Речной олигарх из Перми
Как следует из сообщения Приволжской транспортной прокуратуры, владельцем затонувшего вчера в Волге теплохода «Булгария» является пермское ОАО «Камское речное пароходство» (КРП).
Сегодня утром «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться в Пермь до собственника теплохода «Булгария» ОАО «СК Камское речное пароходство». Там газете сообщили, что теплоход был сдан в аренду. В компании уже в курсе, что Приволжская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту крушения теплохода на Волге. В данный момент проходит совещание, посвященное этой трагедии, а генеральный директор Камского речного пароходства Незнакин Валерий Владимирович вылетел в Казань.
В КРП не уточнили, кому был сдан в аренду теплоход. По всей видимости, речь идет о компании ООО «Аргоречтур». Вчера именно директор этой компании Светлана Инякина заявила каналу НТВ, что судно было технически исправно. До трагедии с «Булгарией» о компании «Аргоречтур» СМИ не упоминали, а юридический адрес предприятия находится в квартире жилого дома по улице Белинского в Авиастроительном районе Казани. Ранее Инякина упоминалась как руководитель агентства «Престиж-тур Волга».
«БИЗНЕС Online» выяснил некоторую информацию о КРП, являющейся одним из крупнейших игроков на рынке речных перевозок в Волжско-камском бассейне. Причем деятельности КРП и его главного акционера и руководителя Михаила Антонова на протяжении нескольких лет сопровождается громкими скандалами.
В начале 90-х имя Михаила Антонова стало известным в Перми благодаря рекламе сети магазинов «Антэкс». Затем, по некоторой информации, Антонов уехал в Канаду, но через некоторое время вновь объявился в Перми, создав вместе с оборонным научно-производственным объединением «Искра» компанию «Амис». К этому времени, как пишет «Российская газета» Антонов обладал 16 процентами акций Камского речного пароходства. КРП в советский период являлось одним из самых крупных пароходств в СССР, однако в 90-е пришло в упадок. Кстати, одной из важных точек базирования КРП в то время был Чистополь. Антонов предложил речникам план избавления от гигантских долгов. Компания «Амис» и пароходство учредили ООО «Камская судоходная компания». Как свою долю пароходство передало этой компании грузовой флот внутреннего плавания из сотен судов (90\% уставного капитала). А все пассажирские и туристические теплоходы были ей отданы в доверительное управление. К началу 1997 года суммарная задолженность достигала 115 миллиардов рублей, а через год превысила 200 млрд. Вся выручка оседала в компаниях Антонова.
История завершилась уголовным делом, в результате которого, как сообщает пермский интернет-ресурс «Несекретно», Антонову было предъявлено обвинение в том, что он предпринимал попытки установить над КРП свой контроль «путем обмана и злоупотребления доверием, прекращения производственной деятельности данного акционерного общества, передачи имущества ОАО «СК «КРП» в собственность и безвозмездное пользование подконтрольных себе структур, где он будет единоличным руководителем». Интересно, что дело имело довольно странный итог: Антонов внес свыше 1 млн. долларов на счета КРП, в результате чего прокуратура дело прекратила с формулировкой: «В связи с описанным изменением обстановки Антонов М.А. перестал быть общественно опасным».
Убытки в 368 млн. рублей
Впоследствии Антонову все же удалось установить свой контроль над КРП. Так, по сообщению «Коммерсанта», в сентябре 2009 года владельцем 52,25\% акций ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП) стала компания Antonov Group-F.Z.E., зарегистрированная в Арабских Эмиратах. Еще 32,13\% акций АО принадлежит Росимуществу. Причем Росимущество никак не может избавиться от своего пакета.
Так, на аукционе 11 октября 2010 года на пакет Росимущества ценой в 34 млн. рублей покупателей не нашлось. Возможно, потому, что КРП испытывает серьезные финансовые проблемы. Так, по данным Коммерсанта, на третий квартал 2010 года чистый убыток компании достиг 119 млн. рублей (кварталом ранее — 116 млн. рублей). Чистый убыток за девять месяцев 2009 года КРП составлял 17,5 млн. рублей. Выручка АО за этот же период составила 16,8 млн. рублей (кварталом ранее 10,5 млн. рублей). Сумма непокрытых убытков на отчетную дату превысила 368 млн. рублей, увеличившись за год более чем на 100 млн. рублей.
11 пермских судов в Чистополе
Похоже, в этой непростой ситуации пермская компания идет на самые рискованные шаги — в том числе на нещадную эксплуатацию судов, имеющихся в распоряжении КРП. В списке судов, принадлежащих этой компании, большая часть была построена в 50 — 60-е годы прошлого века. Интересный факт: 11 судов приписаны к Чистопольскому порту. А ряд судов КРП постоянно фигурируют в рекламе татарстанских туристических агентств, продающих туры на теплоходные круизы по Волге и Каме. В частности, любителям путешествий подобного рода хорошо известны такие суда как «Жолио-Кюри», «Борис Полевой», «Ф.И. Панферов». Кстати, всем этим теплоходам исполняется в этом году ровно 50 лет…
Фактически они составляют основу того флота, который занят туристическими перевозками летом. Причем эта деятельность не обходится без инцидентов. Так, летом прошлого года произошло серьезное ЧП с «Жолио-Кюри». Пассажиры круизного теплохода «Ф. Жолио-Кюри», совершавшего круиз Казань-Ярославль-Казань, остались настолько недовольными сорванным круизом, что подали в суд на свою турфирму. Как сообщал Татар-информ, теплоход сел на мель, и 274 туриста провели целый день в 30-градусную жару без воды. Затем, пока корабль проходил ремонт в доке в Городце, часть туристов на автобусе отправили в поселок Дивеево в Нижегородской области. Но четырехчасовая дорога и жара лишь утомили и без того раздраженных людей. Когда представитель турфирмы предложил продолжить автобусную экскурсию в Нижнем Новгороде, туристы окончательно взбунтовались и потребовали вернуться назад. После этого девять человек обратились с иском в Вахитовский суд города Казани к компании «Волжские путешествия», которая продала им путевки. Как указали истцы, пользоваться душем, умываться было невозможно, из крана текла вода, смешанная с дизтопливом.
Тем не менее в Татарстане призывают активно путешествовать на теплоходах КРП. Так, в марте этого года на деловом понедельнике в исполкоме Челнов генеральный директор турфирмы «Салам» Дамира Тазиева в красках рассказала о планах по организации круизов по Каме и Волге на теплоходе «Булгария». Как сообщили тогда «Челнинские известия», Дамира Тазиева и мэр города Василь Шайхразиев попросили предприятия Челнов поддержать проект через реализацию части путевок в коллективах.
И теплоходы, и самолеты
Отметим, что круизы по Волге и Каме — не единственный интерес КРП и Михаила Антонова в Татарстане. Помимо пассажирских судов компания имеет еще и грузовой флот. Антонов предпринимал попытки заработать на его сдаче в аренду в Татарстане. Так, в начале 2008 года «Коммерсантъ» сообщил, что ОАО «Камское речное пароходство» (КРП) передало более 100 своих судов в аренду казанской судоходной компании «Основа — Строительные ресурсы». Причем источники, близкие к Антонову, заявляли, что КРП намеревается стать одним из крупных игроков на рынке водных грузоперевозок в Татарстане.
Интересно, что Антонов имел еще и авиационные интересы в РТ. Ему принадлежит самолет Як-40, который он приобрел в 2004 году. Несколько лет назад пермские СМИ сообщали, что Антонов, посчитав его обслуживание в «Пермских авиалиниях» слишком дорогим, решил перевести его в Казань, на базу авиакомпании «Тулпар». Кстати, ранее Антонов владел частью авиакомпании «Карат», но несколько лет назад продал свои акции.
Похоже, что дело вокруг гибели «Булгарии» станет не менее резонансным, чем пожар в «Хромой лошади» (стечение обстоятельств — снова Пермь). Пока собственники потерпевшего крушение теплохода не сделали никаких публичных заявлений.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: