Знаете ли вы, какой вред приносит окружающей среде отработанное машинное масло? С.В. Губин, сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, в своем докладе «Изменение структурной организации материала верхних частей профилей криоземов, загрязненных нефтепродуктами» пишет: «Отработанное масло — очень серьезная угроза здоровью. Судите сами: отравление организма происходит при прямом контакте „отработки“ с кожей, при вдыхании, при попадании в систему пищеварения. Причем воздействие отработанного масла носит кумулятивный характер, что означает постепенно накопление его в организме. Это что касается непосредственного воздействия на человека. А ведь есть еще и косвенное воздействие! Проникновение нефтепродуктов в почву влечет за собой отмирание питающих корней и, как следствие, гибель растительности. У листьев, „питающихся“ таким образом, сокращаются темпы фотосинтеза, происходит задержка роста молодой поросли». Кроме того, «4 л отработанного масла могут загрязнить 3,8 тыс. л воды или сформировать масляную пленку площадью 32 кв. км», а «1 л отработанного масла делает непригодными для питья до миллиона литров грунтовой воды». Прочитав все это, а также некоторую статистику (она приведена чуть ниже) мы твердо решили — отработку, что скопилась в гараже (около 10 литров — это же 80 кв. км масляной пленки или 10 млн. л отравленной грунтовой воды!), сливать никуда не будем, а сдадим на переработку.
В России до 77\% всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы; из всех собранных отработанных масел только 14−15\% идет на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются. В Европе сбрасывается порядка 25\% отработанных масел; до 75\% — собирают, из них 25\% регенерируется, 49\% используется в качестве топлива и 1\% уничтожается («Криосфера земли», 2005, том IX, № 1, с. 38−41).
Обзвонив около десятка станций техобслуживания автомобилей, пришлось убедиться, что искать там союзников и партнеров в деле спасения планеты, бесполезно. Проникнувшись нашим нежеланием травить воду, лишь один раз нам помогли — посоветовали обратиться в Поволжскую экологическую комиссию — именно туда сдают масло законопослушные владельцы автосервисов, если не придумывают ему другое применение — в качестве топлива или смазки для деталей.
«100 рублей и разрешение на размещение отходов из экологического паспорта» — такие условия поставили в Комиссии. Сто рублей в качестве платы за подвиг — устроили всех. А вот отсутствие экологического паспорта, разработка которого (далеко ходить не надо — тут же, в Комиссии) обойдется от 10 тыс. рублей и выше, смутило. К тому же, как выяснилось, в Поволжской экологической «работают только с организациями». Справедливость решили искать в Министерстве экологии и природных ресурсов РТ.
По словам Ирины Михайловой, начальника отдела контроля управления отходами, действительно, согласно Закону РФ «Об отходах производства и потребления» сбор и сдача отходов физическими лицами не предусмотрены — только частными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими специальные документы (лицензии, экологический паспорт, сертификаты на право работы с опасными отходами, документация для транспортирования опасных средств и пр.). Однако согласно Кодексу об административных нарушениях ст. 8.2., «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда».
Выходит, право на утилизацию имеет только то масло, которое заменили в автосервисе, все остальное — вне закона, только при чем в таком случае наличие административного штрафа для граждан? С этим вопросом мы обратились в Государственную инспекцию по экологической безопасности. «Автолюбители должны сдавать отработку собственнику гаражного кооператива, у которого есть специальные емкости для хранения и транспортировки отработанного горючего, а также «техническая и технологическая документация об использовании, обезвреживании образующихся отходов», — сказали в отделе отходов инспекции. А что делать в том случае, если такого собственника никто давно не видел или у автолюбителя нет своего гаража, а масло от машины есть? На это специалисты Госинспекции ответили следующее: «Непорядок, так быть не должно! Но если уж так получилось, то автолюбитель вправе взять у организации, которая отказалась принимать масло, официальный отказ и обратиться с ним в Природно-охранную прокуратуру». (Может, такой отказ следует показать реке или земле перед тем, как слить в них ядовитую жидкость, и тому, кому удастся поймать вас за этим занятием за руку, — оштрафовать не должны, да и совесть мучить не так будет?)
Однако даже под угрозой суда в Поволжской экологической комиссии отработку принять отказались: «Обращайтесь куда хотите, но мы с физическими лицами не работаем!»
И снова консультация в Министерстве экологии, где нам объяснили, что действия Поволжской экологической комиссии вполне укладываются в рамки закона, а в Казани, где с каждым днем машин становится все больше, всего две организации имеют лицензию на сбор, хранение и реализацию отработанных масел. И только одна (!) из них готова принимать бесплатно отработанное машинное масло непосредственно у автолюбителей, это ОАО «Татнефтепродукт. Масла и смазки».
Хватит ли терпения другим автолюбителям на подобные мытарства — не известно. Ясно только одно — здравый смысл в нашем законодательстве искать бесполезно: природу помогут спасти только совесть и честь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: