Новости
26 Августа 2014, 11:34

Крым: туда и обратно

Поездку в Крым мы ждали с нетерпением. О проблемах на керченской переправе, конечно, слышали, но, в основном, из социальных сетей. Да и то — без подробностей. Все, что говорилось: надо долго ждать. Но каково это — ждать под палящим солнцем, без воды и рядом с умирающими людьми — мы поняли, только оказавшись на месте. [РЕПОРТАЖ]

Три шага к Крыму

Последние несколько сот километров до переправы дорога проходит по степной полосе, столбик термометра постоянно ползет вверх, нещадно палит солнце, а ближе к порту «Кавказ» ситуация только усугубилась. +38 С, горячий степной суховей и отсутствие мест, где можно приобрести воду — так начиналась борьба длиною в 27 км за право переплыть Керченский пролив.

керченская переправа

В самом начале очереди порядок охраняет патрульный автомобиль с двумя скучающими полицейскими. Они нецензурными выражениями разворачивают тех, кто пытается объехать очередь по встречной полосе, и грозно указывают на место в конце. Аргументы «Мне там заняли очередь» не действуют. Такие посты расставлены по всей очереди примерно через 2 км друг от друга. По протоколу органам правопорядка можно пропускать мимо колонны только большегрузы, пассажирские автобусы и граждан, подпадающих под льготные категории: инвалиды, дети до 1 года, беременные со сроком более 6 месяцев. Четкая система, должна работать.

Однако порядка на Керченской переправе не то чтобы не хватает. Он тут отсутствует — как понятие.

Порядок тут есть только в очереди, потому как люди, объединенные одной общей бедой, начинают действовать сообща.

К примеру, если на момент начала движения кто-то засыпает, стоящие за несчастным будят его, прежде чем продолжить движение. Если же водитель покидает машину, начинают сообща его искать. Объехать его и, тем самым, отодвинуть в конец очереди, никто даже не пытался — солидарность спасала зазевавшихся.

В остальном это просто кромешный ад. Что в сторону Крыма, что в сторону порта «Кавказ» дорога, вдоль которой стоит очередь, находится под открытым небом. Кто недавно был в Крыму, тот знает, как там сейчас жарко. Так вот, в очереди на паром не жарко. В очереди на паром адски жарко. Ближайшая приличная инфраструктура в накопителе, но до него 15 часов простоя. Степная жара к полудню усиливается, солнце печет микроволнами, а очередь практически не двигается. Не мудрено, что тут стали умирать люди. Странно, что не умирает больше. Русский народ так же велик и могуч, как русский язык.

Но это еще полбеды. Самая большая беда — это череда льготников, которая несется мимо очереди, поднимая пыль на обочинах и усугубляя этим самым и без того гиблую ситуацию. Причем настоящих льготников тут даже не всегда пускают. Когда мы стояли в очереди на паром в сторону Крыма, с нами терпеливо ожидала погрузки машина с больным ДЦП на «на борту». Грозные стражи порядка их не пропустили. Наверное, чтобы не нарушать мистический «порядок». Также не пропустили машину с ребенком возрастом 1 год и 4 месяца. Ребенок был на 4 месяца старше льготного возраста, и за попытку проехать без очереди та же полиция взяла «штраф» в пятьсот рублей. Без квитанции.

керченская переправа

Зато свободно проезжает другая категория льготников: депутаты, важные прокуроры и те, кто воспользовался полулегитимной услугой местных паромщиков и за 15 000 рублей приобрел у них (или у полиции, точно не известно) справку об инвалидности, беременности и прочих недугах, позволяющих миновать убивающее ожидание в очереди.

Особенно насмешил депутат некой городской думы, который ехал один, но предъявил справку о беременности. Видно, других в тот момент на руках у паромщиков не оказалось. Глядя на живот товарища, можно было легко поверить в эту справку и даже пожалеть несчастного, так как он уже, похоже, перехаживал.

Учитывая количество действующих паромов, их вместительность и скорость движения очереди, нетрудно подсчитать, что паром заполняли, прежде всего, крупным транспортом и льготниками, а они в течение дня все не заканчивались. Итог всего этого — 15 часов ожидания в ужасных условиях с невозможностью помыться и купить питьевой воды, и десятью биотуалетами, которые никто не очищал, несмотря на 5000 пользователей.

Выдержав все это, попадаешь на первую стоянку. Так называемый накопитель, или, как ласково его прозвал народ — «отстойник». Здесь уже есть и кафе, и нормальные туалеты, и даже платные души в кафеле с раздевалками и горячей водой. И цены здесь несильно завышены, и море уже есть. Купаться, конечно, в нем нельзя, но постоять на берегу и перевести дух — пожалуйста.

Однако хорошо в накопителе только вечером. Стоянки не укрыты тентами, деревьев тут нет, поэтому нахождение в «отстойнике» днем мало чем отличается от ожидания на обочине дороги. Разве что торговые точки здесь есть, можно купить воды и еды. Жару можно пересидеть в кафе, но люди, в основном, боятся покидать автомобили, чтобы не пропустить движения дальше, а кондиционеры не включают, боясь остаться без топлива — заправиться тут негде. И продолжают автолюбители ждать заветной погрузки на паром в раскаленных солнцем железных коробках.

Но и после первого накопителя на паром попадаешь не сразу. История повторяется. Снова очередь. Хорошо, если ночью, но если стоять днем, то можно заново пережить все прелести нахождения в степи в авто. Только во второй очереди еще и душно, так как уже совсем близкое море добавляет в раскаленный сухой воздух липкой влажности. Общее время ожидания на паром, как и пообещало электронное табло на подъезде к переправе, составило до 40 часов. А именно — 28.

керченская переправа

Долгий путь домой

Попадая в Крым, понимаешь, что такое надо действительно заслужить. Край поражает своей красотой, таинственностью и вместе с тем открытостью. Здесь уже много столетий живут душа в душу древнее море и величественные горы, где-то поросшие ковром из елей и мха, а где-то белоснежно скалистые, застывшие в вечности.

Уезжать из Крыма было трудно не только морально. В обратном направлении ситуация с очередью практически повторилась. Только с этой стороны время простоя составило 34 часа. Для администрации паромной переправы явилось неожиданностью, что в середине августа поток туристов, желающих вернуться домой, больше, чем общее количество отдыхающих, приехавших в Крым за последние два месяца. Середина августа — это время, когда домой едут и те, кто отдыхал в благодатном краю с июля, и те, кто приехал в начале третьего месяца лета.

Но администрация забыла проанализировать загрузку переправы в течение лета и внести изменения в систему логистики движения транспорта и погрузки на паром. Хотя именно этот факт был причиной образования длинного «хвоста» из отдохнувших: в обратном направлении очередь выстроилась практически до центра Керчи и частично парализовала движение в городе. Не обошлось и без неприятностей: колонна, начав движение, чуть не сбила женщину с ребенком.

12 часов ожидания заезда в первый накопитель прошли здесь более или менее спокойно, так как стоять в городе, несмотря на жару, гораздо комфортнее, чем в степи среди дынной бахчи. Здесь и магазины есть, и мини-отели, и частные владения, куда за 150 рублей хозяева пускают помыться, посетить туалет или просто посидеть в тени виноградной лозы. За дополнительную плату еще и кофе угостят, а если надо, и покормят.

Особо предприимчивые керченцы за 50 рублей предлагали освежить автотуристов холодной водой из шланга, который они вытаскивали из окон своих домов.

Однако в первом накопителе идиллия закончилась. Над стоянкой со стороны Керчи тентов тоже не оказалось, а жарило здесь еще хуже, чем на дынной бахче. Территория размером с хорошее футбольное поле была выложена щебнем, при малейшем движении автомобилей поднималась противная известковая пыль, и единственным укрытием от жары был автомобиль, нагретый на солнце, как в доменной печи. Ситуация усугублялась тошнотворным запахом нечистот, идущих не столько от биотуалетов (они тут регулярно вычищаются), сколько от укромных уголков, которые народ переоборудовал под отхожие места. Тут обнаружились бесплатный душ, в котором отсутствовала вода, и «предприниматель» на зеленых жигулях, предлагавший бензин по цене втрое выше крымской.

Ночью в семье беженцев из Краснодона, которые тоже ожидали погрузки на паром, скончалась бабушка. Ближе к утру стало известно о смерти нестарого мужчины из Брянска (умер от остановки сердца). Кто-то на протяжении получаса пытался вызвать в рупор врача, но его тут не оказалось.

Труп несчастного увезли только ближе к обеду. Все это время он лежал под солнцем при температуре воздуха +37 возле палатки с надписью «Медицинский пункт». Ближе к трем того же дня умер еще один человек. После этого на территории стоянок появился автомобиль «Медицины катастроф».

керченская переправа

Тут уже народ не выдержал и восстал. Люди, потеряв доверие к бездействующим сотрудникам правоохранительных органов, стали коллективно выстраивать логистику погрузки и самостоятельно разбираться с «зайцами». А в расплавленный на солнце мозг ничего, кроме как «дать в репу», не приходило. Поэтому подогретые жарой и запахом нечистот автовладельцы надавали тумаков автоледи, которая попыталась проехать без очереди. «Скорая помощь» забрала ее в травмпункт, поскольку потребовалось накладывать швы.

Прошел слух, что паромы на самом деле ходят нерегулярно. Три из пяти паромов простаивает. А автобусы и льготники продолжают идти нескончаемым потоком, раздражая измученных и злых автовладельцев. На тот момент в накопителях собралось более 3000 машин, и колонна из очередников в Керчи протянулась через весь город. К слову, на официальном сайте Керченской переправы цифры были совсем другими. Статистика утверждала, что на данный момент всего в очереди ожидает не более 400 автомобилей.

И на дороге, разделяющей два накопителя, возник стихийный бунт. Как все народное, безжалостный и беспощадный. Люди требовали ограничить пропуск на паром пассажирских автобусов, большегрузов и нелегальных льготников. Водители теряли терпение. Между ожидающими и «льготниками» то и дело вспыхивали ссоры.

керченская переправа

Организатором митинга стал один из приближенных к власти. Свое имя и должность он попросил не раскрывать, хотя о таких нужно говорить во всеуслышание, чтобы «беременные» депутаты брали с них пример. Этот человек не воспользовался положением и ждал очереди вместе со всеми. Он-то и взял ситуацию под контроль, и тут же обзавелся единомышленниками.

Активисты добились того, чтобы людям привезли бесплатную воду, а погрузку крупного транспорта ограничили. И с того момента, как на один рейс парома стали пропускать не более пяти автобусов и трёх большегрузов, движение заметно ускорилось.

Кто виноват и что делать?

На протяжении всех летних каникул с переправы летели вести о сложностях в преодолении Керченского пролива. СМИ пестрели сообщениями о происшествиях, связанных со сложными условиями ожидания погрузки. Еще в июле этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев строго приказал навести порядок. Единственное, что сделали, — организовали точки торговли и питания в накопителях. Спасибо и на этом, ведь, по словам сотрудников, работающих на переправе со стороны порта «Кавказ», в начале лета здесь не было и этого.

керченская переправа

А ведь для того, чтобы сделать очередь не такой мучительной, всего-то и надо — закрыть стоянки в накопителях тентами от палящего солнца, отладить логистику и более тщательно следить за теми, кто пытается проехать «зайцем». Последнее организовать легче всего, учитывая количество различных спецслужб на территории портов.

Конечно, после вспышек агрессии в очереди власти Керчи зашевелились. Открыли крупную накопительная площадку в районе переправы и местный аэродром, расположенный на въезде в город. В следующем сезоне власти Крыма и Единая транспортная дирекция минтранса планируют организовать электронную очередь на Керченской переправе.

Непонятно только, почему нельзя было сделать все это еще в середине лета, когда стали поступать первые сигналы от туристов? И почему нужно было ждать, пока в очереди начнут умирать люди?

Евита Саможенова,

фото автора


Общая информация о паромной переправе г. Керчь

В настоящее время на переправе к услугам туристов несколько паромов:

• «Ионас», вместимость до 160 легковых автомобилей и более 600 пассажиров на борту;

• «Олимпиада», вместимость до 160 легковых автомобилей и более 600 пассажиров на борту; (на 11.08.14 в связи с поломкой в механизме трапа на вторую палубу автомобили не загружает)

• «Николай Аксененко», вместимость 261 человек, автотехника: до 4,2 м — 41 единица, автобусы большой вместимости — 6 единиц;

• «Керченский 2», вместимость 215 человек, автотехника: до 4,2 м — 27 единиц, автобусы большой вместимости — 4 единицы;

• «Ейск», ГСК «Керченская паромная переправа», вместимость 175 человек, автотехника: до 4,2 м — 25 единиц, автобусы большой вместимости — 4 единицы.

При сильном волнении большие паромы перевозки не осуществляют.

Тарифы на Керченской переправе

Пассажиры:

взрослый билет — 162 руб.,

детский билет (возраст от 6 до 12 лет) — 81 руб.

Легковой транспорт:

длина до 4,2 м — 1190 р.

длина от 4,2 м до 5,1 м — 1688 р.

длина свыше 5,1 м — 2486 р.

Новости
18 Апреля 2024, 19:46

В Казани утвердили новый состав Антитеррористической комиссии

Председателем назначили мэра города Ильсура Метшина, его первым заместителем — руководителя горисполкома Рустема Гафарова.

В Казани утвердили новый состав Антитеррористической комиссии. Решение об этом опубликовано в сегодняшнем выпуске электронного Сборника документов и правовых актов на официальном сайте мэрии.

Председателем комиссии стал мэр Ильсур Метшин, его первым заместителем назначен руководитель горисполкома Рустем Гафаров, а секретарем — главный специалист отдела координации программ по профилактике правонарушений аппарата горисполкома Павел Новлянский. Также в состав комиссии включили замначальника Управления ФСБ России по Татарстану Павла Береснева и глав администраций различных районов города.

Ранее раис РТ Рустам Минниханов подписал указ, согласно которому вносятся изменения в состав Агентства инвестиционного развития региона.

Метшин Ильсур Раисович

Мэр города Казани

Гафаров Рустем Гильфанович

Руководитель исполкома г.Казани

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: