Фарсон Ричард. Менеджмент абсурда: Аспекты лидерства, которые часто остаются незамеченными/ Перев. с англ. — М.: ООО Издательский дом «София», 2006. — 192 с.
«Что русскому хорошо, то немцу смерть», или, прочитала недавно, «что японцу — обычное дело, то русскому — инновация» — парадоксально (учитывая, что все мы люди), но факт. Поиски рациональной причины наших различий вряд ли приведут к каким-либо изменениям в утверждениях, приведенных выше. Зато, абстрагируясь от логики рациональной и следуя логике парадоксов (если такая вообще есть), можно прийти к тому, что русские, например, легче переносят морозы или русских ещё только ждёт знакомство со многими удивительными предметами, облегчающими быт, а ожидание, как известно, порой гораздо лучше праздника. На языке менеджмента абсурда это звучит вроде призыва: «Не стоит приводить парадоксальное к рациональному, нужно просто использовать особую логику последнего». Собственно, книга об этом. Только вот какой парадокс: то, что на Западе называется менеджментом абсурда, для России, как правило, порядок вещей.
«С нашей точки зрения, что-то может быть истинным или ложным, плохим или хорошим, но никогда ни тем, не другим одновременно». «Нас научили, что вещь не может быть тем, чем она является, и одновременно чем-то противоположным», пишет Ричард Фарсон, психолог, один из основателей Западного института изучения поведения. Раз так учили, тогда понятно, почему у них, в Америке, так сложно научиться ценить абсурд. Нас-то учили по-другому, нас учил горьковский Лука с его «у каждого своя правда». А булгаковское «все люди добры»? То, что у медали есть и обратная сторона, — мы знаем с детства, нам не нужно доказывать феномен сосуществования противоположностей, к сожалению, а значит, и к счастью. Одним словом, менеджмент абсурда — это наш менеджмент. Судите сами.
«Технологии создают нас» — не поспоришь. В бухгалтерию администрации одного из сельских районов установили ЭВМ, естественно, производительность труда работников должна была возрасти. Она и возросла — сотрудники ловчее принялись орудовать костяшками счёт, а вычислительные машины украсили помещение, придав ему современный вид. «Всякая великая сила является великой слабостью» — тоже не новость. Сила шить сапоги лишает мастера этих самых сапог. «Чем больше общаемся, тем меньше понимаем друг друга» — информационные технологии сделали передачу мыслей настолько быстрой, что сама мысль формироваться толком не успевает. Парадокс похвалы чаще всего демонстрируют женщины, отвечая на комплимент в лучшем случае — извинениями, а чаще всего — бурным отрицанием словесного поощрения. Только не нас нужно учить тому, что делом стоит заниматься лишь потому, что оно безрассудно — хрущёвская кукуруза тому подтверждение. Какое отношение это имеет к абсурдным аспектам лидерства? Самое прямое — его парадоксы диктуются жизнью.
Благодарим за предоставленные книги «Книжный двор» (ТК DOMO), тел.: 278−10−48.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: