Конечно, нет. По крайней мере, мы о нем не знаем. Возможно, такой человек сейчас подрастает в трущобах Мумбая или в российском детдоме. Может быть, его только что отчислили из Гарварда или Токийского университета. Ему еще предстоит удивить мир.
Но миру нужен Стив прямо сейчас. Нужен главный инноватор и продавец мечты. Мы верим, что он скоро отыщется или, по крайней мере, СМИ вознесут кого-то на этот пьедестал. Собственно, поиски уже начались. Главу Facebook Марка Цукерберга и основателя Amazon Джефа Безоса чаще всего называют кандидатами, но им не хватает нескольких особенно важных отличительных черт Джобса, а кроме того, оба они работают в сравнительно узкой нише. В Bloomberg считают, что все необходимые качества есть у Элона Маска — одного из создателей платежной системы PayPal, а ныне главы SpaceX, Tesla Motors и SolarCity. Но ограничиваться одним Маском странно. В мире есть куда больше людей, которые обладают уникальным сочетанием качеств.
Элон Маск
Год рождения: 1971
Компании: PayPal, SpaceX, Tesla Motors, SolarCity
Кредо: Занят тремя главными проблемами современности (интернет, чистая энергия и космос) и немножко — кинематографом
Родился и вырос в ЮАР в семье диетолога и фотомодели, сбежал от службы в армии в Канаду, но потом перебрался в Штаты, где в Пенсильванском университете учился физике и бизнесу. Тогда же пришел к выводу, что у современности есть три проблемы — интернет, чистая энергия и космос. Начал решать их последовательно — с интернета. Основал интернет-каталог Zip2, который продал Compaq’у. На вырученные деньги создал X.com, ставший позже всемирно известной платежной системой PayPal. Деньги, вырученные от продажи доли в компании интернет-платежей, пустил на остальные две проблемы века — чистую энергию (первый производитель массовых электромобилей Tesla Motors и компания-установщик солнечных батарей SolarCity) и освоение космоса (SpaceX, которая делает такие дешевые космические ракеты, что с ней не могут соревноваться даже китайцы).
Несколько лет назад SpaceX и Tesla Motors одновременно оказались на грани краха, а сам Маск — на грани банкротства. К тому же развалился его первый брак (экс-супруга описывает Элона как авторитарного трудоголика, предпочитающего блондинок). Но так же, как и Джобсу, ему удался «кам-бэк» да еще какой — женился на молодой киноактрисе Талуле Райли (в «Одноклассницах» и «Рок-волне» она была брюнеткой, но для мужа перекрасилась в радикальный блонд), разобрался с финансовыми трудностями, а его космические корабли Dragon всерьез претендуют на то, чтобы заменить «шатлы».
С Джобсом его также роднит кинематограф: у Стива был Pixar, а Маск выступил продюсером нескольких фильмов (в частности, «Здесь курят») и стал прототипом Тони Старка в «Железном человеке-2» (сам Маск и ангары SpaceX тоже слегка засветились в фильме).
Натан Мирволд
Год рождения: 1959
Компании: Intellectual Ventures
Кредо: Изобрести все, что можно. А если уже изобрели, то купить патент
Мирволд не может похвастаться фантастическим жизненным рывком, как Джобс. Последний взлетел до всемирной славы и богатства с очень низкой точки — его родителями были сирийский иммигрант и студентка, которые отказались от своего чада. Мирволд же происходит из во всех смыслах хорошей еврейской семьи. Он в 14 лет окончил частную школу для одаренных детей Mirman, где учился в классе, состоявшем из… двух учеников. Позже Мирволд будет шутить, что это был единственный период учебы, когда он «был в отстающей половине класса». И это правда. Его обучаемость и эрудиция не знают границ. К 23 годам он успел отучиться в Калифорнийском университете и Принстоне. Получить магистерские степени по геофизике и экономике и защитить докторскую диссертацию по теоретической физике. Позже работал в Кембридже с легендарным Стивеном Хоукингом, но оставил научную деятельность, чтобы создать стартап, купленный Microsoft. В корпорации он проработал 13 лет, став ее директором по технологиям. «Я не знаю человека, более умного, чем Натан», — говорил Билл Гейтс.
То, что действительно может говорить о нем как о претенденте на роль Джобса, то есть человека, создававшего мечту и двигавшего технологии вперед, — так это работа в Intellectual Ventures (IV). Большинству эта компания известна как самый жирный в мире патентный тролль. Ей принадлежит по разным оценкам от 15 000 до 20 000 патентов, и она не стесняется пускаться в многочисленные судебные тяжбы, отстаивая свое право на изобретения и зарабатывая этим миллиарды (впрочем, подобное поведение в последнее время было свойственно и Apple). Но ее принципиальное отличие от мелких троллей в том, что она действительно двигает инновации. У Мирволда помимо армии юристов, которая нужна патентному троллю, работает армия ученых, инженеров, изобретателей, среди которых есть и лауреаты Нобелевской премии. Причем, IV разрабатывает много такого, что не принесет ей ничего кроме убытков в обозримом будущем — вроде безотказного средства от малярии (над которым бьются, в частности, ученые, создававшие программу «Звездных войн» для Рейгана) или решения проблемы глобального потепления (основная идея которого принадлежит ученому из Белоруссии). IV — она как ее создатель — пытается объять необъятное. Работает во всех областях: от мелких улучшений для смартфонов до технологий операций на мозге и от программного обеспечения до технологий предотвращения тайфунов.
Мирволд, помимо всего прочего, дипломированный шеф-повар и мастер французской кухни, а также прекрасный фотограф. У него есть и знания, и харизма, и бизнес-опыт, и свое видение будущего. Он хочет создать величайшую машину изобретений в истории. И движется к своей цели быстро и успешно.
Питер Диамандис
Год рождения: 1961
Компании: фонд X PRIZE
Кредо: Зачем самому создавать инновации, когда можно учредить приз за инновации и смотреть, как другие за него соревнуются?
Американец греческого происхождения. Южный темперамент пробивается и в зажигательных речах, и в постоянном создании новых проектов. Выучился на космического инженера в МИТе и врача в Гарварде. В 80-х и 90-х создал огромное количество аэрокосмичеких стартапов, а также студенческое научное общество SEDS и Международный космический университет (ISU). Время показало, что некоммерческие организации ему удаются лучше коммерческих. Настоящий успех пришел в октябре 2004 года, хотя началось все еще в 90-х. Когда Диамандис размышлял о развитии космического туризма, ему пришла в голову удачная мысль — вместо того чтобы строить космический корабль самому, лучше учредить приз за создание такого корабля. После пары сотен звонков и встреч он вышел на семью Ансари — американских бизнесменов иранского происхождения — которые как раз думали над тем, как эффектно потратить лишние $ 10 млн. Эти деньги стали призом в конкурсе на строительство космического челнока для туристов, а организатором конкурса стал фонд Диамандиса под названием X PRIZE. И, наконец, третьей удачей стало решение легендарного авиаконструктора Берта Рутана участвовать в этом конкурсе и решение одного из основателей Microsoft Пола Аллена профинансировать проект Рутана. Развернулась настоящая частная космическая гонка, которую Рутан выиграл в октябре 2004 года — впервые частный космический корабль SpaceShipOne с человеком на борту достиг границы космоса. Стартап Рутана-Аллена был сразу же куплен Ричардом Брэнсоном и преобразован в туристическую космическую компанию Virgin Galactic.
После этого Диамандису удалось под эгидой X PRIZE организовать сразу несколько конкурсов — некоторые посвящены космосу, но есть конкурс по расшифровке генома человека, эффективному способу очистки моря от нефтяных пятен и созданию сверхэкономичного автомобиля. В разработке — несколько десятков конкурсов в биологии, медицине, энергетике, образовании и экологии. Не Диамандис первым придумал призы. Он не скрывает, что взял за прообраз приз Ортега первому летчику, который совершит беспосадочный полет из Нью-Йорка в Париж. Но именно Диамандис смекнул, что если ты платишь $ 10 млн одной фирме, то на выходе получаешь один космолет и одну фирму, способную создать космолет. А если ты устраиваешь конкурс с тем же самым призовым фондом, то на выходе получаешь 10 космолетов и 10 фирм. И правительства, и филантропы готовы финансировать этот механизм рождения инноваций, а Диамандис поставил организацию таких соревнований на поток.
Джеймс Кэмерон
Год рождения: 1954
Компании: Каждый фильм как отдельный (чрезвычайно успешный) бизнес-проект
Кредо: Кино — двигатель прогресса. Правда, для этого приходится выбиваться из расписания и бюджета
Юный канадский водитель грузовика посмотрел в 1977 году «Звездные войны» и навсегда пропал для индустрии грузоперевозок. Обычно его называют кинорежиссером. С такой же степенью правдивости Наполеона следует считать артиллеристом. Про то, что Кэмерон снимает первоклассные фильмы, умолчим — этого достаточно для режиссера, но маловато для Кэмерона. Его, пожалуй, следует назвать и прекрасным бизнесменом — продавцом мечты, как и Джобса. Он — лидер среди режиссеров по сборам фильмов (в общей сложности они составили около $ 6 млрд). Многие его фильмы задали новые стандарты зрелищности и заставили зрителей поверить в вымышленные миры. «Терминатор 2» с роботом из жидкого металла, «Титаник» с уникальными подводными съемками настоящего «Титаника» (для этого пришлось не только арендовать исследовательское судно и батискаф, но и сконструировать специальную подводную кинокамеру) и «Аватар». Для последнего Кэмерон сконструировал 3D-камеру, а сам фильм после выхода фактически заново создал индустрию 3D-кино и вдохнул новую жизнь в стагнирующие кинотеатры. Успех «Авиатора» породил бум 3D: самые продвинутые телевизоры, ноутбуки, фотокамеры и смартфоны могут показывать или даже снимать трехмерное кино.
В его биографии ужасный характер, пять женитьб и четыре развода прекрасно сочетаются с двумя самыми прибыльными фильмами в истории кино («Аватар» и «Титаник»), разработкой проекта стереовидеосъемки на Марсе в качестве советника NASA, а также пламенными речами в поддержку колонизации Марса и дна океана.
Черта, которая очевидно роднит его с Джобсом (кроме компьютерных фильмов с 3D), — ужасный характер как оборотная черта перфекционизма. А самого его биографы называют наполовину ученым, наполовину художником.
Ричард Брэнсон
Год рождения: 1950
Компании: Все, которые начинаются со слова Virgin
Кредо: Человек-бренд
Дислектик, который благодаря маме понял, что с этим недостатком вполне можно преуспевать. Недавно сын назвал ее именем один из своих космолетов. В 16 лет основал свой первый бизнес — молодежный журнал Student, который привлек рекламу приемом, уже ставшем классикой. Брэнсон позвонил в Coca-Cola и сказал, что она должна дать рекламу в его журнал, потому что Pepsi уже дала рекламу, а потом позвонил в Pepsi и сказал, что в его журнале уже разместила рекламу Coca. В результате первый номер вышел с рекламой обеих компаний.
Затем Брэнсон основал звукозаписывающую компанию Virgin Records, которая взлетела на продаже музыки Майка Олдфилда и Sex Pistols, а потом пошло-поехало — Virgin Atlantic (авиаперевозчик), Virgin Mobile (мобильная связь), Virgin Trains (поезда), Virgin Galactic (космический туризм) и еще несколько десятков компаний практически во всех областях, включая такие мелкие и нишевые, как гей-клуб в Нью-Йорке. Были, конечно, и эпические провалы вроде Virgin Cola, но они генерировали столько интереса к Брэнсону и бренду Virgin, что некоторые аналитики полагают — разорение отдельных стартапов это не что иное, как промо-акции группы Virgin в целом. Создание такого диверсифицированного и такого успешного холдинга и бренда — главное достижение Брэнсона.
Стратегия Брэнсона — найти свободную нишу в существующей отрасли (совсем уж радикальные стартапы Брэнсон создает редко), создать или купить компанию, присоединить к ее названию слово Virgin, устроить эксцентричное шоу на открытии и затем стричь купоны. Наверняка, есть еще и много оперативной работы, но публику в это не посвящают. Как и не посвящают ее в заработки Virgin, являющейся непубличной компанией. В целом стратегия похожа на то, что делает Apple, — взять все уже существующее, улучшить и продать как новый клевый образ жизни.
Что касается личной жизни, то сексуальные ассистентки, эксцентричные рекламные акции, рискованные шутки (Fast Company пишет о том, как сэр Ричард поднимает девушек за ноги, чтобы все смогли разглядеть их нижнее белье) и собственный остров сочетаются с отсутствием собственного водителя (ездит на такси, а чтобы не искушать ближних ограблением миллиардера, не берет с собой наличности и ключей). Любит экстремальный спорт — на его счету несколько рекордных (и рискованных) путешествий на судах и воздушных шарах.
Николай Дзись-Войнаровский, Александр Кияткин
Slon.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: