Железнодорожная компания ОАО «Содружество», с начала текущего года осуществляющая пригородные пассажирские перевозки в Татарстане и соседних регионах, с 1 марта сократила количество маршрутов. В результате объем перевозок в Татарстане уменьшился на 27%, по общей маршрутной сетке компании — на 15%. В «Содружестве» говорят, что эти меры предприняты с целью оптимизировать расходы на убыточные перевозки, которые ранее компенсировались из бюджета республики. Татарстанское правительство не заключило с перевозчиком договор о компенсации.
Создание пригородной железнодорожной компании обсуждалось несколько последних лет. Сначала Татарстан отказывался становиться ее учредителем, опасаясь убыточности. Тогда аналитики говорили, что инвестиции «не окупились бы как минимум в ближайшие лет 20», поскольку пригородные пассажирские перевозки убыточны из-за социальных тарифов.
Однако в сентябре 2009 года стороны все-таки подписали договор о создании «Содружества». Тогда прежний министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Геннадий Емельянов говорил, что бизнес-план компании предусматривает ее выход на безубыточный уровень с первого года деятельности в качестве перевозчика — то есть с 2011 года. Однако в текущем году, согласно бюджетной заявке Горьковской железной дороги, сумма выпадающих доходов «Содружества» из-за межтарифной разницы (несоответствия тарифов себестоимости перевозок) оценивается в 1,37 млрд. рублей. По данным Миндортранса Татарстана, себестоимость перевозок составляет 38 рублей за одну пригородную зону (10 км), в то время как тариф в Татарстане установлен в размере 8 рублей. В соседних регионах тарифы намного выше — 15,2 рублей в Удмуртии, 15,3 рублей в Марий Эл, 10,6 рублей в Кировской области. Кроме того, предполагаются и прочие издержки. Так, около 100 млн. рублей ежегодно перевозчик теряет из-за безбилетников.
Как рассказал изданию источник, близкий к «Содружеству», компания с нового года не получала денег от Татарстана на компенсацию расходов на перевозки. По его словам, и до этого республика выделяла недостаточно средств на эти цели — по данным татарстанского Минтранса, в 2010 году на компенсацию выпадающих доходов пригородного перевозчика было направлено 72 млн. рублей. «Этих госсубсидий хватило на месяц», — отметил источник. «Правительству необходимо либо повысить тарифы, либо компенсировать перевозчику убытки. Есть и третий путь — оптимизировать маршрутную сеть. В ожидании решения властей компания так и поступила», — сказал источник.
Проблема субсидирования пригородных компаний ПФО была поднята вчера на совещании ОАО РЖД с участием полпреда Григория Рапоты, президента РЖД Владимира Якунина и глав регионов (от Татарстана в нем участвовал премьер-министр Ильдар Халиков). Господин Якунин призвал глав заключить договоры с пригородными компаниями, чтобы не допустить их разорения (пять из 14 регионов не заключили договоры). «Важно выработать единое комплексное решение задач для обеспечения безубыточности работы пригородного пассажирского комплекса. Для ОАО РЖД — это сокращение издержек и повышение эффективности, а для субъекта — определение потребности в перевозках и планирование связанных с ней расходов», — сказал Владимир Якунин. Ранее начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Гришин говорил том, что в 2011 году необходимо достичь субсидирования стопроцентной стоимости перевозок.
Вчера в пресс-службе татарстанского правительства не смогли сказать, решен ли вопрос о заключении договора с «Содружеством». При этом в пресс-службе привели слова господина Халикова, который сказал журналистам: «В некоторых российских областях тарифы выше татарстанских в два раза. Но мы отстаивали позицию, что цены нельзя резко поднимать, переходные процессы должны быть постепенными».
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов констатирует, что власти Татарстана оказались «меж двух огней». «С одной стороны, им нужно поддерживать социальное спокойствие в регионе и удерживать тарифы. С другой стороны, они как учредители должны поддерживать собственное предприятие безубыточным. Здесь расходы властей — как пробоина в бортах корабля, заткнешь одну дыру — льет из другой. Но им придется каким-то образом оптимизировать как тарифы, так и размер компенсаций», — считает эксперт.
По материалам
газеты «Коммерсантъ.Волга-Урал»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: