Российские шинники готовы отдать и больше, лишь бы иностранцы купили долю в их собственных заводах.
По данным аналитиков ИК «Проспект», из 34 млн. легковых шин, проданных в России в прошлом году, порядка 10−12 млн. пришлось на импорт (точных цифр нет из-за «серого» импорта шин). Другими словами, сейчас Запад обеспечивает нас резиной для легковушек почти на 40\%, и это несмотря на высокую ввозную пошлину — 6,2 евро за штуку. Вдобавок к этому иностранцы начали переносить в Россию производство: две недели назад свой завод под Москвой открыл французский производитель шин Michelin, а чуть раньше финская Nokian заложила первый камень своего завода в Ленинградской области, который начнет работу уже в следующем году. Западные шинники рвутся в самый прибыльный сегмент нашего шинного рынка — легковой, его стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет около $ 1,1 млрд. в год.
В российской шинной отрасли три крупных игрока: холдинг «Сибур», подконтрольный «Газпрому» (Волжский, Омский, Уральский и Ярославский шинные заводы), самый мощный в отрасли завод «Нижнекамскшина» (контрольным пакетом акций владеет «Татнефть»), а также холдинг «Амтел», основным владельцем которого является предприниматель Судхир Гупта (шинные комплексы в Воронеже, Кирове, Красноярске, а также СП «Росава» на Украине).
Тройка лидеров контролирует 8 из 11 шинных заводов, работающих в отрасли, и производит около 90\% всех отечественных шин. Все российские заводы выпускают порядка 24 млн. легковых шин в год (см. таблицу) — этого едва хватает, чтобы покрыть потребность в замене шин на легковых автомобилях, которая, по оценкам Michelin, составляет 23 млн. шин в год. Однако, как уверенно говорят аналитики, потребность в покрышках будет только увеличиваться. Во-первых, ежегодный рост автопарка, насчитывающего сейчас порядка 30 млн. машин, равняется 7−8\% в год. Во-вторых, пока российские водители меняют шины чаще, чем европейцы: по словам пресс-секретаря компании «Амтел» Алексея Шакиртдинова, европейцы могут ездить на летней резине 3−4 сезона, тогда как наши не больше 2−3.
Пока шины российского производства конкурируют с импортом благодаря цене. Если на авторынках цена одной покрышки Michelin как минимум $ 50 (категория премиум, она же класс А), то российская резина стоит либо $ 30−40 (класс В), либо до $ 20 (класс С). Чем ниже класс, тем, как правило, хуже качество резины и тем быстрее ее нужно менять.
Пока отечественным шинникам от присутствия иностранцев, пожалуй, больше пользы, чем вреда. О желании организовать совместное производство с какой-либо западной корпорацией так или иначе объявляли все крупные производители. Более всего повезло Омскому шинному заводу «Сибура» — уже несколько лет он производит покрышки совместно со словацким Matador, и продукция пользуется большим спросом. А печально известный проект СП Amtel Nokian Tyres приказал долго жить, не отметив и годовщины своего создания.
Еще один вариант сотрудничества — покупка у иностранцев лицензии на выпуск шин известнейших брендов (так называемая система off-take). На сегодня по такой схеме работает с американской Goodyear только Ярославский шинный завод («Сибур»). Другие шинники уже неоднократно сообщали о собственных планах по off-take («Нижнекамскшина» — с итальянской Pirelli, Кировский шинный завод «Амтела» — с японской Bridgestone), но пока обещанных покрышек автолюбители так и не увидели. Аналитики единодушны во мнении, что наши шинники давно мечтают привлечь кого-либо из западных коллег в стратегические инвесторы: только так возможно поднять качество своих шин и задушить импорт. «Сибур» уже долгое время ведет переговоры с Michelin, Goodyear и Matador о стратегическом партнерстве, но до конкретных договоренностей пока далеко.
Производство шин в России в 2003 (количество произведенных шин (тыс. в год)
- Нижнекамскшина — 10 696
- Яршина — 6 307
- Омскшина — 5 210
- Кировский шинный завод — 3 836
- Волтайр — 2 889
- Воронежский шинный — 2 213
- Московский шинный завод — 2 014
- Уральский шинный завод — 1 980
- Матадор-Омскшина — 1 528
- Сибирская шина — 1 035
- Барнаульский шинный завод -405
- Петрошина — 232
Производство шин для легковых автомобилей в 2003 г.
Нижнекамскшина — 6 707
- Яршина — 3 950
- Омскшина — 2 603
- Кировский шинный завод — 2 287
- Московский шинный завод — 1 774
- Матадор-Омскшина — 1 528
- Воронежский шинный — 1 431
- Волтайр — 1 386
- Уральский шинный завод — 1 253
- Сибирская шина — 932
- Барнаульский шинный завод — 193
Производство шин для грузовых автомобилей в 2003 г.
- Нижнекамскшина — 3 740
- Омскшина -2 069
- Яршина — 2 048
- Кировский шинный завод — 1 480
- Волтайр — 931
- Воронежский шинный завод — 531
- Уральский шинный завод — 256
- Московский шинный завод — 239
- Барнаульский шинный — 173
- Сибирская шина — 72
Производство шин для сельхозтехники в 2003 г.
- Волтайр- 931
- Воронежский шинный — 313
- Яршина — 310
- Нижнекамскшина — 251
- Омскшина -127
- Уральский шинный завод — 52
- Барнаульский шинный завод — 40
- Петрошина — 33
- Сибирская шина — 30
- Кировский шинный завод — 4









Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: