Три шага к Крыму
Последние несколько сот километров до переправы дорога проходит по степной полосе, столбик термометра постоянно ползет вверх, нещадно палит солнце, а ближе к порту «Кавказ» ситуация только усугубилась. +38 С, горячий степной суховей и отсутствие мест, где можно приобрести воду — так начиналась борьба длиною в 27 км за право переплыть Керченский пролив.
В самом начале очереди порядок охраняет патрульный автомобиль с двумя скучающими полицейскими. Они нецензурными выражениями разворачивают тех, кто пытается объехать очередь по встречной полосе, и грозно указывают на место в конце. Аргументы «Мне там заняли очередь» не действуют. Такие посты расставлены по всей очереди примерно через 2 км друг от друга. По протоколу органам правопорядка можно пропускать мимо колонны только большегрузы, пассажирские автобусы и граждан, подпадающих под льготные категории: инвалиды, дети до 1 года, беременные со сроком более 6 месяцев. Четкая система, должна работать.
Однако порядка на Керченской переправе не то чтобы не хватает. Он тут отсутствует — как понятие.
Порядок тут есть только в очереди, потому как люди, объединенные одной общей бедой, начинают действовать сообща.
К примеру, если на момент начала движения кто-то засыпает, стоящие за несчастным будят его, прежде чем продолжить движение. Если же водитель покидает машину, начинают сообща его искать. Объехать его и, тем самым, отодвинуть в конец очереди, никто даже не пытался — солидарность спасала зазевавшихся.
В остальном это просто кромешный ад. Что в сторону Крыма, что в сторону порта «Кавказ» дорога, вдоль которой стоит очередь, находится под открытым небом. Кто недавно был в Крыму, тот знает, как там сейчас жарко. Так вот, в очереди на паром не жарко. В очереди на паром адски жарко. Ближайшая приличная инфраструктура в накопителе, но до него 15 часов простоя. Степная жара к полудню усиливается, солнце печет микроволнами, а очередь практически не двигается. Не мудрено, что тут стали умирать люди. Странно, что не умирает больше. Русский народ так же велик и могуч, как русский язык.
Но это еще полбеды. Самая большая беда — это череда льготников, которая несется мимо очереди, поднимая пыль на обочинах и усугубляя этим самым и без того гиблую ситуацию. Причем настоящих льготников тут даже не всегда пускают. Когда мы стояли в очереди на паром в сторону Крыма, с нами терпеливо ожидала погрузки машина с больным ДЦП на «на борту». Грозные стражи порядка их не пропустили. Наверное, чтобы не нарушать мистический «порядок». Также не пропустили машину с ребенком возрастом 1 год и 4 месяца. Ребенок был на 4 месяца старше льготного возраста, и за попытку проехать без очереди та же полиция взяла «штраф» в пятьсот рублей. Без квитанции.
Зато свободно проезжает другая категория льготников: депутаты, важные прокуроры и те, кто воспользовался полулегитимной услугой местных паромщиков и за 15 000 рублей приобрел у них (или у полиции, точно не известно) справку об инвалидности, беременности и прочих недугах, позволяющих миновать убивающее ожидание в очереди.
Особенно насмешил депутат некой городской думы, который ехал один, но предъявил справку о беременности. Видно, других в тот момент на руках у паромщиков не оказалось. Глядя на живот товарища, можно было легко поверить в эту справку и даже пожалеть несчастного, так как он уже, похоже, перехаживал.
Учитывая количество действующих паромов, их вместительность и скорость движения очереди, нетрудно подсчитать, что паром заполняли, прежде всего, крупным транспортом и льготниками, а они в течение дня все не заканчивались. Итог всего этого — 15 часов ожидания в ужасных условиях с невозможностью помыться и купить питьевой воды, и десятью биотуалетами, которые никто не очищал, несмотря на 5000 пользователей.
Выдержав все это, попадаешь на первую стоянку. Так называемый накопитель, или, как ласково его прозвал народ — «отстойник». Здесь уже есть и кафе, и нормальные туалеты, и даже платные души в кафеле с раздевалками и горячей водой. И цены здесь несильно завышены, и море уже есть. Купаться, конечно, в нем нельзя, но постоять на берегу и перевести дух — пожалуйста.
Однако хорошо в накопителе только вечером. Стоянки не укрыты тентами, деревьев тут нет, поэтому нахождение в «отстойнике» днем мало чем отличается от ожидания на обочине дороги. Разве что торговые точки здесь есть, можно купить воды и еды. Жару можно пересидеть в кафе, но люди, в основном, боятся покидать автомобили, чтобы не пропустить движения дальше, а кондиционеры не включают, боясь остаться без топлива — заправиться тут негде. И продолжают автолюбители ждать заветной погрузки на паром в раскаленных солнцем железных коробках.
Но и после первого накопителя на паром попадаешь не сразу. История повторяется. Снова очередь. Хорошо, если ночью, но если стоять днем, то можно заново пережить все прелести нахождения в степи в авто. Только во второй очереди еще и душно, так как уже совсем близкое море добавляет в раскаленный сухой воздух липкой влажности. Общее время ожидания на паром, как и пообещало электронное табло на подъезде к переправе, составило до 40 часов. А именно — 28.
Долгий путь домой
Попадая в Крым, понимаешь, что такое надо действительно заслужить. Край поражает своей красотой, таинственностью и вместе с тем открытостью. Здесь уже много столетий живут душа в душу древнее море и величественные горы, где-то поросшие ковром из елей и мха, а где-то белоснежно скалистые, застывшие в вечности.
Уезжать из Крыма было трудно не только морально. В обратном направлении ситуация с очередью практически повторилась. Только с этой стороны время простоя составило 34 часа. Для администрации паромной переправы явилось неожиданностью, что в середине августа поток туристов, желающих вернуться домой, больше, чем общее количество отдыхающих, приехавших в Крым за последние два месяца. Середина августа — это время, когда домой едут и те, кто отдыхал в благодатном краю с июля, и те, кто приехал в начале третьего месяца лета.
Но администрация забыла проанализировать загрузку переправы в течение лета и внести изменения в систему логистики движения транспорта и погрузки на паром. Хотя именно этот факт был причиной образования длинного «хвоста» из отдохнувших: в обратном направлении очередь выстроилась практически до центра Керчи и частично парализовала движение в городе. Не обошлось и без неприятностей: колонна, начав движение, чуть не сбила женщину с ребенком.
12 часов ожидания заезда в первый накопитель прошли здесь более или менее спокойно, так как стоять в городе, несмотря на жару, гораздо комфортнее, чем в степи среди дынной бахчи. Здесь и магазины есть, и мини-отели, и частные владения, куда за 150 рублей хозяева пускают помыться, посетить туалет или просто посидеть в тени виноградной лозы. За дополнительную плату еще и кофе угостят, а если надо, и покормят.
Особо предприимчивые керченцы за 50 рублей предлагали освежить автотуристов холодной водой из шланга, который они вытаскивали из окон своих домов.
Однако в первом накопителе идиллия закончилась. Над стоянкой со стороны Керчи тентов тоже не оказалось, а жарило здесь еще хуже, чем на дынной бахче. Территория размером с хорошее футбольное поле была выложена щебнем, при малейшем движении автомобилей поднималась противная известковая пыль, и единственным укрытием от жары был автомобиль, нагретый на солнце, как в доменной печи. Ситуация усугублялась тошнотворным запахом нечистот, идущих не столько от биотуалетов (они тут регулярно вычищаются), сколько от укромных уголков, которые народ переоборудовал под отхожие места. Тут обнаружились бесплатный душ, в котором отсутствовала вода, и «предприниматель» на зеленых жигулях, предлагавший бензин по цене втрое выше крымской.
Ночью в семье беженцев из Краснодона, которые тоже ожидали погрузки на паром, скончалась бабушка. Ближе к утру стало известно о смерти нестарого мужчины из Брянска (умер от остановки сердца). Кто-то на протяжении получаса пытался вызвать в рупор врача, но его тут не оказалось.
Труп несчастного увезли только ближе к обеду. Все это время он лежал под солнцем при температуре воздуха +37 возле палатки с надписью «Медицинский пункт». Ближе к трем того же дня умер еще один человек. После этого на территории стоянок появился автомобиль «Медицины катастроф».
Тут уже народ не выдержал и восстал. Люди, потеряв доверие к бездействующим сотрудникам правоохранительных органов, стали коллективно выстраивать логистику погрузки и самостоятельно разбираться с «зайцами». А в расплавленный на солнце мозг ничего, кроме как «дать в репу», не приходило. Поэтому подогретые жарой и запахом нечистот автовладельцы надавали тумаков автоледи, которая попыталась проехать без очереди. «Скорая помощь» забрала ее в травмпункт, поскольку потребовалось накладывать швы.
Прошел слух, что паромы на самом деле ходят нерегулярно. Три из пяти паромов простаивает. А автобусы и льготники продолжают идти нескончаемым потоком, раздражая измученных и злых автовладельцев. На тот момент в накопителях собралось более 3000 машин, и колонна из очередников в Керчи протянулась через весь город. К слову, на официальном сайте Керченской переправы цифры были совсем другими. Статистика утверждала, что на данный момент всего в очереди ожидает не более 400 автомобилей.
И на дороге, разделяющей два накопителя, возник стихийный бунт. Как все народное, безжалостный и беспощадный. Люди требовали ограничить пропуск на паром пассажирских автобусов, большегрузов и нелегальных льготников. Водители теряли терпение. Между ожидающими и «льготниками» то и дело вспыхивали ссоры.
Организатором митинга стал один из приближенных к власти. Свое имя и должность он попросил не раскрывать, хотя о таких нужно говорить во всеуслышание, чтобы «беременные» депутаты брали с них пример. Этот человек не воспользовался положением и ждал очереди вместе со всеми. Он-то и взял ситуацию под контроль, и тут же обзавелся единомышленниками.
Активисты добились того, чтобы людям привезли бесплатную воду, а погрузку крупного транспорта ограничили. И с того момента, как на один рейс парома стали пропускать не более пяти автобусов и трёх большегрузов, движение заметно ускорилось.
Кто виноват и что делать?
На протяжении всех летних каникул с переправы летели вести о сложностях в преодолении Керченского пролива. СМИ пестрели сообщениями о происшествиях, связанных со сложными условиями ожидания погрузки. Еще в июле этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев строго приказал навести порядок. Единственное, что сделали, — организовали точки торговли и питания в накопителях. Спасибо и на этом, ведь, по словам сотрудников, работающих на переправе со стороны порта «Кавказ», в начале лета здесь не было и этого.
А ведь для того, чтобы сделать очередь не такой мучительной, всего-то и надо — закрыть стоянки в накопителях тентами от палящего солнца, отладить логистику и более тщательно следить за теми, кто пытается проехать «зайцем». Последнее организовать легче всего, учитывая количество различных спецслужб на территории портов.
Конечно, после вспышек агрессии в очереди власти Керчи зашевелились. Открыли крупную накопительная площадку в районе переправы и местный аэродром, расположенный на въезде в город. В следующем сезоне власти Крыма и Единая транспортная дирекция минтранса планируют организовать электронную очередь на Керченской переправе.
Непонятно только, почему нельзя было сделать все это еще в середине лета, когда стали поступать первые сигналы от туристов? И почему нужно было ждать, пока в очереди начнут умирать люди?
Евита Саможенова,
фото автора
В настоящее время на переправе к услугам туристов несколько паромов:
• «Ионас», вместимость до 160 легковых автомобилей и более 600 пассажиров на борту;
• «Олимпиада», вместимость до 160 легковых автомобилей и более 600 пассажиров на борту; (
• «Николай Аксененко», вместимость 261 человек, автотехника: до 4,2 м — 41 единица, автобусы большой вместимости — 6 единиц;
• «Керченский 2», вместимость 215 человек, автотехника: до 4,2 м — 27 единиц, автобусы большой вместимости — 4 единицы;
• «Ейск», ГСК «Керченская паромная переправа», вместимость 175 человек, автотехника: до 4,2 м — 25 единиц, автобусы большой вместимости — 4 единицы.
При сильном волнении большие паромы перевозки не осуществляют.
Тарифы на Керченской переправе
Пассажиры:
взрослый билет — 162 руб.,
детский билет (возраст от 6 до 12 лет) — 81 руб.
Легковой транспорт:
длина до 4,2 м — 1190 р.
длина от 4,2 м до 5,1 м — 1688 р.
длина свыше 5,1 м — 2486 р.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: