В Татарстане завершился месячник по проверке качества реализуемых и потребляемых моторных топлив на автозаправочных станциях и нефтебазах.
Всего за период с 11 ноября по 11 декабря на АЗС республики было отобрано 1184 пробы моторных топлив на 544 объектах — 528 АЗС и 16 нефтебазах. Проверяли бензин на заправках «Татнефть», «Татнефтепродукт», «ТАИФ-НК», «Карсар», «Автодорстрой», «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ряде других «точек» — многочисленных ООО и ИП.
Из взятых на контроль испытано чуть более тысячи проб. Результаты не идеальны — 58 проб, или 5,3%, не соответствуют по отдельным показателям качества требованиям ГОСТ, в том числе, по бензину — 31 проба, что составляет 4,3% от испытанных проб, а по дизтопливу — 27 проб, или 7,3%.
Результаты испытаний проб, отобранных на АЗС РТ
Больше всего претензий у контролеров — к несетевым частным заправкам. На проверенных 269 заправках частников было выявлено 47 несоответствий требованиям качества. Претензии были и к крупным игрокам, например, к заправкам ООО «ЛУКОЙЛ — Уралнефтепродукт», ОАО «Бугульманефтепродукт» и ООО «Карсар».
При этом некоторые недобросовестные игроки продолжают реализовывать некачественное топливо даже после штрафов и предупреждений. «Отметились» в списке систематических нарушителей ООО «Арис-Центр», чьи заправки находятся в п. Новая Тура, альметьевские ООО «Поток-Сервис» и ООО «ЮВТК», ООО «ЛУКОЙЛ — Уралнефтепродукт» с АЗС на ул. Родина в Казани и многие другие.
«Анализ случаев несоответствия показывает, что большая часть несоответствий по дизельному топливу и бензинам выявлена по показателю „содержание серы“. В 48 случаях топливо реализовывалось с содержанием серы большим, чем владельцы заявляли при продаже и предоставлении паспорта качества при проверке. При этом продавцы, исходя из заявляемого качества моторного топлива, устанавливают на него более высокие розничные цены», — заявил на прошедшем сегодня в кабмине брифинге начальник ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» Роберт Гилязиев.
Роберт Гилязиев
По словам Гилязиева, в 24 выявленных случаях содержание серы превышает даже допустимые нормы, прописанные в техрегламенте, утвержденном постановлением Правительства РФ,
«В остальных 24 случаях дизтопливо и бензины продаются как Евро-5 или Евро-4, а содержание серы больше, чем полагается, то есть владельцы под видом Евро-5 и Евро-4 — продавали Евро-3», — констатировал Роберт Гилязиев, добавив, что по случаям допущенных нарушений и реализации продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ, проинформированы и сами владельцы АЗС, и прокуратура Татарстана.
По словам Гилязиева, минувший год в сравнение с 2012-м для бензина, реализуемого на территории республики, выдался «ровным».
«Ни резкого улучшения, ни ухудшения качества моторных топлив на рынке не наблюдается, — заверил Гилязиев. — Процент некачественных моторных топлив с учетом проведенного месячника по проверке качества в 2013 году составляет 2,9%, а в 2012 году было 3%».
Упоминался на брифинге, правда, достаточно поверхностно, и вопрос роста цен на бензин.
Напомним, «топливный вопрос» активно обсуждался общественностью осенью этого года.
В конце лета производители резко подняли цены на бензин. По России они в среднем выросли на 16,2%, что не могло не отразиться на розничных ценах. Портал TatCenter.ru уже писал, что самый существенный рост цен производителей тогда был зафиксирован именно в Татарстане, — он составил 31,8%. По разным оценкам, эксперты предрекали рост цен на топливо в 2014 году до 10%. ФАС России даже пришлось пресекать все прогнозы о недопустимости публичных высказываний относительно роста потребительских цен на топливо и дефицита нефтепродуктов в России.
Розничные цены, max, на АИ-92 в ПФО
Однако Роберт Гилязиев заявил, что в течение всего 2013 года уровень максимальных розничных цен на большинстве АЗС республики «в основном находился на уровне ниже средних максимальных розничных цен в Приволжском Федеральном Округе».
«Субъекты нефтепродуктообеспечения республики в основном никогда первыми в ПФО не повышали розничные цены без наличия обоснования и рассмотрения вопроса на заседании рабочей группы», — констатировал Гилязиев, добавив, что этот вопрос находится на контроле у президента Татарстана Рустама Минниханова.
Динамика розничных цен на АИ-92 в РТ и ПФО
Автовладельцы Татарстана, между тем, какого-либо повышения качества топлива пока не заметили. Чего не скажешь о ценах на бензин. Последние, по словам автолюбителей, и дальше будут «опустошать кошельки» жителей республики.
«Качество бензина на заправках Татарстана, скажу так, может быть, выровнялось. Да, есть нарушения, но „массового отравления“ машин, как в 2010 году, мы не наблюдаем (в 2010 году в РТ было зафиксировано более 500 случаев поломки автомашин из-за некачественного топлива — прим. автора). 1−2 случая на рынок — это нормально. Но многочисленных обращений или жалоб от автовладельцев, повторюсь, к нам не поступает. Что касается цен на бензин, то автомобилистов постоянно готовят к тому, что цены будут только расти. Ежегодно под разными предлогами цены повышаются, и причину производители и власти всегда смогут найти. Только я считаю, что в нефтяной стране и в таком регионе, как Татарстан, перманентный рост цен является, мягко говоря, необоснованным», — заявил корреспонденту портала TatCenter.ru руководитель межрегиональной общественной организации Федерация автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин.
Не заметил какого-либо изменения качества бензина в Татарстане и соучредитель ряда казанских служб такси Андрей Зобнин.
«Качество бензина каким было, таким и осталось. Я не могу сказать, что топливо стало лучше. А цены, так вообще — как природное явление. Они постоянно, пусть и незначительно, повышаются. У нас небольшой рост — вопрос политический. Но ситуация такой и останется. Цены как росли, так и будут расти».
Список АЗС, на которых выявлено топливо, несоответствующее требованиям ГОСТ, ТУ, СТО
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: