Новости
10 Октября 2014, 10:15

Китай оплатит половину стоимости ВСМ «Москва-Казань»

На следующей неделе в Москве будет подписан меморандум об участии Китая в строительстве высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». Сколько готовы вложить китайцы в новую железную дорогу, и зачем им это нужно — в обзоре портала TatCenter.ru.

В последнее время ряд СМИ начал сообщать о том, что у высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» (ВСМ), похоже, появится зарубежный инвестор. Так, в пятницу Forbes и РИА Новости со ссылкой на свои источники сообщили, что китайские инвесторы могут вложить в проект строительства высокоскоростной железной дороги «Москва-Казань» до 10 млрд долларов — порядка 40% от заявленного бюджета всего проекта (1,06 трлн рублей, или 26,5 млрд долларов). На следующей неделе в Москве будет подписан меморандум о возможном участии китайских компаний в строительстве ВСМ — от России его подпишут представители минтранса и РЖД, от Китая — представители China Railway Construction Corporation (CRCC) и китайского минтранса.

О заинтересованности китайских инвесторов в строительстве ВСМ было известно давно.

«8 октября агентство городских новостей „Москва“ сообщило, что Китай готов финансировать строительство ВСМ при условии ее продления до Пекина. Китай действительно рассматривает „Москва-Казань“ как часть железнодорожной ветки „Пекин-Минск“, но китайцы готовы инвестировать в строительство ВСМ и без гарантий того, что дорога будет продлена до Пекина, объясняет источник, близкий к РЖД», — пишет Forbes.

Как может выглядеть транспортный коридор

Ещё в середине сентября издание «Гудок», специализирующееся на транспорте, сообщало, что в ВСМ китайцами будет проинвестировано 420 млрд рублей. При этом ОАО «Скоростные магистрали» уже провело первичные переговоры с инвесторами и строительными компаниями КНР, а по их итогам на правительственном уровне создана двусторонняя рабочая группа по рассмотрению вопросов строительства транспортного высокоскоростного коридора Москва-Пекин. Первый участок в России — Москва-Нижний Новгород-Казань (770 км). В Китае участок длиннее в разы — Пекин-Урумчи (около 3000 км). «Гудок» со ссылкой на заявление первого вице-президента ОАО «РЖД» Александра Мишарина сообщил, что китайская сторона подтверждает, что такие средства фактически возможны, но вопрос в другом: условия, сроки предоставления кредитов, процентные ставки.

С китайской стороны потенциальным инвестором проекта является China Investment Corporation. Компания также намерена вкладывать средства в строительство Евразийского высокоскоростного коридора Россия—Китай. В проекте могут принять участие и китайская строительно-инжиниринговая компания CREC и ее дочернее предприятие CREEC.

China Investment Corporation уже участвует в российско-китайских проектах. На днях железорудная компания IRC Limited, зарегистрированная в Гонконге и осуществляющая добычу в России, заключила соглашение с Российско-китайским инвестиционным фондом, созданным Российским фондом прямых инвестиций и китайским инвестфондом, о продаже ООО «Рубикон» — компании-заказчика строительства железнодорожного моста через Амур на границе РФ и КНР за 174 млн рублей.

В свою очередь, китайские СМИ пишут, что интересы китайских и российских железных дорог совпадают, причем китайцы готовы быть не только подрядчиками, но и помогать маркетингу проекта ВСМ. По сообщениям китайского издания Xinjunshi, иностранные партнеры будут заниматься проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объекта сроком на 30 лет, а также поддержанием и сохранением инфраструктуры. Технические риски будут переложены на подрядчика. Кстати, в Китае абсолютно такие же проблемы, как и в России: существует много вариантов и проложения трассы, и источников финансирования, Кроме того, многие связывают будущую магистраль с новым «шелковым путем», причем не только железнодорожным, но и морским — Китай планирует создать несколько транспортных кругов по индийскому и европейскому направлениям.

СПРАВКА

China Investment Corporation — одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. Основной целью компании с момента ее создания стало привлечение иностранного капитала, использование передовых технологий и моделей ведения бизнеса, включая менеджмент. В настоящее время в корпорацию входят 44 дочерние компании, в том числе, банк.

Помимо китайских инвесторов,
свой интерес к проекту ВСМ проявляли и европейские инвесторы. Среди них — Deutche Bahn, Siemens и другие компании.

На данный момент началу строительства ВСМ мешает только отсутствие денег. Будут деньги — будет и одобрение правительства, поскольку весь объем работ по обоснованию проекта строительства ВСМ выполнен, о чем было заявлено на совещании РЖД с главами регионов на этой неделе.

Долгое время обсуждалось, будут ли выделены деньги на ВСМ из фонда национального благосостояния на уровне хотя 150 млн рублей, но в правительстве на этот счет до сих пор нет единого мнения. В сентябре же стало известно, что РЖД получат более 190 млрд рублей из государственного бюджета в 2015—2017 годах на строительство ВСМ. При этом РЖД не исключает использование народных облигаций на последующих этапах развития высокоскоростных железных дорог в России.

«Сегодня этот проект как никакой другой заслуживает поддержки из ФНБ как катализатор развития экономики нашей страны, поскольку он дает совершенно иное качество как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем, это качество во всех сферах нашей жизни, начиная от экономических и заканчивая культурными связями», — заявлял недавно министра транспорта РФ Максим Соколов.

Шестого октября в Татарстане побывала китайская делегация во главе с президентом Китайского агентства по туризму CITS госпожой Юй Ниннин. И, несмотря на то, что в официальных сообщениях ВСМ никак не упоминалась, сам факт того, что контакты республики с Китаем становятся все более интенсивными, становится ещё одной ниточкой к реализации высокоскоростной магистрали.

СПРАВКА

За 12 лет эксплуатации ВСМ совокупный прирост ВВП за счет роста производительности труда и повышения деловой активности составит 11,7 трлн руб. Предполагается, что протяженность ВСМ «Москва-Казань» составит около 770 км, скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50−70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа против нынешних 14 часов. С учетом расходов на инфраструктуру и подвижной состав общая оценочная стоимость проекта составляет 1,068 трлн рублей.

Илья Иванов

Новости
11 Декабря 2024, 17:31

Валерий Фальков возглавил оргкомитет Российского венчурного форума в РТ

Мероприятие пройдет с 9 по 11 апреля 2025 года в Казани.

Оргкомитет Российского венчурного форума возглавил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Форум пройдет с 9 по 11 апреля 2025 года в Казани, сообщает пресс-служба Инвестиционно-венчурного фонда РТ.

Предварительный этап мероприятия состоится 9 апреля в Иннополисе, а основные события запланированы на 10 и 11 апреля в международном выставочном центре «Казань Экспо».

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: