Новости
29 Июля 2013, 13:17

Кому в Татарстане нужна высокоскоростная магистраль?

Во вторник в Казани пройдут общественные слушания по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань. По проекту, трасса пройдет через 75 памятников природы и археологических объектов. Экономисты сетуют на недоработанность проекта, а экологи готовы опустить руки. Кому нужна ВСМ?

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань, оцениваемая в 928 млрд. рублей, запланирована к пуску в 2018 году. Темпы строительства в чем-то схожи с темпом самой магистрали, которая позволит попасть из Казани в Москву за 3,5 часа. Однако уже на стадии обсуждения проектов трассы, возникает большое количество мнений — нужна ли ВСМ Татарстану?

Чью экономику поддержит ВСМ?

Заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Сергей Иванов считает, что одной их явных выгод от строительства ВСМ является увеличение количества вариантов коммуникаций между Казанью и Москвой. Также он уверен, что современные технологии позволят минимизировать ущерб экологии республики.

Иванов «Чем больше альтернативных вариантов транспортных коммуникаций между городами, особенно для нас со столицей, тем больше выбора у туриста: хочешь — самолетом, хочешь — медленным поездом, хочешь — быстрым. Когда есть выбор, когда есть большое предложение, и поток увеличивается. Мы сколько лет связаны с Москвой, через нас проходит Транссибирская магистраль, я уверен, что существующие технологии строительства позволяют минимизировать экологический вред. Мы же не прокладываем дорогу на девственных территориях».

Член общественной палаты РТ Юрий Алаев считает, что строительство ВСМ преждевременно и смета проекта не только разбухнет в разы, но и станет причиной секвестра бюджетов, заложенных под льготы.

Юрий Алаев «Строительство магистрали в нынешней экономической ситуации по крайней мере преждевременно. Для этого потребуется 1 трлн. рублей по ценам 2013 года. За пять лет смета легко увеличится в пять раз.

Говорят, что строительство магистрали простимулирует развитие смежных производств и внедрение новейших технологий. Теоретически — да. А на практике, учитывая, что срок реализации проекта 5 лет, мы простимулируем экономики Западной Европы: купим сами составы и бесшовные рельсы в Германии, шпалы из композитных материалов — во Франции и так далее. В обоснованиях говорится, что ВСМ улучшит ситуацию с трудовой миграцией. Но я не знаю ни одного региона от Москвы до Екатеринбурга, который можно назвать трудоизбыточным; кто откуда и куда будет мигрировать — непонятно.

Если говорить о местных интересах — Татарстан ничего не получит, кроме того, что у него оттяпают земли. Любой вариант трассы отнимает половину земель, которые выделены в Казани для строительство жилья по соципотеке, любой вариант убивает Лебяжье. И всё ради того, чтобы какие-то клерки могли добираться от Москвы до Казани на поезде не за 12 часов, а за 3−4?! А плюсы? Ну да, гипотетически в Татарстане могут построить завод по изготовлению супер-современных шпал. Но это очень слабое утешение".

Что ожидает экосистему?

Согласно материалам, предоставленным для ознакомления к общественным слушаниям, татарстанский участок ВСМ в различных вариациях будет составлять от 214 до 381 км. «Рекомендованный» вариант, предлагаемый РЖД к реализации, подразумевает прокладку 316-километровой трассы через 8 муниципальных районов республики. В зону землеотвода попадают границы 8 особо охраняемых природных территорий, участки 37 населенных пунктов, 1 178 га лесополосы. При этом вариант «рекомендованный» является более «лояльным» к жителям республики экологии — другие пять вариантов предполагают большие потери земли, в том числе лесных площадей и жилых участков.

Кроме того, на территории буферной зоны трассы ВСМ известны местонахождения 20 видов растений, лишайников и грибов, включенных в Красную книгу РФ, и 283 объекта, попадающие в Красную книгу РТ. Кроме того, в коридор ВСМ попадают 12 земельных участков, зарезервированных под создание ООПТ.

Ожидается, что прокладка магистрали серьезно ударит по историческому наследию Татарстана. Так, в коридор трассы попадают историко-культурные зоны правого берега Волги и бассейна Свияги. На территории этих районов расположены объекты археологическог
о наследия в хронологических пределах от среднего палеолита до позднего средневековья.

В исследованиях по оценке воздействия строительства ВСМ в Татарстане участвовали казанские экологи. Эколог Нафиса Мингазова считает, что вопрос прохождения трассы через Татарстан не продуман:

Нафиса Мингазова «Нами были показаны участки, которые не следует затрагивать. К сожалению, в присланных материалах по оценке воздействия на окружающую среду наши исследования были учтены очень слабо. Все варианты затрагивают не только ценные природные территории, но и ООПТ, то есть те места, изъятие которых по законодательству невозможно. Мне, как специалисту, участвующему в этом проекте кажется, что вопрос о прохождении трассы через территорию нашей республики до конца не продуман».

Свое мнение высказали и представители Гринписа в России — они считают, что при строительстве не будут обращать внимания на законодательство:

«Когда речь идет о проекте стоимостью 1,5 трлн. рублей, патронируемом лично президентом России, скорее всего, на такие мелочи, как законодательство или права граждан попытаются не обращать внимание. Если надо, изменят закон, как это уже было со строительством олимпийских объектов в Сочинском национальном парке или планами строительства горнолыжных курортов в Кавказском заповеднике, — заявил руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. — Мы надеемся, что FIFA не забудет свои экологические принципы и укажет российским чиновникам на недопустимость разрушения своего природного достояния под видом подготовки к чемпионату мира по футболу-2018».

Все эти потери уникальных экосистем будут возмещены, однако суммы ограничатся десятками миллионов рублей. Так, взыскания за ущерб представителям флоры и фауны составят более 32 млн. рублей, за ущерб водным ресурсам — 57 млн. рублей, за выброс 266 тонн отходов на этапах строительства и эксплуатации — 36 млн. рублей.

Куда денутся жители?

Как уже было сказано, линия ВСМ пройдет по участкам 37 населенных пунктов Татарстана. В их число попадают (согласно «рекомендованному» варианту) Айша, Осиново, Стар. Шигалеево, Константиновка, Абди, Верх. Шитцы, Ниж. Шитцы, Стар. Зюри, Караширма, Урывкино, Тюлячи, Надеждино, Змеево, Кукча, Тактамыш, Нов. Тура, Дубровка, Тукай, Стар. Кумазан, Бол. Качка, Хлыстово, Бол. Тарловка, Тихоново, Моркваши, Максимково, Куюк-Ерыкса, Тат. Дюм-Дюм, Салтыковка, Hовосляково, Стap. Чекaлдa, Вapзи-Омгa, Вapзи, Русский Сapсaз, Тавели, Нагорный, Менделеевск, Стар.Караваево.

В самих материалах прямо говориться о том, что будет проводиться снос недвижимости, в том числе жилья.

«В качестве наиболее значимого негативного воздействия на население в процессе реализации проекта по строительству ВСМ следует рассматривать необходимость проведения сноса недвижимого имущества, в том числе — жилья, с последующим переселением населения, проживающего в зоне проектирования объекта», — говорится в материалах.

Министр транспорта Татарстана Ленар Сафин уже заявил, что республика не будет участвовать бюджетом в проекте, но пообещал ускоренные условия в части оформления земель под ВСМ. «Мы „подставим плечо“ в части быстрого выделения и оформления земель. Это тоже немалый объем работы и очень сложный, потому что права частной собственности никто не отменял. А затронуты могут быть и частные земли, и земли сельхозназначения, и леса, и охранные зоны», — цитирует слова министра РИА «Новости».

А если не строить?

В материалах к общественному слушанию рассматривается и альтернативный — «нулевой вариант». В нем прямо сообщается, что отказ от строительства ВСМ «означает отказ от реализации указа президента России «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ». А затем, уже во вторую очередь будто подстрочным предупреждением, говорится и о последующем отказе от «всех потенциальных экономических и социальных выгод проекта»…

Илья Иванов

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: