Более того, у большинства из них показатели росли, причем у некоторых холдинговых компаний, таких например как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» или «Вертолеты России», этот рост был весьма значительным и составил десятки процентов. Похоже, что в прошлом году начавшийся мировой экономический кризис пока не успел отразиться на деятельности этих предприятий и компаний.
Если исключить особый случай «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», то высокие показатели 2008 года в значительной степени остаются следствием больших объемов экспортных поставок. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на номинальный рост государственного оборонного заказа, живая и наиболее динамичная часть российского оборонно-промышленного комплекса остается экспортно-ориентированной.
Рэнкинг российских предприятий ВПК по общей выручке (РСБУ) в 2008 г.
№ | Компания | Выручка от реализации в 2008 г., млн руб. | Чистая прибыль | Доля экспорта в 2008 г., \% |
1 | ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» | 114 912.0 | 2489.3 | 50.9 |
2 | ОАО «АХК «Сухой» | 53 997.0 | -1585.0 | 72.0 |
3 | ОАО «НПК «Уралвагонзавод» им. Дзержинского | 46 000.0 | — | — |
4 | ОАО «Вертолеты России» | 41 246.2 | 2 843.6 | 42.0 |
5 | ОАО «НПК «Иркут» | 31 242.8 | 315.7 | 53.8 |
6 | ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» | 30 200.0 | — | — |
7 | ФГУП «КБ приборостроения» | 15 182.9 | — | — |
8 | ОАО «Уфимское моторостроительное ПО» | 14 960.4 | -5 179.8 | 82.8 |
9 | ОАО «НПО «Сатурн» | 9 143.3 | -428.1 | 19.7 |
10 | ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» | 6 842.9 | 205.8 | 25.0 |
«Концерн ПВО «Алмаз-Антей» сохранил в 2008 году свое лидерство по объему продаж. В структуре продаж Концерна обращает на себя внимание относительно низкая доля экспорта (порядка 50\%), что для крупнейших российских компаний в области ОПК довольно нетипично. В сочетании с, напротив, традиционно низкой долей производства гражданской продукции это может означать наличие крупного государственного оборонного заказа.
Вероятнее всего, речь идет и производстве новейших зенитных ракетных систем С-400 в интересах российских Вооруженных Сил. Что касается работ в интересах инозаказчиков, то, по всей видимости, в финансово-экономической статистике нашли свое отражение производство С-300ПМУ-2 для Алжира и, возможно, для Ирана. Кроме того, могут существовать и другие, неизвестные контракты на поставку ЗРК средней дальности.
Однако, как уже было сказано, «Концерн ПВО» представляет собой все же исключение, и компании-лидеры продаж остаются экспортно-ориентированными. При этом следует иметь ввиду, что главным драйвером российского оборонного экспорта, как и в 2007 году, остаются поставки многоцелевых истребителей семейства Су-30МКИ и Су-30МК2. Согласно годовому отчету АХК «Сухой» в прошлом году на экспорт были поставлены 26 истребителей версий Су-30МКИ, МК2 и МКМ. Однако, по всей видимости, данные этого Отчета не учитывают передачи в Индию предположительно 14 технологических комплектов для лицензионной сборки Су-30МКИ на заводах индийской корпорации HAL.
По нашим предположениям, в 2008 году НПК «Иркут» поставила в Индию ориентировочно 16 истребителей Су-30МКИ (включая технологические комплекты для лицензионной сборки), в Малайзию — 6 истребителей Су-30МКМ, для Алжира произведено порядка 10−12 истребителей Су-30МКИ (А), из которых 8 было передано заказчику. АХК «Сухой» передала 8 последних истребителей Су-30МК2 в Венесуэлу по контракту 2006 года, который предусматривал поставку в общей сложности 24 машин. Кроме того, в Индонезию поставлены первые два Су-30МК2 в рамках контракта на поставку в общей сложности трех таких машин и еще трех Су-27СМ. Таким образом, по консервативным оценкам Россия в 2008 году передала за рубеж порядка 40 тяжелых истребителей семейства Су-30МК.
Большой объем поставок тяжелых истребителей потянул за собой рост объемов продаж Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», поставляющей авиационные средства поражения для истребителей. Кроме того, большие масштабы поставок Су-30МК стали также причиной сохранения значительных объемов производства Уфимского МПО, которое обеспечивает двигателями АЛ-31ФП истребители «индийской» линии (для Индии, Алжира и Малайзии), которые производятся на НПК «Иркут».
Присутствие в рэнкинге «Уралвагонзавода» определяется, прежде всего, выполнением этим предприятие гражданских заказов на подвижной состав со стороны ОАО «Российские железные дороги». Однако в 2008 году объединение вело масштабное производство и основных боевых танков Т-90А и Т-90С как в интересах российской армии (не менее двух батальонных комплектов Т-90А, то есть 62 единицы), так и на экспорт (предположительно 60 единиц Т-90С для Индии и 53 для Алжира). Таким образом, общее производство УВЗ составило 175 основных боевых танков, что является постсоветским рекордом и обеспечило объем военных продаж на уровне 16 млрд. рублей (643 млн. долларов).
Можно предполагать, что в 2009 году в условиях обвального падения производства подвижного состава, но при этом сохранения значительных объемов экспортных поставок в Алжир и в интересах ВС РФ структура продаж УВЗ резко «милитаризируется», и военное производство для этого предприятия станет доминирующим.
В рэнкинг за 2008 год ЦАСТ впервые включил в качестве единого экономического субъекта ОАО «Вертолеты России», которые сразу заняли четвертое место по общему объему продаж. Ранее в рэнкинге ЦАСТ присутствовали отдельные вертолетные заводы, главным образом КВЗ, У-УАЗ и «Роствертол». Однако усилия «Оборонпрома», получившего контроль над ключевыми вертолетными заводами за исключением «Роствертола», позволяют начать рассматривать «Вертолеты России» как консолидированный экономический субъект. В то же время ЦАСТ сохраняет присутствие в рэнкинге и отдельных заводов, входящих в холдинг «Вертолеты России».
Как известно, прошедший год стал также рекордным и для вертолетостроительной отрасли России, которая произвела 122 машины (с учетом капитальных ремонтов 22 Ми-2 и, порядка двух десятков Ми-17 производство составило 169 вертолетов), что и обеспечило продажи на уровне 41,3 млрд. рублей (1,66 млрд. долларов). При этом следует отметить значительный рост продаж и на отдельных производственных площадках «Вертолетов России», особенно на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах, что определяется большими объемами производства Ми-17 различных модификаций.
Наконец, в числе лидеров рэнкинга следует отметить Тульское КБП, для которого прошедший год был ознаменован началом экспортных поставок давно и с большим трудом разрабатывавшегося ЗРПК «Панцирь-С1». По оценкам ЦАСТ, в 2008 году Сирийская Арабская Республика получила от 4 до 6 таких комплексов. Кроме того, предприятие вело работы по модернизации алжирских БМП-2, оснащая их новым боевым модулем «Бережок». Порядка 10\% объема продаж КБП приходится на внутреннего заказчика. По всей вероятности, это работы по модернизации БМД воздушно-десантных войск, которые также оснащаются боевым модулем «Бережок».
К слабым сторонам настоящего рэнкинга следует отнести его более низкую по сравнению с прошлыми годами репрезентативность. Наибольшее сожаление в этом смысле вызывает отсутствие информации об объеме продаж московского машиностроительного производственного предприятия «Салют», петербургских «Адмиралтейских верфей» и северодвинского «Севмашпредприятия». По нашим оценкам, все эти предприятия имели в прошлом году объем продаж более 10 млрд. рублей и, таким образом, с высокой степенью вероятности могли войти в первую Топ-10 рэнкинга.
В настоящем рэнкинге также плохо представлены предприятия судостроительной отрасли России. Отчасти это произошло из-за слишком низкой доли военной продукции в общем объеме производства («Балтийский завод») отчасти — из-за слишком высокой доли производства в интересах МСЯС («Севмашпредприятие» и «Звездочка»)*, отчасти — из-за особенностей российских стандартов бухгалтерского учета для судостроительных компаний, из-за которого в случае отсутствия сдачи готовых кораблей показатели верфей оказываются слишком низкими для попадания в рэнкинг.
Так, показатели таких предприятий как Судостроительный завод «Вымпел», «Алмаз», Амурский судостроительный завод и ОАО ПСЗ «Янтарь» колеблются от 108 до 650 млн. рублей, и не обеспечивают им присутствие двадцатке предприятий ОПК. Обращает на себя внимание также отсутствие данных по РСК «МиГ», что скорее всего объясняется низкими показателями компании из-за срыва алжирского контракта и отсутствия новых экспортных контрактов на поставки истребителей МиГ-29, равно как отсутствия заказов на эти машины или их модернизацию со стороны ВВС РФ.
*По методике ЦАСТ в рэнкинге не принимают участие предприятия, работающие в интересах Сил Ядерного сдерживания России. Поэтому в настоящем рэнкинге также не представлены, например, Воткинский завод (производство МБР «Тополь-М») или Красноярский машиностроительный завод (производство БРПЛ «Синева»), объемы производства которых в 2008 году составляли, по оценкам ЦАСТ, от 20 до 30 млрд. рублей.
Фото — сайт industrialnews.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: