Программа чествования ветеранов на Казанском вертолетном заводе, помимо традиционных митинга, возложения цветов к Вечному огню и праздничного концерта, включала в себя торжественное открытие отреставрированного мемориала «Никто не забыт, ничто не забыто» и нового экспоната в экспозиции Музея Трудовой Славы завода — макета легендарного самолета «По-2».
«Мы отдаем дань одному из наших величайших продуктов — самолету По-2. В годы войны наш завод № 387 после эвакуации из Ленинграда с ходу начал выпускать эту продукцию. За годы войны было выпущено более 11 тысяч самолетов, заводчане работали день и ночь, по 12 часов, выполняя по 200−300\%. Самолет выполнил половину боевых вылетов бомбардировочной авиации в годы войны. Мы, заводчане, должны гордиться тем, что самолеты выпускались у нас — в Казани.
Мы хотим, чтобы наше молодое поколение всегда знало о тружениках тыла, которые сделали вклад в Победу. С помощью этого памятника мы хотим увековечить память этих людей", — отметил на открытии генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай.
За выпуск 11 334 бипланов По-2 завод получил орден Трудового Красного Знамени. Фронтовая ночная бомбардировочная авиация, на вооружении которой были в основном легкомоторные «кукурузники», начала боевые действия в битве под Москвой, а закончила войну Берлинской операцией.
Учебный самолет У-2 выполнил свой первый полет ещё зимой 1928 года. Он применялся в сельском хозяйстве, связи, а начинающие пилоты отрабатывали на нём летные навыки. С началом войны легкие У-2 стали модифицироваться под бомбардировщики под руководством конструктора Николая Поликарпова.
У-2 были дешевы в производстве и просты в применении — 23 летчика, которые летали именно на этих самолётах, получили звание Героев Советского Союза. Основные боевые задачи «кукурузники» производили ночью. Также самолеты использовались для связи с партизанами, вывоза раненых и детей с оккупированных территорий. В 1944 году, после смерти Поликарпова, У-2 были переименованы в По-2.
В целом, в военные годы фронтовая авиация По-2 совершила 660 тыс. вылетов, сбросив на врага более 100 тыс. тонн бомб. На одной из этих машин 657 боевых вылетов совершил гвардии полковник авиации в отставке Михаил Ефросинович Сидоров.
«Дорогие земляки, дорогие однополчане, дорогие заводчане! В эти дни, в эти выдающиеся дни я поздравляю вас с Днем Победы. Я воевал 800 дней, с самого начала. Этот скромный, малый самолет очень многое сделал для победы над врагом. Летали мы в разных условиях.
Сейчас я очень доволен тем, что спустя многие годы мне вновь пришлось стоять рядом с ним. После войны я испытал тысячу реактивных бомбардировщиков и первый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Такова моя жизнь, такова моя работа. От всего сердца поздравляю с юбилеем. 70 лет — это очень много", — обратился с работникам завода ветеран войны, обладатель трех орденов Красной Звезды, ордена Красного Знамени, трех орденов Отечественной войны.
В конце шестидесятых годов прошлого века Михаил Сидоров подготовил многостраничную монографию по истории своей прославленной 208 авиационной дивизии. Долгие годы труд хранился в личном архиве летчика. Он обратился к вертолетному заводу, который поддержал выпуск книги.
«Эта книга — серьезный исторический труд для молодых поколений и для тех, кто помнит эту войну», — рассказывает Вадим Лигай. В канун 70-летия Победы, книга «Оружие Победы по имени По-2» вышла на свет. Помогли опубликовать книгу руководство Казанского вертолетного завода и трудовой коллектив в рамках акции «Осуществи мечту ветерана».
«Каждый шестой боевой самолет, поднявшийся в небо войны, был собран в Казани. У-2 уже тогда был легендой. Это настоящий труженик неба, труженик войны, труженик страны, как и в целом наш Казанский вертолетный завод.
Точно такой же самолет, сделанный руками работников завода, стоит в отреставрированном парке Победы. Он будет напоминать не только казанцам, но и гостям нашего города об огромном вкладе Татарстане в дело Победы", — напомнил присутствующим глава Ново-Савиновского и Авиастроительного районов Казани Тимур Алибаев.
По-2, стоявший в казанском Парке Победы раньше, был в плохом состоянии. Он был отправлен на сборочные цеха КВЗ, где ему поменяли старые материалы на композитные стеклопластиковые. «Работники с большим энтузиазмом относятся к восстановлению и реставрации этого экземпляра и, мне кажется, они сделали это от души», — говорит генеральный директор КВЗ.
После открытия экспоната гости праздника посетили заводской музей, где им рассказывали историю создания По-2 и всего вертолетного завода. Михаил Сидоров подписывал книги и сам общался с заводчанами.
Ко дню Победы на территории КВЗ отреставрирован мемориал светлой памяти, бессмертного подвига ветеранов войны и труда завода № 387 «Никто не забыт, ничто не забыто». Гости праздника и руководство завода возложили цветы к нему и вечному огню.
Для ветеранов и тружеников тыла был организован концерт «Песни, опаленные войной», а Казанская консерватория выступила с благотворительным концертом в сборочном цеху. Под аккомпанемент оркестра «Tatarica» она исполнила песни военных лет. Со сцены звучали поздравления ветеранам и труженикам тыла, многие работники были награждены памятными наградами и благодарностями. На митинге многие работники заводы несли в руках портреты своих отцов и матерей, бабушек и дедушек, участвовавших в войне, в рамках акции «Бессмертный полк».
«Этот праздник мы, с одной стороны, встречаем с радостью в душе, с другой стороны — с болью в сердце, поминая тех, кого уже нет с нами. Доблестный труд ветеранов никогда не будет забыт. Мы всегда будет это чтить. Сейчас многие пытаются принижать роль нашего народа в Победе. Наш священный долг — выполнить напутствие ветеранов, продолжить работу с молодежью по разъяснению того огромного вклада, который был внесен нашим народом в Победу.
Мы должны выполнить этот долг, чтобы никогда на нашей земле никогда не было войны, чтобы ни одна мать не провожала своего сына на войну. Низкий поклон всем ветеранам", — сказал на митинге Вадим Лигай.
ПАО «Казанский вертолетный завод» — российская авиастроительная компания, входящая в холдинг «Вертолеты России». КВЗ является одним из крупнейших в мире производителей вертолетов среднего класса.
Специализируется на производстве вертолетов семейства Ми-8/Ми-17 в различных модификациях: транспортной, пассажирской, VIP, спасательной, военно-транспортной и др.
АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) — один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга — Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2013 году выручка «Вертолетов России» по МСФО выросла на 10\% и достигла 138,3 млрд рублей, объем поставок составил 275 вертолетов.
Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 — в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: