В республике в рамках проекта «Татарстан — 2030» реализуется второй этап разработки стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года. Уже выделены три зональных проектных площадки. В Минэкономики РТ прошло первое заседание Казанской экономической зоны, итогом которого стали четко сформулированные проблемы по четырем направлениям, а также обозначены пути их решения.
Татарстан разделили на экономические зоны
«Цель проекта — разработка стратегии в многостороннем диалоге заинтересованных сторон. В июне разработчики завершили первый этап работы над этой стратегией. Сегодня начинается второй этап, и нам необходимо определиться по дальнейшему направлению развития Татарстана. Мы выделили 3 проектных зональных площадки — это Казанская, Камская и Альметьевская экономическая зоны», — пояснил министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов.
«В период с июня по декабрь 2014 года нам предстоит совместно выработать стратегию. Мы опираемся на схему-модель „Галактика“, и сделали сейчас 13 проектных площадок: три из них зональные, отдельная площадка — по пространству и инфраструктуре, и площадки по отдельным отраслям — в том числе и по АПК, и по промышленности. Мы исходим из гипотезы о том, что совместное размещение предприятий на одной территории является потенциалом, который нужно использовать», — добавил директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич.
Отметим, что Казанская экономическая зона — крупнейшая в Татарстане. Она включает Казань с агломерацией, плюс широкий пояс — это огромные территории, что делает зону в два раза больше, чем Камская и Альметьевская.
При этом Казанская экономическая зона практически по всем показателям является лидирующей — она аккумулирует более 45% ВРП, более 50% инвестиций населения. Между тем, Казань находится в рамках «голландской болезни» — обширные природные ресурсы и недостаточные стимулы к эффективности, среднее, с точки зрения глобальной конкурентоспособности, количество человеческого капитала и большое количество системных проблем конкурентоспособности.
Чтобы «вылечиться», необходимо концентрироваться на развитии ряда глобальных конкурентоспособных кластеров, которые являются вертикально интегрированными и генерируют высокую добавленную стоимость. Кроме того, эксперты считают, что необходимо создавать условия развития человеческого капитала, инфраструктуры, институциональной среды, обеспечивать рост инвестиций, а также содействовать расширению рынков сбыта.
Промышленность
Государству необходимо стимулировать развитие бизнеса, констатировали участники сессии. Зачастую региональные программы развития предпринимательства, разработанные чиновниками в кабинетах, являются лишь «точкой зрения» и реально проблемы субъектов МСБ не решают.
«В текущих условиях все понимают, что государственный механизм стимулирования выходит на новый уровень. Да, рыночные условия крайне важны, но сегодня нельзя сказать, что рынок все исправит, создаст условия — необходимо еще встроиться в этот рынок», — констатировал руководитель экспертной группы по направлению «Экономика», президент «AV Group» Алексей Крыловский.
Бизнес в Татарстане, по его словам, теряет рынки сбыта. Те продукты, которые еще вчера являлись драйверами, сегодня нужно пересмотреть. Помимо этого, Казанская экономическая зона, по словам Крыловского, имеет целый ряд проблем и инфраструктурных ограничений. Это касается энергетического аспекта ограничений, транспорта, автодорожного хозяйства и человеческого капитала — Казани катастрофически не хватает качественных рабочих и специалистов в различных областях.
Для успешного развития и сокращения влияния на экономику республики внешних факторов, по словам Алексея Крыловского, Казани уже сегодня необходимо задуматься об импортозамещении.
«На первый план выходит анализ и необходимость оперативной разработки программы мер и действий по импортозамещению», — заявил Крыловский. В противном случае «проблемы начнутся в ближайшее время».
По мнению экспертов сессии, одна из наиболее важных
инициатив, необходимых к реализации, — консолидация усилий. Разрозненность предприятий, работающих в одной экономической зоне, делает их слабыми. Консолидация, напротив, поможет продвигать на федеральном уровне предложения бизнес-среды и экономить «на масштабе». Это одна из основных причин, почему Татарстан так заинтересован в реализации кластерной политики.
АПК
Для формирования агропромышленного кластера и его инфраструктуры в Татарстане необходимо создать Агентство агропромышленного развития. Оно, по мнению участников сессии, в связке с министерством сможет более детально сфокусироваться на ключевых проектах и дополнительно простимулировать бизнес.
«Отрасли необходимо объединение усилий заинтересованных министерств, ведомств и представителей МСБ в АПК», — заявил Алексей Крыловский.
На сегодняшний день, по его словам, в АПК Татарстана действует девять холдингов, фактически блокирующих развитие малого бизнеса — они «узурпировали всю цепочку» от закупок до сбыта, вследствие чего малый и средний бизнес «не может найти себя» в этой нише.
Кроме того, для стабильной работы в будущем республиканским производителям уже сегодня необходимо выходить не только на внутренние, но и на внешние рынки. Однако в Татарстане, как заявили эксперты, существуют проблемы «внутренней настройки», которые не позволяют этого сделать. Агентство могло бы обеспечить продвижение продуктов республиканских производителей на рынках, стимулировать развитие государственного частного партнерства и поддерживать взаимосвязь власти и бизнеса.
Участники сессии отметили, что в Татарстане людям, которые работают на земле, «достается в принципе очень мало денег». При существующей возможности увеличения прибыльности компаний, повышения качества жизни на селе, внедрения более эффективных технологий в АПК, позволяющих снижать себестоимость продукции в пять раз, республика топчется на месте.
«Первая причина — это административный ресурс, который привык работать по-старому», — сообщил Крыловский, добавив, что речь идет и о неотлаженных механизмах привлечения экспертов под конкретные проекты, и о разности взглядов на землю хозяйственных субъектов кластера.
Мешают развитию АПК и проблемы инфраструктурного характера — во многих селах Татарстана до сих пор отсутствуют дороги, а также проблемы финансового капитала — деньги, которые попадают в АПК Татарстана, концентрируются в крупных холдингах, а малые предприятия не могут обслуживать дорогостоящие кредиты.
Пространство, инфраструктура, транспорт
Основные выводы предварительных исследований по данному направлению представила замгенерального директора ООО «Лаборатория градопланирования» Римма Воронкова. Казанской экономической зоне, по ее словам, необходимо определить приоритеты развития, очередность реализации намеченных инфраструктурных проектов, их окупаемость. По развитию пространства и транспортной инфраструктуры участники сессии призвали чиновников прислушиваться к районам и их потребностям.
Любые крупные проекты должны быть поддержаны на местном уровне, считает архитектор Виктор Коротыч. С муниципалитетами и их жителями «кто-то постоянно должен работать». В качестве примера эксперт привел Свияжск и Болгар, а также добавил, что зачастую многие проекты, которые спускаются «сверху», просто «не связаны с городом».
Отсутствуют и квалифицированные кадры, способные продвигать и реализовывать крупные проекты Казанской экономической зоны в данном сегменте.
«Тема людей — это проблема образования, привлечения кадров, расширения кругозора, повышения квалификации, сохранения обычаев и традиций», — добавил эксперт.
По его словам, для активного развития инфраструктуры в Казанской экономической зоне многие эксперты высказываются за строительство моста Болгар — Тетюши, что будет способствовать развитию туризма.
В качестве резюме Римма Воронкова заявила, что необходимо еще раз продумать, как еще можно заставить экономику районов «работать» — активизировать межмуниципальные инфраструктурные объекты, подумать о разв
итии якорных предприятий муниципалитетов, и так далее.
Казанская агломерация (модели управления)
Эксперты четвертой группы пытались ответить на главный вопрос: нужно ли менять систему управления в казанской агломерации? Основная проблема, которую выделили участники сессии, — обслуживание сезонного и неучтенного населения Казани и прилегающих районов.
«Казанцы экспансируют на территории ближайших районов. В каком количестве это происходит — неизвестно. Есть жители, которые постоянно живут без регистрации, есть сезонное население, увеличивающее численность отдельных муниципальных районов в десять раз. Возникают проблемы. Например, спрос на детские сады», — констатировал Борис Жихаревич, по словам которого, это население не учитывается ни в бюджетном плане, ни в территориальном, что создает и финансовые, и инфраструктурные проблемы.
Кроме того, в Казанской экономической зоне отсутствует равномерное развитие и согласованность территориального планирования.
«Есть мнение, что Казань на себя оттягивает лучшие экономические ресурсы, а районы оказываются в ущемленном состоянии. Но с этой проблемой ничего не поделаешь — так всегда было. Центры просто потому, что они центры, развиваются более быстро и предоставляют более качественные услуги. Нужно это понимать и реализовывать какие-то компенсационные меры, конечно, в рамках разумного», — пояснил Жихаревич.
По мнению экспертов, есть несколько вариантов решения существующих проблемы.
Первый — расширить границы Казани, в том числе, административные. Тогда все проблемы решаются за счет одного бюджета, одними органами управления. Однако этот вариант несет в себе ряд недостатков, например, ухудшение управляемости и еще большее отставание в развитие более мелких и слабых районов, оставшихся за пределами «Большой Казани». Второй вариант — создание административной настройки, — фонда или института развития агломерации. В числе минусов этого варианта — неопределенность статуса и, как следствие, затруднение с финансированием. Третий вариант — межмуниципальная кооперация и создание единого плана и стратегии социально-экономического развития, транспортной и инфраструктурной схемы.
Как именно будет развиваться Казанская экономическая зона, и какими пойдет путями, станет известно по завершении второго этапа работы над стратегией. Добавим лишь, что все предложения по развитию, высказанные участниками секций, будут учтены в работе над проектом стратегии «Татарстан — 2030».
Лилиана Набиуллина
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: