Выступление главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрия Исаева на съезде Ассоциации российских банков, в котором он открыто обвинил банкиров в массовых мошенничествах с деньгами вкладчиков, заставляет внимательнее присмотреться к итогам работы самого АСВ. Тем более что за спорами о роли Центробанка и банковской зачистке незамеченным прошел отчет о работе АСВ в 2016 году. А ведь этот отчет, несмотря на обилие цифр, читается как захватывающий детектив!
Не секрет, что АСВ превратилось в последние несколько лет в организацию, бОльшая часть сил которой направлена на переработку останков банков-банкротов. Недаром сами сотрудники АСВ по слухам называют свою организацию «крематорием»! Сотрудники агентства стараются в процессе утилизации оставшегося от банков имущества получить хоть немного денег для возврата кредиторам банков.
Чтобы понять, как работает АСВ, достаточно внимательно присмотреться к цифрам отчета АСВ. Ясно видно, что последние 3 года АСВ работает не покладая рук. Если в 2013 году число банков-банкротов, вкладчикам которых АСВ выплачивало возмещение, составляло всего 27, то в 2014 году — уже 61, в 2015 — 77. А в 2016 году АСВ установило личный рекорд, возмещая вклады 88 банков-банкротов!
Объем выплат АСВ вырос за годы «банковской зачистки» впятеро — с 104 млрд. рублей в 2013 году до рекордных 568 млрд. рублей в 2016 году. В 2016 году за выплатой страхового возмещения в АСВ обратился 1 миллион вкладчиков.
Фонд АСВ, из которого при создании системы страхования вкладов предполагалось возвращать средства вкладчикам банков-банкротов, давно опустел. Поступления в 2016 году страховых взносов от банков составили всего 99,6 млрд. рублей, еще 48,6 млрд. рублей были получены в ходе реализации имущества банков-банкротов.
Основная же часть выплат вкладчикам — 474 млрд. рублей проводилась за счет кредитов Центробанка. А общий остаток задолженности АСВ перед Центробанком на конец 2016 года составил 549 млрд. рублей.
Теперь становится понятно, почему действие системы страхования средств предприятий в банках откладывается до наступления лучших времен. Ведь уже сейчас основная часть выплат вкладчикам банков-банкротов производится фактически за счет печатного станка Центробанка.
В отчете приведены и данные о масштабах нарушений в банках-банкротах. Только за 2016 год в АСВ обратилось более 100 тысяч вкладчиков банков-банкротов, несогласных с суммой страхового возмещения по вкладам. Получается, что каждый десятый вкладчик не получил вовремя свои гарантированные государством деньги. Столь большое число обращений подтверждаются и данными сотрудников АСВ о выявленных в 2016 году 69 тысячах (!) скрытых от учета вкладов на общую сумму 57,3 млрд. рублей.
В 2016 году возбуждены уголовные дела по выводу активов из 14 банков-банкротов. Желающим узнать подробности рекомендую обратиться к отчету АСВ, в котором детально перечислены выявленные в конкретных банках нарушения.
Что же получают крупные вкладчики и прочие кредиторы банков-банкротов? За весь период работы АСВ кредиторы банков-банкротов получили 34,2\% от своих средств, «зависших» на счетах банков-банкротов. При этом кредиторы первой очереди получили 65,9\% от своих средств, второй — 19\%, третьей — 16,6\%. Напомню — крупные вкладчики относятся к первой очереди кредиторов.
Возможно, сами сотрудники АСВ делают свою работу неидеально, и от продажи имущества банков-банкротов можно было бы получить больше средств. Тем не менее, вряд ли на это стоит рассчитывать в ближайшие годы.
Еще один важная для клиентов деталь — качество ведения банками реестра вкладчиков. Результаты проверок банков в 2016 году были не утешительны. Из 63 проверенных сотрудниками АСВ банков полное соответствие реестров вкладчиков правилам их ведения выявлено всего лишь в 9 (!) банках.
При таком качестве ведения реестров вкладчикам следует проявить осторожность, тщательно сохранять договор вклада и документы о внесении денежных средств как минимум до момента получения всех денег из банка.
Любопытная деталь, которая, безусловно, заинтересует людей, надеющихся провести безбедную старость за счет сделанных ранее отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В 2016 году завершен процесс вступления НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений. Всего на учет поставлен 41 негосударственный пенсионный фонд.
При этом АСВ в 2016 году начало ликвидацию 14 НПФ. В результате оценки их активов оказалось, что их рыночная стоимость не превышает 30\% от балансовой стоимости. Говоря простым языком — только 1/3 средств будущих пенсионеров, которыми управляли НПФ-банкроты, уцелела в заботливых руках этих «профессиональных» финансистов!
Кстати, в декабре 2016 года АСВ было наделено полномочиями конкурсного управляющего при банкротстве страховых компаний. Возможно, уже в ближайшие несколько лет сотрудникам агентства предстоит «переработать» десятки страховых компаний-банкротов.
Не так давно Юрий Исаев обещал: «Если государство не вмешается, то минимум 80\%, а то и 90\% оставшихся банков пройдут через процедуру не совсем приятного общения с АСВ».
Не знаю как насчет 90\% от числа выживших пока банков, но при сохранении темпов банковской зачистки уже в ближайшие год-полтора как минимум еще сотне банков и их клиентов точно придется познакомиться с методами работы «банковского крематория».
Владислав Лейбов,
финансовый аналитик
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: