Мы бы купили привлекательные активы, в том числе и в России, но компании себя оценивают очень дорого, по мультипликаторам, которых сейчас нет в реальности: 10−15 EBITDA", — сетует в разговоре с журналом «РБК» владелец одного из крупнейших украинских агропромышленных холдингов Юрий Косюк. Его слова подтверждают тенденцию на российском рынке: вместо ожидаемой консолидации активов в сфере M&A установилось затишье. Эксперты объясняют его атмосферой всеобщей неуверенности в завтрашнем дне: продавцы ждут лучших времен, а покупатели не готовы платить по докризисным ценам за непрозрачный бизнес. Впрочем, по общему мнению, это ненадолго. Согласно прогнозам, уже к середине 2010 года и те и другие будут с большей охотой искать компромисс, особенно представители средних компаний, истощивших финансовый «жирок».
№ | Покупатель | Компания-покупатель | Сумма (млн. долл.) |
1 | Алексей Миллер | Группа «Газпром» | 9 160 |
2 | Владимир Дмитриев | Внешэкономбанк | 4 710 |
3 | Герман Греф | Сбербанк | 2 850 |
4 | Владимир Евтушенков | АФК «Система» | 2 740 |
5 | Вагит Алекперов | ЛУКОЙЛ | 2 670 |
6 | Сулейман Керимов | НафтаМосква | 2 460 |
7 | Владимир Богданов | Сургутнефтегаз | 1 900 |
8 | Геннадий Тимченко | Volga Resources | 1 680 |
9 | Андрей Костин | Банк ВТБ | 840 |
10 | Сергей Попов | МДМ-Банк | 800 |
Мыльный пузырь
С середины 2000-х, когда заемные средства стали доступны и дешевы, игроки самых разных рынков принялись наращивать активы, приобретать конкурентов, непрофильный бизнес, заявлять о проектах, поражающих своими масштабами. «Несомненно, вкладывались и собственные средства, но лишь отдельные компании генерировали свободную прибыль, достаточную для крупных инвестиций и покупок», — говорит журналу «РБК» директор департамента слияний/поглощений и стратегического консультирования НОМОС-Банка Владлена Храброва. Масштабные вливания и повышенный спрос автоматом взвинчивали цены на активы, что приводило к значительным перекосам, в частности коэффициент долг/EBITDA у компаний колебался в интервале от 3−4 до 8−10 в зависимости от отрасли.
Неудивительно, что, когда мировой финансовый кризис докатился до тихой российской гавани, грянул гром банкротств и объявлений о несостоятельности и большинство агрессивно развивавшихся предприятий оказались на грани выживания. Аналитики поспешили предположить, что грядет череда слияний и поглощений. «Действительно, год назад казалось, что передел рынка неминуем: кризис платежей, череда дефолтов и ряд других процессов должны были подстегнуть рост числа сделок M&A», — подтверждает директор по развитию департамента корпоративных финансов ИФК «Метрополь» Максим Розенблит.
Одним из очевидных сценариев экспертам виделась скупка профильными инвесторами обанкротившихся конкурентов: старта этого процесса ожидали с осени 2008 года. Однако на деле ситуация оказалась обратной. По итогам 2008 года российский рынок M&A впервые за шесть лет продемонстрировал отрицательную динамику, сократившись по сравнению с 2007-м на 24\%. «Объем сделок уменьшился со 130 до 98 млрд долл.», — отметил в разговоре с журналом «РБК» управляющий директор «SAP СНГ» Владислав Мартынов. Не лучше дела обстояли и в 2009-м: по данным исследования журнала «РБК», наиболее активным игрокам на рынке M&A удалось наторговать лишь чуть более чем на 40 млрд долл. Почему же так получилось?
Мало избранных
Эксперты и участники рынка объясняют происходящее наличием нескольких факторов. Прежде всего налицо расхождения в оценке бизнеса между собственниками и инвесторами. «К примеру, в страховании стоимость компании может быстро меняться в зависимости от динамики развития бизнеса, которую сейчас сложно прогнозировать. И часто собственники страховых компаний не могут пределить время правильного выхода из бизнеса и адекватную цену продажи», — констатирует вице-президент по развитию бизнеса компании «АльфаСтрахование» Олег Кудрявцев.
С ним соглашается и представитель X5 Retail Group Максим Трапезников. Он отмечает, что его компания постоянно ведет переговоры с владельцами розничных сетей, но далеко не всегда успешно: зачастую это вызвано именно несоответствием запросов покупателей и продавцов. «Если, скажем, компания имеет четыре-пять магазинов в региональном центре и просит за себя цену по мультипликаторам лидеров рынка, к согласию прийти сложно», — поясняет он. Поэтому продавцы зачастую очень осторожны. «Приобретение должно быть стратегически верным, актив — абсолютно подходить по ряду параметров. И, конечно, цена должна быть правильной», — говорит директор по корпоративным отношениям группы компаний Unilever в России, Украине и Белоруссии Ирина Бахтина. Но недорого готовы продаться только те, у кого дела идут не лучшим образом. «Компании, не способные самостоятельно справиться с трудностями, — легкая добыча, но при этом они мало интересны с точки зрения развития бизнеса», — резюмирует руководитель группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PricewaterhouseCoopers в России Майкл Кнолл. Исключения единичны. Так, международный концерн Unilever летом завершил покупку части бизнеса компании «Балтимор» — лидера российского рынка кетчупов. Со стороны продавца эта мера была вынужденной, так как владельцы «Балтимора» не смогли вовремя погасить задолженность.
Тормозят процесс не только продавцы, но и покупатели. Максим Розенблит считает, что многие попросту остерегаются что-либо предпринимать, так как прогнозировать дальнейшее развитие ситуации практически на всех рынках стало невозможно. Глава инвестиционно-банковского управления Credit Suisse в России Стивен Хеллман выдвигает другую версию: у потенциальных покупателей сейчас мало денег и они не рвутся приобретать активы, особенно проблемные, пока не все в порядке с собственным балансом. Недоступность заемных средств также сильно сузила круг покупателей, добавляет Владлена Храброва. Теперь в этой роли могут выступать только те, у кого есть запас свободных денег: компании, перед кризисом удачно вышедшие «в кэш», и те, кто придерживался осторожной политики и не имел серьезной долговой нагрузки. Но последние по привычке сторожничают.
«Сделки M&A теперь преимущественно нацелены на синергию, проекты, специально создававшиеся для быстрой раскрутки и последующей продажи или проведения IPO, остались в прошлом», — добавляет генеральный директор Alawar Entertainment Александр Лысковский.
Снайперские поглощения
Основной тренд 2009 года: россий скийрынок M&A отбросил первую букву и превратился в рынок точечных поглощений и завершения тех сделок, которые были начаты еще до кризиса. Из таких проектов опрошенные журналом «РБК» эксперты признали наиболее значимыми завершение покупки «Газпромом» у компании Eni 20-процентного пакета «Газпром нефти» и приобретение АФК «Система» группы нефтяных предприятий Башкирии.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что, несмотря на меняющиеся экономические условия, стороны не отказались от взятых обязательств, хотя «Газпром» начал свою сделку в 2007-м, а АФК «Система» — еще в 2005 году. В 2009-м многие приняли решение избавиться от бизнеса, так как не видели дальнейших перспектив из-за сложных условий на российском рынке. Так, Gruner + Jahr International продал российское подразделение своему конкуренту, ИД «Аксель Шпрингер Раша».
«Мы заинтересованы в рынках, где уже занимаем лидирующие позиции, или в тех, где можем достичь такого положения. В России это было бы возможно только с помощью большого количества дополнительных приобретений по высоким ценам», — объяснил глава Gruner + Jahr International Торстен- Йорн Кляйн. А французский ритейлер Carrefour в третьем квартале 2009 года и вовсе заявил о закрытии российского подразделения, проработав в России менее полугода и открыв три магазина. «Наше решение обусловлено отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции в стране», — говорилось в сообщении ритейлера. На российские магазины под французским брендом претендуют все крупнейшие операторы гипермаркетов, но пока о какихлибо договоренностях объявлено не было. Заметным событием на потребительском рынке в конце года стало приобретение крупнейшим ритейлером X5 Retail Group сети универсамов «Патэрсон» за 275 млн долл.
Года не пройдет…
Эксперты и участники рынка, опрошенные журналом «РБК», уверены, что затишье на рынке M&A временное и продлится в крайнем случае до середины 2010 года. Одними из катализаторов процесса M&A, по общему мнению, могут стать непрофильные инвесторы — государство, банки, в том числе и государственные, а также инвестфонды. «В 2009 году одним из новых веяний на рынке слияний и поглощений в России, как и в мире, стало деятельное участие государства», — замечает технический директор «3М Россия» Александр Путилин. В основном это связано с покупкой проблемных активов, которые в силу разных причин власти не хотят доводить до банкротства. Одним из ярких примеров считается выкуп Агентством по страхованию вкладов и Внешэкономбанком (ВЭБ) 40\% акций «Ростелекома» у банка «КИТ Финанс» в рамках санации последнего. Сумма сделки — порядка 2 млрд долл.
К слову, ВЭБ с его практически неограниченными ресурсами вообще стал одним из локомотивов рынка M&A: в первом квартале 2009 года он даже засветился в качестве девелопера, пополнив свои активы за счет Новинского пассажа в Москве и подмосковного поселка Золотые купола. На сделки было потрачено более 80 млрд рублей, что, по оценкам аналитиков, в несколько раз меньше докризисной стоимости этих объектов. ВЭБ стал примером и для других финансовых институтов. «Банки, имеющие высокую ликвидность, скупали объекты с хорошим дисконтом с целью перепродажи, другие же были просто вынуждены поддержать своих должников, так как доведенный до сдачи комплекс всегда легче продать по объективной рыночной цене», — говорит аналитик ГК Broco Дмитрий Степанов. Очевидно, что от непрофильных проектов банки постараются избавиться как можно скорее, что также увеличит количество сделок в ближайшем будущем.
Аналитик компании Aruji Capital Ан тон Абрамов добавляет, что на рынке М&А все более заметную роль начинают играть инвестиционные фонды, которые, впрочем, в связи с кризисом и нестабильной ситуацией действуют более осмотрительно, чем в благополучные времена. Эксперт отмечает, что в его компанию уже обращаются инвесторы в поисках потенциальных сделок. «Самые популярные запросы связаны с нефтяными, угольными, газовыми и сельскохозяйственными компаниями. В основном покупателей интересуют производители, имеющие лицензии на земли или разведанные ресурсы», — заключает он. По мнению Майкла Кнолла, потребсектор, особенно в сегменте напитков и продуктов питания, также остается привлекательным для инвесторов по причине стабильного движения денежных средств. Он прогнозирует консолидацию и в секторе банковских услуг. А за государством, банками и инвестфондами подтянутся и другие, полагает аналитик инвестиционной фирмы «Олма» Ирина Ложкина. «Я считаю наиболее логичным развитием событий на ближайшую перспективу покупку компаниями различного профиля своих конкурентов для доведения собственной доли на рынке до существенной — более 30\%», — резюмирует она.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: