Ежегодный рост производства легковых шин в России, начиная с 2000 года, составляет 8%, а их доля в общем объеме шинной продукции, выпускаемой российскими заводами, возросла до 62%. По прогнозам аналитиков, в 2005 году производство легковых шин превысит 25,5 млн штук. Учитывая конъюнктуру рынка, российские шинники наращивают мощности по выпуску шин радиальной конструкции с высокими скоростными и эксплуатационными характеристиками, что диктует необходимость замены традиционного капронового корда новыми видами текстильной кордной ткани.
Мировое потребление химических волокон и нитей для производства радиальных шин достигло 400 тыс. тонн в год. В этом секторе доминируют высокопрочные полиэфирные и вискозные нити, однако в России данная продукция практически не производится.
Мировое потребление вискозных нитей

Вискозный корд
Основные преимущества вискозного корда — низкий уровень усадки при термообработке, высокие модуль упругости и устойчивость к термоокислению. Кроме того, сырье для получения вискозного корда — целлюлоза — возобновляемое, в отличие от иных видов химических нитей. Перечисленные свойства позволяют выпускать шины для легковых автомобилей с высококачественными характеристиками, что улучшает управляемость автомобилем при высоких скоростях, снижает вибрацию и шум при движении. Рост спроса на вискозный корд объясняется, прежде всего, значительными темпами роста объемов производства и потребления шин класса премиум — НР (High Performance) и UHP (Ultra High Performance) — не только в Европе, но и в Северной Америке и Японии.
В основном данные продукты ориентированы на комплектацию автомобилей представительского и спортивного класса. Для шин HP-класса максимальная скорость составляет 210−240 км/час, для шин класса UHP — 270−300 км/час. Рынок HP-шин растет ежегодно на 10%, шин UHP — на 10−15%. Если в производстве шин HP-класса используется полиэфир и вискоза практически в равных соотношениях, то в классе UHP вискозный корд доминирует. Порядка 85% шин класса UHP производится в Европе, остальные 15% приходятся на Корею, Китай и США. Кроме того, усиливается тенденция использования вискозного корда в секторе зимних шин, где ранее преобладал полиэфир. Таким образом, несмотря на ранее сделанные прогнозы, мировой спрос на вискозные технические нити, особенно Европе, остается на высоком уровне: ежегодный прирост потребления — 1%. Мировое производство вискозных нитей в 2004 году составило около 65 тыс. тонн. Основные мощности по производству вискозных технических нитей сосредоточены в Европе (см. таблицу), два крупных производителя находятся в Индии.
Единственный российский…
Единственный российский производитель вискозных технических нитей в Красноярске в 2003—2004 годах продукции не выпускал. Ранее предприятие «Красноярские волокна», преобразованное из ОАО «Сибирские вискозные нити», или «Сивинит», являлось крупнейшим в России производителем вискозных текстильных и высокопрочных нитей. В 1999 году завод был объявлен банкротом и находился сначала в стадии внешнего наблюдения, затем — внешнего управления. Долги перед основным кредитором (ОАО «Красноярскэнерго») уже к тому времени превысили 300 млн. рублей. В 2002 году администрация Красноярского края, опасаясь социального взрыва и полного разрушения производства, обратилась к торгово-экспортной фирме «Юникорн» с просьбой возобновить производство и вывести предприятие из кризиса. Однако этого не произошло. В настоящее время по решению краевого арбитражного суда на предприятии назначен временный управляющий. Суд принял заявление о признании предприятия банкротом от самого завода, и по результатам рассмотрения дела на «Красноярских волокнах» вводится процедура временного наблюдения. Сам вопрос банкротства будет рассмотрен только в июне 2005 года. Признание предприятия банкротом позволит снять административные барьеры, которые сейчас мешают разблокировать замороженные счета «Красноярских волокон» в коммерческом банке «Кедр» на сумму 17 млн. рублей. Сейчас судьба предприятия не ясна.
Тем временем Европа…
Европейские же производители в условиях роста спроса на вискозный корд продолжают наращивать мощности. Так, крупнейший производитель вискозных технических нитей и кордной ткани в Европе — компания Cordenka, Германия (бывшая собственность группы компаний Acordis) объявила об увелич
ении производства вискозных кордных нитей с начала текущего года на 1,5 тыс. тонн. А в ближайшие 5 лет компания намерена довести мощности по выпуску данного вида нитей до 40 тыс. тонн в год. Таким образом, компания к 2010 году займет лидирующие позиции в данной области.
Мощности производителей вискозного корда в Европе и СНГ

Другой европейский производитель — итальянская компания Radici — намерен увеличить мощности к началу 2006 года до 10 тыс. тонн в год. При этом в планах компании — использование одноступенчатого процесса получения вискозных кордных нитей, что позволит снизить себестоимость и получать высококачественную продукцию. Мощности большинства производителей вискозных технических нитей на сегодня загружены на 90−95%. На европейский рынок ежегодно поступает и импортная вискозная техническая нить, и кордная ткань, в основном из Индии, правда их качество не всегда соответствует европейским стандартам. Не намерены оставаться в стороне и производители из Южной Кореи, хотя качественные показатели предлагаемых продуктов также ниже европейских.
Корд полиэфирный
Интерес к возможному использованию полиэфирного корда в легковых и легкогрузовых автомобильных шинах производители начали проявлять с 2000 года. Ранее в России доминирующие позиции среди текстильных кордов занимал капроновый корд, но на данный момент он не соответствует требованиям, предъявляемым при изготовлении шин для легковых автомобилей. Производители легковых шин в США, Японии и Западной Европе давно по достоинству оценили полиэфирный корд, несмотря на то, что в Западной Европе высококачественный вискозный корд продолжает широко использоваться.
В России производителей полиэфирных нитей — сырья для производства полиэфирных кордных тканей — нет. В СНГ только белорусское ОАО «Могилевхимволокно» производит полиэфирные технические нити, которые могут быть использованы для получения кордных тканей. На этом сырье работают и российские производители.
Поставщики полиэфирной кордной ткани в РФ

Суровую полиэфирную кордную ткань (пропитка полученных тканей осуществляется непосредственно на шинных заводах) выпускают в России два предприятия, которые расположены в Твери — ООО «Фирма Камит» и ОАО «ТХВПолиэфир». Лидирующие позиции удерживает «Камит». «Камит» создан в 1995 году и специализируется на выпуске кордных и технических тканей, необходимых для производства шин и резинотехнических изделий. В настоящее время в ассортименте этой компании свыше 25 типов кордных тканей: полиэфирных — для легковых, легко-грузовых шин; анидных — для авиационных, легковых, крупно -и сверхкрупногабаритных шин. В 2004 году фирма выпустила порядка 2,7 млн. кв. м суровой полиэфирной кордной ткани, что на 17,4% больше, чем в 2003 году.
Второй производитель — «ТХВ-Полиэфир» снизил объемы выпуска в 2,5 раза, в 2004 году объем выпуска составил 248 тыс. кв. м. Однако в целом объем производства полиэфирной кордной ткани в России растет, увеличиваются и объемы импорта уже пропитанной ткани. Большинство шинных заводов в РФ не имеют необходимого технологического оборудования для качественной пропитки суровых полиэфирных тканей и предпочитают закупать готовую пропитанную ткань. Так, в 2003 году в Россию было импортировано 511 тонн полиэфирной кордной ткани, что составило порядка 1,4−1,6 млн. кв. м, в 2004 году эта цифра увеличилась в 3,1 раза — 1603 тонны (4,3−5,2 млн. кв. м). Среди российских шинных заводов
основным потребителем полиэфирного корда является ОАО «Нижнекамскшина» — использует пропитанную кордную ткань импортного производства, в основном фирм KoSa (Германия) и SAKoSa (Турция). ОАО «Омскшина», входящее в состав холдинга «Сибур-Русские шины», работает на кордной полиэфирной ткани чешского производства. «Ярославский шинный завод» и ОАО «Московский шинный завод» используют в основном суровую кордную ткань производства фирмы «Камит». Объем потребления полиэфирной кордной ткани на российских шинных заводах в 2004 году составил около 7,2- 8,1 млн. кв. м, что в 2 раза выше по сравнению с 2003 годом. В ближайшие 2−3 года объем потребления полиэфирного шинного корда в России, по прогнозам аналитиков, может вырасти до 14−16 млн кв. м.
Перспективы
Из существующих видов текстильных кордов Рос
сия в достаточном объеме (100 млн. кв. м) производит только капроновый, который не пригоден для производства качественных шин. Вискозный корд, используемый для радиальных скоростных шин, в России и СНГ не производится. Единственное в СНГ предприятие, выпускающие анидный корд, не уступающий по качеству вискозному, — «Черниговское химволокно» («Амтел»). Однако стоимость его в 1,5 раза выше по сравнению с полиэфирным кордом. Последний лидирует по соотношению цена/качество, но в России отсутствует сырье — полиэфирные нити. В это время Белоруссия успешно реализует проекты по выпуску полиэфирных кордных нитей и тканей на своих предприятиях «Могилевхимволоконо» и «Гродно Химволокно». К концу 2005 года в Белоруссии появится второй производитель не только кордных полиэфирных нитей, но и кордной полиэтиленовой ткани — ОАО «Гродно Химволокно». Очевидно, в ближайшие годы Россия продолжит закупать стратегически важную продукцию в Белоруссии и Европе.
Оформление годовой подписки на «Химический журнал» —
тел. (095) 235−80−50, факс (095) 235−51−52,
в интернете http://www.tcj.ru/podpiska.html,
по электронной почте podpiska@rccgroup.ru







Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: