О том, что доля некачественного бензина на российском рынке, по экспертным оценкам, составляет 30−35\%, в республике говорят много и часто. Но у нас, в Татарстане, дела с этим обстоят намного лучше.
Шамиль Гумеров, начальник отдела Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ:
— Против российских показателей мы можем противопоставить свои 18\% (доля некачественного бензина за 6 месяцев 2005 года). Думаю, объясняется это следующими причинами. Во-первых, в республике сохранилось дееспособное государственное регулирование в этой сфере. Так, в Татарстане не прекращала работу нефтяная инспекция, которая поменяла свой статус, превратившись из федеральной в республиканскую. В целом по России функция контроля за данным сектором рынка с марта 2004 года выпала из новой системы надзирающих органов, аналога республиканскому Управлению в России нет. Во-вторых, из 800 республиканских АЗС почти 300 (а это львиная доля, учитывая, что 200 АЗС из общего количества — ведомственные) приходится на долю «Татнефти» и «Татнефтепродукта», которые располагают соответствующими возможностями контроля качества и заботятся о своей репутации. К этим компаниям у нас практически нет претензий.
Действительно, принятая в этих компаниях многоступенчатая система контроля за качеством реализуемого бензина дает свои плоды.
Лилия Бурганова, начальник лаборатории ОАО Холдинговой компании «Танефтепродукт»:
— У нас бензин до того, как поступить на реализацию, проходит четырехступенчатую проверку. Во-первых, на этапе приема проверяем поступающие нефтепродукты в цистернах. Во-вторых, проверяем в резервуарах уже в процессе хранения на казанской нефтебазе. В-третьих, обязательна проверка на этапе отгрузки — в бензовозах, автоцистернах, и в-четвертых, — ежемесячная проверка непосредственно на наших АЗС. Протокол этой ежемесячной, или как еще ее мы называем, контрольной, проверки покупатели всегда могут увидеть на окне АЗС рядом с паспортом качества бензина последнего прибытия. В случае, если протокол ежемесячной проверки по тем или иным причинам не висит на видном месте, его всегда можно запросить у работников АЗС и удостовериться в качестве реализуемой продукции.
Приблизительно о такой же строгости в борьбе за качество говорят и специалисты ОАО «Татнефть».
Исмагил Шакиров, инженер по контролю качества ООО «Татнефть-АЗС Казань»:
— Для нас очень важно продавать качественный бензин. Это имидж компании. У нас даже есть лозунг: «От скважины до бензобака», который призывает проверять топливо на каждом этапе, начиная со скважины. Мы обязательно проверяем бензин при поступлении его к нам с завода (чаще всего это Уфимский завод), несмотря на то, что топливо уже приходит с сертификатом качества. Далее, паспорт качества выдается на каждый бензовоз, который развозит топливо на АЗС — с этим паспортом может ознакомиться каждый желающий на витрине АЗС. И, разумеется, каждый месяц мы берем пробы непосредственно из резервуара каждой нашей АЗС и отправляем в независимые лаборатории на анализ. Протоколы этих проверок также имеются на всех заправках, и покупатель может беспрепятственно ознакомиться с ними.
Остальные участники рынка не так щепетильны. Как рассказал Сергей Автономов, начальник отдела реализации республиканского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ», на заправках «Лукойла» ежемесячный протокол для всеобщего обозрения не вывешивают.
— Он слишком громоздкий — так просто к стеклу и не прикрепить. Но у нас он, конечно же есть, потребитель при желании может с ним ознакомиться. На витрине обязательно висят только паспорта качества на все виды реализуемого топлива. И до сих пор нареканий на качество нашей продукции не было ни разу.
Как бы то ни было, картина на республиканском рынке нефтепродуктов вырисовывается довольно оптимистичная. Впрочем, и негатив существует. Так, по словам начальника Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ, случаи, когда реализуется товар, не отвечающий требованиям качества, бывают.
Шамиль Гумеров:
— Раньше, когда решения нефтяной инспекции имели арбитражную силу — то есть имели силу в суде, ситуация была гораздо лучше. Например, в 2002 по республике было зафиксировано всего 11\% не отвечающего требованиям ГОСТа бензина, а в 2003 году и того меньше — только 6\%. Сегодня же ситуация такова, что наша инспекция может всего лишь фиксировать то или иное несоответствие, но налагать санкции мы не имеем права. Наши требования в силу нынешнего статуса Управления носят рекомендательный характер.
Больше всего нареканий вызывают у специалистов инспекции так называемые ведомственные АЗС, которые отпускают топливо не населению, а используют его для внутреннего пользования. Чаще всего такие есть на крупных предприятиях, имеющих свой автопарк.
Шамиль Гумеров:
— На ведомственных АЗС (их можно назвать заправочными пунктами) в отличие от «публичных» отмечается полное нарушение всех требований и нормативов. Технологическое оборудование и средства измерения часто бывают не проверены. Иногда на резервуарах даже крышек нет. Это способствует не только испарению нефтепродуктов, но и их загрязнению. Возле емкостей часто бывают видны подтеки топлива. Когда мы это все обнаруживаем, составляем акт и передаем руководителям предприятий, то они буквально за голову хватаются. Ведь многие нарушения в работе также ведут к большим потерям нефтепродуктов, а следовательно, и к финансовым убыткам.
Качество топлива на частных АЗС у специалистов инспекции также восторга не вызывает. Казалось бы, частники, работая в условиях жесткой конкуренции, должны бороться за клиента. Но они почему-то даже не торопятся делать обязательную ежемесячную проверку, с протоколом-заключением которой имеет полное право ознакомиться любой покупатель бензина.
Шамиль Гумеров:
— Во многом в таком положении дел виноваты сами потребители. Они не знают своих прав, не интересуются качеством товара и согласны покупать «кота в мешке». А раз так, то зачем же предпринимателям беспокоиться о проверках, тратить средства на лабораторные анализы? Прежде всего, сами потребители должны понять, что от них во многом зависит качество бензина на рынке республики. Будут требовать — под их требования обязательно «подтянутся» и предприниматели.
В целом, заплатить чуть больше двух тысяч рублей один раз в месяц за свой имидж — то есть за то, чтобы покупатель выбрал конкретную АЗС, владельцы заправок, конечно, могут без труда.
Шамиль Гумеров:
— Можно сказать, что на сегодняшний день реально контролировать качество нефтепродуктов в республике могут только сами потребители. Специалисты нашей инспекции после потери своих контрольных полномочий не могут играть в этом главную роль, они могут лишь помочь. Поэтому только повышение культуры потребления у наших граждан сможет изменить ситуацию. А то все вроде бы говорят, что бензин плохой, а у нас жалоб нет. За прошлый год вот всего десять жалоб набрали.
А ведь кроме того, что любой покупатель имеет полное право ознакомиться с протоколом ежемесячной проверки бензина в резервуаре данной АЗС на предмет соответствия его содержимого с заявленным, он еще имеет право в судебном порядке защищаться от недобросовестных предпринимателей, торгующих некачественным бензином.
Шамиль Гумеров :
— В случае, если автовладелец после заправки на АЗС почувствовал неладное и у него возникли подозрения на то, что ему залили некачественный бензин, надо сразу же звонить нам (телефон нефтяной инспекции 38−01−46). Главное здесь — оперативность. Если покупатель обратится к нам через два-три дня после заправки, то велика вероятность, что плохой бензин уже будет реализован, а при новом завозе топливо будет нормальным.
Водители заблуждаются, думая, что если мы возьмем пробы из бензобака их машины, и эти пробы подтвердят некачественное топливо, недобросовестных предпринимателей удастся наказать. Результатами пробы, взятой из бензобака автовладельца, не удастся доказать, что этот бензин был в резервуаре конкретной АЗС, на которой человек заправлялся. Поэтому нужно помнить, что только экстренный выезд специалистов нефтяной инспекции на сомнительную АЗС может дать результаты.
Сегодня существует 14 основных показателей на соответствие моторного топлива ГОСТам. Причем если даже только один показатель не соответствует норме, уже можно говорить о некачественном нефтепродукте. Что, в свою очередь, может оказать влияние на самочувствие автомобиля.
Так, фракционный состав определяет пусковые качества бензина. Несоответствие топлива этому параметру приводит к снижению мощности двигателя. В результате повышается расход топлива, увеличивается износ «движка». Октановое число влияет на мощность двигателя. Если этот показатель занижен, то обычно «баранка» в руках водителя начинает дрожать. Постоянная езда на бензине с пониженным октаном приводит к перегреву двигателя, прогоранию клапанов и поршней, разрушению подшипников. Повышенная концентрация смол в топливе приводит к образованию смолистых отложений в двигателе. Увеличение этого показателя в 2−3 раза от нормы снижает моторесурс двигателя на 20−25\%.
Телефон, по которому надо обращаться, если вы недовольны качеством бензина:
(8432) 38−01−46
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: