Каких именно? Этим вопросом задаются экономисты Олег Солнцев, Анна Пестова и Михаил Мамонов из ЦМАКП в статье «Культ наличности в России: как его развенчать и к чему это приведет?», опубликованной в журнале «Вопросы экономики».
Из приводимого в статье графика видно, что доля наличных денег в денежной массе в России действительно велика — примерно в 4 раза больше, чем в США. Мы уступаем не только развитым странам, но и некоторым соседям по СНГ — Литве, Казахстану, Белоруссии.
Снижение доли нала дает несколько преимуществ, о которых известно из международной практики. Вот они:
- Снижение издержек на совершение платежей — банковские офисы частично вытесняются удаленным доступом к счетам (сетью банкоматов и платежами через интернет). В результате банки зарабатывают столько же, но тратят меньше.
- Сокращение доли теневой экономики, т.к. теневая экономика использует нал (впрочем, тут можно поспорить с авторами, что является причиной, а что следствием, тем более что при международных сравнениях уровень теневой экономики как раз и измеряют по доле наличности).
- Увеличение налоговых поступлений в бюджет, т.к. электронные платежи легче контролировать.
- Распространение безналичных платежей способствует росту уровня проникновения банковских услуг среди населения и повышает его финансовую грамотность.
- Больше безналичных расчетов — больше остатков на счетах в банке — банки могут больше кредитовать — экономика растет.
- Развитие туризма, т.к. путешествовать в страну проще с картой, а не с бумажными чеками и наличностью.
В России последнее время доля «карточных» платежей растет, а доля нала снижается сама по себе (см. график). Может ли государство ускорить этот процесс?
В ЦМАКП считают, что можно, причем двумя путями.
Первый — это соответствующая денежно-кредитная политика. А именно — укрепление номинального курса рубля на 15% к 2015 году по сравнению с инерционным сценарием, уменьшение инфляции на 1,5 процентных пункта (п.п.) и повышение средних ставок по рублевым депозитам на ту же величину к 2015 году.
Второй путь — это технические меры. Например, в Южной Корее правительство обязало принимать карточные платежи все торговые предприятия с объемом продаж свыше $ 18 000/год, а в Венгрии власти предоставили бизнесу субсидии на установку платежных терминалов на кассах. Еще одна техническая мера — повышение удобства оплаты ЖКХ и налогов с помощью карт.
По прогнозу ЦМАКП, к 2015 году денежно-кредитная политика может снизить долю наличности на 1,5 п.п., а технические меры — еще на 3,5 п.п. (по сравнению с инерционным сценарием).
Николай Дзись-Войнаровский
Slon.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: