Сейчас идет рост, вышло на окупаемость. Умрут все, кроме фастфуда. Мы и так фастфуд, но теперь станем еще мобильнее и не зависеть от точки продажи.
Заведения Wok&Go в среднем приносят 1,5 млн выручки в месяц, маржиналость — 15−20%. На фудтраке ожидается не ниже 30% за счет высокой проходимости и отсутсвия аренды. Цена продукта на 10% выше — психологически гость готов платить небольшую премию, зная, что поблизости больше ничего нет. Обычная порция лапшу в фудтраке стоит 150 рублей, в стационарных заведениях — 130. Также есть доставка.
Сам Марат — с Челнов. Там закончил школу, учился в МГИМО на факультете первой дипломатии и регионоведения на восточном отделении. Он не пошел на госслужбу, а закончил бизнес-школу в Норвегии и следующие 5 лет проработал в американских компаниях. Бизнес-консалтингом он занимался в других странах и городах России. В 2011 вернулся в Казань и начал заниматься общепитом. Были бизнесы с кофейнями и столовыми, а фудтрак стал седьмым делом Марата.
Рынок совсем не занят. Мы с сооснователем часто бываем в Штатах, там это сложившаяся ниша — уличная еда. В городские пространства нужно подтягивать бизнес. Набережная или парк — если ставить там стационар, то это большие затраты на инфраструктуру, тем более в парках будет только сезонная нагрузка.
В фудтрак инвестировано 800 тыс. рублей — от покупки машины до конечного состояния. 300 тыс. ушли на покупку автомобиля, 150 — на оборудование, 150 — на слесарные работы, остальное — покраски, наклейки и другая «мелочь». Выйти на самоокупаемость на фудтраке планируется за сезон, хотя это произойдет и раньше за счет повышения популярности сети. Сезон — с апреля по октябрь.
У нас было две альтернативы — хотели заказать в Москве или сделать самим. Модульные, готовые фудтраки только развиваются в России, рынок новый, нет заводов, нет серьезных предприятий. Хоть сам иди и делай. Переделывали мы все сами — случайно рассказали о проекте ребятам, которые монтируют для нас вентиляцию. Оказывается, они тоже занимаются автомобильным бизнесом, делают дома на колесах. Мы задачу поставили, определили ценник, в итоге нашли нестандартного и близкого поставщика. На все работы ушло 60 дней, хотя можно было подобный проект запустить за 3−4 недели, просто нужны толковые руки и контроль.
Все оборудование в кухне, которая занимает 8 квадратных метров — нестандартное, но то же самое, что и в стационаре. Другая эргономика, распределение установок, технологическая расстановка более продумана. Индукционные плиты, зонты, вентиляция, холодильники — все то же самое. Все заготовки из цеха загружаются в машину и в течение дня повара работают с ними. Себестоимость продукции остается той же. Накладные расходы ниже — нет аренды. Ниже коммунальные расходы — если фудтрак работает на каком-либо мероприятии, то площадка предоставляет все ресурсы бесплатно — так и было в Иннополисе.
Фудтрак может работать и автономно. Но Марат советует — машина на 80% должна работать на гостевом электричестве, 20% нужно оставлять на себя.
Фудтрак должен быть низким, в России в принципе таких машин нет. Этот Medsedes 308D, предшественник Sprinter’a, работает в Германии почтальоном. Вариативность — всего пять моделей, некоторые переставли производить. Sprinter то же не подходит — у него не квадратный кузов.
По сути, это то же самое кафе, но на колесах. Общепиту достаточно соблюдать несколько правил. Главное — легальное оформление. Продукция должна быть сертифицированной по эпидемологическим правилам, чтобы никто не отравился. Третье — требования к людям: у персонала должны быть актуальные медкнижки.
Часто в шаурмечных оформляют з аказы и готовят еду одни и те же люди. У нас на кухне работает два повара и менеджер. Работают они в тесном помещении, в нем может быть жарко, поэтому ставка у них увеличена в полтора раза.
Наше заведение на Астрономической закрылось на плановый ремонт, мы припарковали фудтрак напротив. Получили кучу позитивного отзыва. Хотя даже не было смешных надписей вроде «Токмач арбасы» (лапшиная телега). Каждый раз мы угововаривали людей подойти к фудтраку — мы поняли, что такой формат городу нужен.
Мы активно работаем с соцсетями и откровенно рассказываем, что с нами происходит. Так получилось, на нас были подписаны организаторы из Иннополиса — они пригласили нас работать на конференции «ИТ в ОПК». Календарь собирается, точно будем работать на Велоночи, будем работать на открытом воздухе. У нас действительно приятно стало находиться на набережных, парках, где можно гулять с детьми. Еды там немного не хватает, а мы очень кстати.
Нормативно-правовая база по мобильной торговле ещё не проработана. Очень трудно понять, где и в каком виде ты будешь представлен. Нужно накопить статистику, чтобы понимать где, как и сколько зарабатывать. Был сделан первый шаг, когда была упрощена работа с летними кафе. Сейчас в городе планируется регулирование мобильной торговли, и это будет всем на руку. Этото вопрос ещё не решен нигде в стране. Но проблемой это пока не является. В Америке фудтраки имеют свои парковки, а офисный планктон отслеживает их передвижение и обедает у них.
Мы выступаем за то, чтобы фудтраков было больше. От того, что мы стоим одни — ни тепло, ни холодно. Если нас будет 3−5 машин с разной кухней, горожане поймут будут рассматривать точки как точки приближения, зная, что там есть еда. В принципе, есть средства, чтобы самим построить ещё один фудтрак. Когда мы говорим с крупными организаторами, вроде чемпионата мира по водным видам спорта, то, конечно, у них сразу вопросы — сколько машин. Одна? А почему не 30? Мы хотим, чтобы потенциальные обладатели фудтрака почитали наши отчеты и тоже загорались этими проектами.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: