Еще перед началом пресс-конференции было понятно: к главному прокурору Илдусу Нафикову и замначальника Следственного управления СК РФ по РТ Айрату Ахметшину вопросы от журналистов будут не только и не столько по антикоррупционной деятельности, сколько по другим громким делам, коих за последнее время случилось немало. Например, ряд поджогов церквей.
«Все, что произошло — произошло за последние 2−3 месяца. Это позволяет нам сделать вывод о том, что работала организованная группа очень нехороших людей. Они не отсюда, не из Татарстана. Ведь у нас живет 170 национальностей, такие поступки не в нашем менталитете. На данный момент Следственный комитет информацию по всем семи делам собрал в одно производство,» — заявил Нафиков.
Прокуратура расценивает поджоги как террористический акт. Нафиков уверен, что совершены они, дабы посеять религиозную рознь и «неуверенность в завтрашнем дне» среди жителей республики. Ахметшин в дополнение к сказанному отметил, что, возможно, к этому производству будет присоединено дело об атаке на «Нижнекамскнефтехим», и следствие не исключает, что там действовала та же террористическая группа.
Видно, что взаимопонимание между двумя структурами как на ведомственном, так и на личном уровне налажено неплохо — Нафиков и Ахметшин охотно друг друга дополняли. Особенно они сходились в одном вопросе: никакой круговой поруки в их ведомствах нет и не будет.
Если на кого-то из сотрудников хотя бы падет подозрение в какой-то незаконной деятельности, он должен быть сразу отстранен, считает Нафиков. Он напомнил журналистам историю с убитой Шамышевой, когда в СМИ появилась версия о том, что убийцами якобы являлись бывшие сотрудники следственного комитета. Этих людей, если бы их вина нашла подтверждение, заверил главный прокурор РТ, судили бы также жестко, как и любых других. «Виновные всегда должны быть наказаны, без всякой оглядки на должности и звания», — подчеркнул Нафиков.
После этого тезиса из зала прозвучал вопрос: что сейчас происходит с делом «Леруа Мерлен» и Курманова? Ведь сын бывшего министра юстиции даже не арестован. Как оказалось, сделка со следствием и принятие мер по возмещению ущерба (47 млн рублей — ред.) воспринимаются как смягчающие обстоятельства, но, тем не менее, в ближайшее время следствие будет ходатайствовать о заключении Ильдара Курманова под домашний арест
Большого объема цифр, который, кажется, подразумевает любой отчет, журналисты не услышали. «Цифры не показатель действенности работы», — объяснил прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Да, к коррупции каждый житель России привык, как к чему-то родному и, возможно, какие-то цифры здесь излишни. Но кроме очевидных проблем, создаваемых коррупицонными факторами, Нафиков выделяет еще и неочевидную — экстремизацию населения.
«Есть много случаев, когда целыми деревнями вставали против чужаков и мигрантов. Даже это свидетельствует о том, что коррупция лежит в повышенной экстремизации населения. Как возникают экстремистские предпосылки? Приезжает кто-то со стороны, с чуждой культурой, не успел еще в менталитет вписаться, а ему уже открываются все двери, все закупки. А потом жители сублимируют, если по Фрейду сказать, или переносят, если по-русски сказать, на самых беззащитных — на представителей другой нации».
Несколько раз из уст главного прокурора прозвучало, что работать надо жестче и меры наказания выбирать тоже более жесткие. Вообще, сложилось ощущение, что именно это слово — «жесткость» — проходит лейтмотивом по всем материалам, связанным с работой силовых структур, по крайней мере за последнюю неделю. Так, более суровая мера наказания или статья, предложенная прокурором, дает больше возможностей для расследования Следственному комитету. А вообще, как сказал Нафиков, наша общая задача сделать коррупцию постыдным в обществе делом.
Немного цифр и примеров привел заместитель руководителя следственного управления СК РФ по РТ Ахметшин.
«Треть расследованных в 2013 году преступлений носили коррупционный характер. В следственное управление поступило 1209 сообщений о коррупционных преступлениях, что на 33% больше, чем за 10 месяцев прошлого года. По результатам рассмотрения сообщений возбуждено 936 уголовных дел, что в два раза больше, чем в 2012 году», — заявил Ахметшин. Его рабочий день, как рассказал Ахметшин, всегда начинается с прессы: это хороший источник новой информации, в частности той, которая может требовать участия следст
вия.
По окончании пресс-конференции, журналисты подошли к главному прокурору, чтобы задать еще один наболевший вопрос — о сотрудниках ОБНОН, теперь уже временно отстраненных. Комментировать эту ситуацию Нафиков отказался, ответив лишь, что к версии о противоборстве двух структур — ОБНОН и ФСКН — он относится отрицательно.
Александр Левин
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: