Как пояснил начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, законопроект «О защите конкуренции» успешно прошел согласование с семью заинтересованными министерствами и ведомствами за исключением Минпромэнерго и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Минпромэнерго настаивает на том, чтобы сделки по созданию вертикально интегрированных компаний на базе существующих ФГУПов и иных государственных хозяйствующих субъектов, проводимые Минпромэнерго, не регулировались ФАС, так как решение об их создании принимает правительство. ФАС против. «Постановления правительства не предусматривают конкретных деталей сделок, и слияния таких компаний вполне могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках», — утверждает господин Сушкевич.
Есть также ряд не согласованных с ФСТ вопросов. Один из них касается понятия монопольно низких цен: по мнению ФСТ, цена на услуги не может быть монопольно низкой, если она установлена субъектом естественных монополий в пределах регулируемого тарифа. Поэтому в ФСТ убеждены, что ФАС не должна вмешиваться в сферу тарифообразования естественных монополий. В ФАС же считают, что субъекты естественных монополий могут сознательно занижать цены для аффилированных с ними компаний, вытесняя с рынка независимых операторов.
В законопроекте также появилось несколько существенных изменений. Например, благодаря Минпромэнерго границы товарных рынков больше не будут ограничены пределами РФ. Такая поправка на руку российским экспортерам: на российском рынке они доминируют и подпадают под действие закона «О защите конкуренции», а при расширении границ товарных рынков их доля автоматически сократится.
Но самое любопытное предложение, появившееся в законопроекте, касается введения аукционного распределения квот на прокачку нефти по трубе. «Самый справедливый вариант для нефтяников: кто больше заплатил — тот больше качает. При этом тариф на прокачку должен дифференцироваться, например, в зависимости об объемов транспортируемой нефти», — считает господин Сушкевич.
Нефтяники такое предложение считают бессмысленным. По мнению вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, аукционное распределение квот было бы актуальным при дефиците трубопроводных мощностей. «Сейчас же у нас есть свободные мощности, и никто не будет платить сверх установленных государством тарифов», — утверждает он. При этом в «Транснефти» согласны, что доступ должен быть равным для всех нефтекомпаний. Если же в трубе не хватит места, распределение должно быть пропорционально объемам добычи, что сейчас и происходит.
При этом господин Григорьев полагает, что аукционный принцип возможен при транспортировке нефти по частным нефтепроводам, например, по отрезку Уса-Ухта (Республика Коми), который принадлежит ЛУКОЙЛу. Однако, вероятнее всего, в этом случае ЛУКОЙЛ их сам и выкупит, а это опять же приведет к ограничению доступа других нефтяных компаний. Впрочем, пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов считает эту идею сомнительной. «Остается открытым вопрос: а что делать с нефтью, которая в аукционе не победила?» — недоумевает он.
Примечательно также, что в законопроекте появились дополнения, касающиеся порога согласования сделок. Напомним, по новому законопроекту с ФАС нужно согласовывать сделки ценой от 3 млрд руб. (сейчас — 20 млн руб.). Однако сделка не заинтересует ФАС, если у одной из сторон размер активов меньше 30 млн руб. В законопроекте также появилась новая глава, в которой подробно говорится о правах представителей бизнеса в случае, если они подпадают под действие закона «О защите конкуренции».
В Минюсте законопроект пробудет совсем недолго, он должен быть внесен в правительство не позднее 15 мая.
Квоты на прокачку нефти хотят продавать с аукциона
Вчера проект закона «О защите конкуренции», подготовленный ФАС, поступил в Министерство юстиции. В в нем появилось любопытное дополнение: предлагается ввести аукционное распределение квот на прокачку нефти по трубе, чтобы обеспечить нефтяникам справедливые условия доступа.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: