Поэтому проверка работы негосударственных вузов на предмет выполнения ими лицензионных требований и условий образования была начата именно со второго по величине города республики.
О результатах проверки нам рассказал Рамиль Валеев, начальник Управления высшего и среднего профессионального образования и науки аппарата кабинета министров РТ.
Рамиль Миргасимович, какие экономические и социальные выгоды несет в себе негосударственное высшее образование?
Оно способствует расширению возможностей доступа к высшему образованию граждан, сохранению научно-педагогического потенциала, созданию новых рабочих мест, решению государственной задачи подготовки квалифицированных кадров.
Как законодательно регулируется деятельность негосударственных вузов?
Их деятельность оговорена Конституциями Российской Федерации и Республики Татарстан, законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), уставами, положениями и другими организационно-правовыми документами. Большинство вузов имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, дополнительного профессионального образования. Некоторые филиалы прошли государственную аттестацию или готовятся к проведению аттестационной экспертизы в 2004—2006 гг.
Есть ли какая-то статистика относительно количества «негосударственных» студентов?
Конечно, есть. В этом учебном году в республике зафиксировано 26 негосударственных вузов (в том числе 17 филиалов), которые осуществляют образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования. В 2003 г. в негосударственные вузы было принято 12,5 тыс. студентов. На сегодняшний день во всех негосударственных вузах республики обучаются 41,2 тыс. студентов.
Это немало! Но, наверное, все они сосредоточены в Казани?
Отнюдь. Только в Набережных Челнах в 12 негосударственных вузах, филиалах и представительствах у нас обучается более 6 тысяч студентов. И именно в этом городе Татарстана рынок платных образовательных услуг в сфере профессионального образования активно развивается и практически стал ключевым элементом социальной инфраструктуры города и региона.
Все-таки «платные» вузы, как независимые коммерческие структуры, могут в чем-то не соответствовать государственным стандартам высшего образования, что отрицательно сказывается на качестве обучения. Существует ли контроль над негосударственными вузами со стороны официальных структур?
Несомненно. Например, в марте этого года была проведена выборочная проверка 20 государственных и негосударственных вузов, их филиалов и представительств в Набережных Челнах с участием представителей прокуратуры города. Она проводилась с целью изучения эффективности и качества образовательного процесса. Работа комиссии осуществлялась по «Программе проверки соблюдения лицензионных требований и условий в учреждения высшего профессионального образования», утвержденной Министерством образования России в 2001 году.
Что же выявила комиссия?
Различных нарушений и недостатков много. Ими пронизана практически вся деятельность проверенных негосударственных вузов: и организационно-правовая область, и управление, и содержание подготовки специалистов, и материально-техническое, учебно-методическое обеспечение, и организация учебного процесса. Также возник ряд вопросов относительно соблюдения законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг.
Выявлены различные факты, свидетельствующие об образовательном процессе (или его элементах) в представительствах государственных и негосударственных вузов, которые выходят за рамки функции представительства, определенных п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). На период проверки не все представительства смогли представить документы, свидетельствующие о согласовании с органами исполнительной власти и местного самоуправления об открытии и деятельности представительства на оказание помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения, в освоении соответствующих образовательных программ.
Но основной проблемой состояния и развития негосударственных вузов, филиалов и представительств в Челнах является проблема обеспечения качества подготовки специалистов. Нет постоянного и действенного контроля за деятельностью территориальных структурных подразделений руководством государственных и негосударственных вузов. Не во всех самостоятельных вузах и филиалах созданы и действуют внутривузовские системы контроля качества профессионального образования.
Самое вопиющее нарушение было обнаружено в Набережно-Челнинском сельскохозяйственном научно-производственном институте. Он вел образовательную деятельность по некоторым специальностям без соответствующей лицензии образовательных профессиональных программ высшего образования.
В любом образовательном учреждении самая важная составляющая качественного образования — преподавательский состав. А каков он в негосударственных вузах Набережных Челнов?
Надо заметить, что большинство профессоров и преподавателей в негосударственных вузах работают на условиях почасовой оплаты и совместительства.
Еще один минус: к преподаванию привлекаются педагоги, профильное образование которых не соответствует преподаваемым дисциплинам. Не обеспечивается квалифицированный подбор соответствующих административных и научно-педагогических кадров и организационно-правовое обеспечение их деятельности, соблюдение норм и требований трудового законодательства.
Вы также упомянули о незащищенных правах потребителей-студентов, платящих деньги за образование…
Да, такая проблема тоже есть. В частности, в средствах массовой информации прослеживается недобросовестная реклама образовательной деятельности отдельных негосударственных вузов, филиалов и представительств. Например, предоставляется не полная информация об образовательном учреждении (филиале), допускается рекламирование отдельных специальных курсов и циклов дисциплин вне рамок соответствующих образовательных программ, специальностей и направлений и др.
А руководство некоторых негосударственных вузов некачественное оформляет и исполняет договорные отношения, не соблюдает требования законодательства к договорам на оказание платных образовательных услуг.
Многие вузы составляют смету на оказание образовательных услуг, не представляя полной и достоверной информации о реальной стоимости обучения. Это идет вразрез со статьей 33 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», и лишает возможности защиты своих прав студенту в случаях одностороннего изменения вузами стоимости образовательных услуг.
На сегодня не все негосударственные вузы и филиалы, имеющие правовые основания, прошли процедуру самообследования, аттестационной экспертизы и государственной аккредитации.
Какие меры будут приняты к негосударственным вузам-нарушиелям?
Комиссия по итогам проверки подготовила ряд рекомендаций и пожеланий к некоторым негосударственным вузам, филиалам и представительствам. Мы надеемся, что в скором времени эти рекомендации будут выполнены.
Комиссия также рекомендовала администрации Набережных Челнов совместно с вузами подготовить и издать справочник «Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Набережные Челны». Это, несомненно, будет очень полезный сборник для абитуриентов.










Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: