Новости
15 Мая 2008, 13:42

Кривая цен на бензин устремилась вверх

Стоимость бензина на АЗС Татарстана вновь подскочила. Теперь автомобилистам республики предлагают самые популярные марки топлива Аи-92 за 22,5 руб., Аи-95 — за 23,5 руб.

Отметим, что рост цен продолжался в целом на российском рынке нефтепродуктов. Как сообщает Информационное агентство «Аи92», на внутреннем рынке в течение прошедшей недели наблюдался рост цен на все виды топлива. При этом среди лидеров роста цен по-прежнему сохранились зимнее дизельное топливо и авиационный керосин, средняя стоимость которых по итогам недели увеличилась на 1,6\% и 2,9\% соответственно. Средний уровень цен на бензин АИ-80 вырос всего на 0,2\%, АИ-92 и АИ-95 — на 0,3\% и 0,6\%, летнего дизельное топливо — на 0,2\%, топочный мазут — на 0,8\%. В целом с начала мая средняя стоимость АИ-80 увеличилась на 0,8\%, АИ-92 — на 1,1\%, АИ-95 — на 1,3\%, летнего дизельного топлива — на 0,7\%, зимнего — на 3,2\%, авиационного керосина — на 6,8\%, топочного мазута — на 1,4\%.

Очередной виток цен неминуемо вызывает волну недовольства автомобилистов по качеству реализуемого топлива. В Татарстане это вопрос взят на контроль Правительства РТ. Как сообщили TatCenter.ru в ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан», в течение года в рамках госзаказа управление для контроля качества намерено отобрать 800 проб бензина. На сегодняшний день в лаборатории ООО «Ресурс-аудит» испытана 261 проба, из них 14 — не соответствуют критериям качества. Напомним, в феврале-марте 2008 года управление провело месячник качества реализуемых и потребляемых моторных топлив в Республике Татарстан, по итогам которого было выявлено 505 нарушений, случаев не выполнения требований нормативных документов по обеспечению качества моторных топлив. Специалистами лаборатории в ходе месячника было испытано свыше 700 проб, в 44 случаях пробы не соответствовали отдельным показателям требованиям ГОСТ.

Как отметила в беседе с корреспондентом TatCenter.ru начальник испытательной лаборатории ООО «Ресурс-аудит» Резеда Никмадтзянова, большинство руководителей АЗС Татарстана сами заинтересованы в качестве реализуемого бензина. Так, по ее словам, ежемесячно лаборатория проводит отбор и испытание порядка 150 проб, из них около 100 приходится на коммерческие организации. Всего в течение года лаборатория проводит испытания свыше 1,5 тысяч проб бензина.

Прогнозировать дальнейший рост цен эксперты не берутся — слишком много факторов, определяющих движение по шкале. Один из них — отраслевое налогообложение. Существующая сегодня система налогообложения жестко привязывает внутренние цены к мировым. При экспорте 2/3 цены составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина. При продаже нефти на внутреннем рынке доля НДПИ составляет почти половину в объеме выручки компании, считает начальник отдела по вопросам нефтегазохимического комплекса Кабинета министров РТ Ринат Сабиров.

«Это, прежде всего, бьет по малым нефтяным компаниям, которые не имеют собственных нефтеперерабатывающих мощностей и ограничены в объемах экспорта, — прокомментировал Ринат Сабиров ИА „Татар-информ“. — И у крупных компаний сокращается инвестиционный потенциал, который они могли бы направить на строительство и модернизацию нефтеперерабатывающих производств. В результате отечественная нефтеперерабатывающая промышленность характеризуется сегодня низкой глубиной переработки нефти, выход светлых нефтепродуктов (бензина и дизтоплива) у нас в стране составляет всего 48−50 процентов. Один из способов повлиять на розничные цены — уменьшить налоговую нагрузку на нефтяные компании, чтобы они могли строить новые НПЗ и продавать высокооктановый бензин. Другой способ — вкладывать средства Резервного фонда РФ не в западные ценные бумаги, как сейчас, а в строительство нескольких крупных НПЗ. Тогда мы получим и новые рабочие места, и новые отчисления в бюджет, и дешевый бензин».

С фактом налоговой нагрузки согласны и аналитики ИК «Элемтэ». Как заметила в беседе с корреспондентом TatCenter.ru финансовый аналитик компании Деля Горяева, в себестоимости нефтепродуктов около 2/3 приходится на налоги на нефтепродукты, уже все остальное — это доставка, переработка и прочее. «Экспортные пошлины, как известно, определяются исходя из среднерыночной цены на нефть марки Urals за 2 месяца, предшествующих пересчету налоговой ставки, а, учитывая те рекорды, которые показывает нефть в последнее время (свыше $ 128 за баррель), говорить о снижении цен на бензин не приходится. В мировой практике в таких странах, как Туркмения, Иран, Ливия, Саудовская Аравия, существует политика дотирования поставщиков бензина. В нашей же стране такая практика отсутствует, в отличие, например, от рынка газа. Внутрироссийские цены на газ в несколько раз ниже общемировых цен и Федеральная служба по тарифам четко следит за действиями Газпрома в этом направлении, утверждая предельные размеры тарифов на газ. Напомню, что либерализовать внутренний рынок газа планируется только к 2011 году».

Вторая причина роста цен, по мнению аналитика, кроется в самих нефтяных компаниях. «Высокие цены на нефть стимулируют нефтедобывающие компании экспортировать все большие объемы нефти, а значит, предложение внутри страны падает, что неизбежно ведет к увеличению цен на нефтепродукты. Безусловно, государство стремиться ограничить объемы экспорта сырой нефти, повышая экспортные пошлины. Однако для того, чтобы структура выручки нефтедобывающих компаний изменилась в сторону увеличения в ней доли нефтепродуктов, должно пройти достаточно много времени. Другим важным фактором является тот момент, что по неофициальным данным около 80\% всего рынка бензина в России контролируется вертикально-интегрированными компаниями, которым, в свою очередь, выгодно повышение цен на бензин. Кроме того, этот рынок по составу участников представляет собой «олигополию», а значит, не исключена возможность картельных сговоров, что, безусловно, запрещено законом, но факт сговора еще надо доказать.

В какой-то степени сходную точку зрения высказывают и аналитики Инвестиционной группы «УНИВЕР». «Все-таки основной причиной роста цен на бензин является повышением цен на нефть. Безусловно, нашу переработку нельзя назвать эффективной, но это в некотором смысле приходиться на руку российским потребителям, — отметил TatCenter. ru начальник аналитического отдела инвестиционной группы Антон Старский. — Российский рынок достаточно узок, и на данный момент нефти внутри страны перерабатывается реально больше, чем потребляется.

С другой стороны заметная часть наших нефтеперерабатывающих заводов не способна производить продукцию, удовлетворяющую мировым стандартам, что иногда не позволяет компаниям экспортировать продукцию в желаемых для них объемах, соответственно растет предложение для потребителей внутри страны. Ну и конечно, нельзя исключать наличие сговора между нефтяными компаниями. Недавнее нашумевшее дело ФАС в отношении дочерних предприятий Роснефти и Газпром нефти в Томской области, только усиливает подозрения в справедливости ценообразования на рынке".

Собеседник также отметил, что в настоящий момент цены на нефть сильно зависят от курса американской валюты, а не только от роста спроса на черное золото. Последнее ралли в ценах на нефть напрямую связано с кризисом в американской экономике, так как огромный поток инвестиционных денег, которые были вложены ранее в недвижимость США и ценные бумаги американских компаний сейчас инвестируются в нефть и золото. В связи с чем, в ближайшее время, по мнению аналитика, цены на нефть действительно могут продолжить рост по мере того, как ослабевает курс доллара, однако, как только американская экономика начнет стабилизироваться и курс доллара — укрепляться, то цены на нефть непременно должны скорректироваться.

«Рост внутренних цен на бензин действительно пугает. Формально, нефтяники могут объяснять рост цен на бензин глобальным ростом цен на нефть по всему миру. Но в текущих условиях больше удивляет то, что правительство, всеми силами пытаясь сдерживать инфляцию, упускает из виду то, что цены на топливо внутри страны растут быстрее, чем индекс потребительских цен в целом. Спрогнозировать какую-либо цену на бензин достаточно трудно, так как, на мой взгляд, причин для роста цен выше инфляции в целом нет.

Но для контроля цен на бензин на внутреннем рынке необходимо, вероятно, государственное вмешательство, — считает Антон Старский. — Рост цен на топливо непременно сказывается на росте цен на товары всех видов. Причем в первую очередь это скажется на продуктах питания, цены на которые итак растут по всему миру в результате увеличения спроса, преимущественно за счет развивающихся стран и стран третьего мира. Однако рост инфляции напрямую связан с ростом российской экономики в целом. Нам нужно привыкнуть жить с высокой инфляцией. Растущие государственные расходы совместно с постоянным притоком иностранного капитала и ростом цен на сырьевые товары и продовольствие будут и впредь провоцировать высокие темпы инфляции".

Ситуацию в нефтегазовой отрасли в скором времени может изменить заявление Председателя Правительства РФ Владимира Путина, сделанное накануне относительно снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для развития российских геологоразведки и нефтедобычи. По его словам, такой проект уже подготовлен и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Изменения могут коснуться и системы установления акцизных ставок на нефтепродукты. Ранее Минфин РФ уже высказывал предложение о дифференциации акцизов на бензин на 2009−2011гг. Как сообщила газета «Ведомости», согласно предлагаемому проекту министерства ставки акциза на наиболее качественный бензин (4-й и 5-й классы) будут ниже, чем сейчас. А существенный рост ставки на бензин 3-го класса с 2010 г. связан с тем, что в соответствии с утвержденным техническим регламентом его производство должно быть прекращено к концу 2009 г. Зато акциз на низкокачественный бензин (с октановым числом 80 и 92) вырастет уже с 2009 г.

Отметим, что о необходимости ослабления отраслевой налоговой политики в течение ряда лет неоднократно заявляли как российские, так и татарстанские нефтяники. Однако эксперты считают, что подобные шаги могут вызвать неоднозначные последствия.

Так, по мнению аналитика ИК «АК Барс Финанс» Елены Юшковой, ряд заявлений Владимира Путина относительно нефтегазовой отрасли сделали ее более привлекательной для инвесторов по сравнению с другими отраслями. «Какое-то время назад на новостях о грядущем реформировании РАО ЕЭС была интересна энергетика. Сейчас этого нет, а потому российскому рынку необходим другой интерес. Им и стал нефтегазовый сектор. Его перспективы будут тянуть вверх наш фондовый рынок. Высказывания Путина, безусловно, позитивно скажутся на прибыли НК, и особенно на их капитализации», — отметила аналитик Finam.ru.

С другой стороны решение Минфина РФ может спровоцировать очередной рост цен на бензин. По мнению эксперта «Ведомостей», представителя ФК «Открытие» Натальи Мильчаковой, оптовая цена на бензин увеличится за этот период на 55−60\%, а розничная — на 60−70\%. Она также полагает, что дифференциация акцизов заставит нефтяников перейти на выпуск бензинов Евро-4 и Евро-5, что внесет дополнительный вклад в рост цен на бензин, так как часть мощностей НПЗ придется закрыть на реконструкцию, что в краткосрочном аспекте сократит предложение нефтепродуктов в регионах. По мнению Мильчаковой, предложения Минфина могут встретить оппозицию в лице армии и сельхозпроизводителей, которые в больших количествах используют низкооктановый бензин. «Но топливное лобби сегодня заметно сильнее, так что эти предложения должны пройти», — заключает она.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: