Новости
06 Марта 2015, 08:00

Кто поедет в Сколково?

От сверхбыстрого ДНК-анализа и реагентов против льда до бесплатных точек Wi-Fi и умных домов — чем удивили «Сколково» татарстанские разработчики?

3−4 марта в Казани прошел всероссийский Стартап-Тур. Более 450 участников из приволжских регионов России — молодые предприниматели и ученые — из Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей презентовали свои проекты потенциальным инвесторам.

Экспертный отбор прошли 54 команды, которые и предложили свои инновационные проекты на суд жюри. Из 17 победителей семь работ — от татарстанских разработчиков, выпускников и резидентов бизнес-инкубатора ИТ-парка и технопарка «Идея».

Первое место в направлении «Информационные технологии» — Айрат Мухаметзянов с проектом RTsim. Представьте себе симулятор вождения, на котором показываются скорость автомобиля, повороты руля, карта местности, остаток бензина и прочие показатели. Так, RTsim — то же самое, только не для машины, а для целого технологического объекта нефтегазового сектора.

Программное обеспечение считывает физико-химические свойства компонентов и их смесей, моделирует технологические процессы и системы управления. Как и любой другой симулятор, он призван обучать операторов безопасному управлению технологическими объектами при пуске, нормальной эксплуатации и плановой остановке, а также в аварийных ситуациях. Представляет он собой программное обеспечение на компьютерах из трех модулей: математической модели технологического объекта и рабочих мест инструктора и оператора.

2131

Второе место в направлении «Информационные технологии» занял — Михаил Шадрин с проектом «Росконтент». Это облачный сервис и оборудование для создания управляемых Wi-Fi сетей. Цель — покрыть объекты массового значения России и СНГ бесплатной сетью Wi-Fi, в которой показывается реклама. Уже сейчас проект реализовал более тысячи точек доступа в городах-миллионниках.

Спецприз в направлении «Информационные технологии» — Павел Кочкарев с проектом «Domo Sapiens». Это открытая платформа для систем «Умный дом». Отличается она низкой стоимостью компонентов, модульностью и масштабируемостью, с широким инструментарием для сторонних разработчиков. На казанском этапе «стартап-деревни» была презентована система умного дома для инвалидов Набережных Челнов.

Первое место в направлении «Биомедицинские технологии» — Ленар Валеев с проектом системы для сверхбыстрого ДНК-анализа. Ленар Валеев — это генеральный директор резидента «Идеи» — компании «Эйдос», чьи разработки в сфере симуляторов и робототехники были замечены и минобороны, и МЧС, и фондом «Сколково». Отметил важность проекта и министр экономики РТ Артём Здунов, который обсуждал с представителями японских компаний RIKEN и DNAFORM создание совместного предприятия RIKEN-Эйдос по разработке и производству систем генетической экспресс-диагностики.

Ещё один казанец — Андрей Евстигнеев — занял первое место в направлении «Новые промышленные технологии и материалы» с проектом противоударного основания сиденья ASSB. Он, как и Айрат Мухаметзянов, получил миллион рублей от фонда содействия. В этой же номинации третье место занял Дмитрий Плаксин, который представил реагент на кровлях «Лёдтай». Суть проекта — орошение или разбрызгивание жидких реагентов на наледь.



Ещё одним победителем стал Андрей Матвеев. Выпускник бизнес-инкубатора и резидент частного
технопарка «Навигатор-кампус» занял сразу первое и второе места в номинации «Инновации для детей». И если проект-победитель «Марабака» — уже состоявшийся продукт, доросший до международного детского медиабренда, то детский электронный конструктор «Микрочасти» ещё находится на стадии прототипа. Впрочем, ещё прошлым летом университет Иннополис планировал создать целый методический комплекс для преподавания основ робототехники детям от 7 до 10 лет в образовательных учреждениях. «Микрочасти» являются его непосредственной частью.

Сколково подарил всем пригласительные билеты на крупнейшую в России ежегодную стартап-конференцию Startup Village. Она пройдет в Москве 2−3 июня. Ленар Валеев и Айрат Мухаметзянов получили право участвовать в конкурсе без прохождения дополнительной экспертизы.

Разобраться
17 Ноября 2025, 13:38

Разбираемся: с 2026 года вся иностранная информация в бизнесе должна быть на русском

С 1 марта 2026 года вступают в силу новые правила использования русского языка в сфере услуг и торговли. Вся публичная информация на иностранном языке — от вывесок до сайтов — должна дублироваться на русском. Разбираемся, что меняется и как предпринимателям подготовиться.

Что меняется?

Федеральным законом от 24.06.2025 № 168-ФЗ установлены жесткие требования к использованию русского языка в публичной информации. С 1 марта 2026 года они будут обязательны для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Требуется:

Дублировать всю информацию на иностранном языке переводом на русский.

При этом русский язык должен быть первым и равнозначным по видимости: одинаковый шрифт, размер, цвет.

Тексты на разных языках должны полностью соответствовать друг другу по содержанию.

Что затрагивает:

вывески и указатели,

ценники и информационные стенды,

сайты и мобильные приложения,

социальные сети, рассылки и реклама.

Почему это важно?
Цель закона — защитить права потребителей. Любой клиент должен понимать, какие товары и услуги ему предлагают, независимо от того, знает он иностранный язык или нет.

Без соблюдения требований возможны:

претензии от контролирующих органов,

штрафы,

судебные разбирательства.

фото: Антон Черныш/TatCenter.ru

Как подготовиться: советы от бизнес-омбудсмена РТ

Уполномоченный при Раисе РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев призывает начать подготовку уже сейчас.

«Начните готовиться уже сегодня, не дожидаясь последнего момента».

Проведите аудит всего, что видит ваш клиент

«Осмотрите все вывески, таблички, ценники и информационные стенды в ваших офисах и магазинах. Проверьте сайты, приложения и аккаунты в социальных сетях на наличие иностранных слов и непереведенных англицизмов».

Приступайте к разработке новых макетов

«Приступайте к разработке новых дизайн-макетов вывесок и правкам на сайте. При этом необходимо соблюдать правила дублирования. Так, при размещении информации на двух языках русский текст должен быть на первом месте и ни в коем случае не быть менее заметным, чем иностранный (одинаковый шрифт, размер, цвет). Содержание текстов на разных языках должно строго соответствовать другу».

Проанализируйте речь и рассылки

«Проанализируйте речевые скрипты сотрудников, рекламные материалы и рассылки. Будьте внимательны с англицизмами. Их использование требует пояснения. Рекомендуется сверяться с официальным „Словарем иностранных слов“ РАН».

Сохраняйте бренд — законными способами

«Используйте законные возможности для сохранения своего бренда. Если вы используете уникальное иностранное название, рассмотрите возможность регистрации его в качестве товарного знака. Уже зарегистрированные бренды с иностранным названием можно будет использовать на вывесках без перевода».

Кто поможет?

Фарид Абдулганиев подчеркнул, что омбудсменская структура готова оказывать предпринимателям информационную и консультационную поддержку.

«Наша задача — помочь бизнесу пройти период адаптации максимально гладко. Эта работа полностью соответствует политике поддержки малого бизнеса, которую проводит Раис РТ Рустам Минниханов».

С 1 марта 2026 года использование иностранного языка без дублирования на русском станет нарушением.
Но при грамотной подготовке — это не риск, а возможность сделать сервис понятнее для всех клиентов.

Материал подготовлен на основе информации от Уполномоченного при Раисе РТ по защите прав предпринимателей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: