Воскресенский монастырь, или Новый Иерусалим является аналогом святого здания на Истре, в городе Иерусалим. Расположен монастырь на восточном берегу озера Средний Кабан, на бровке высокого холма. Основан он был в 1680 году как загородная резиденция казанских митрополитов по настоянию патриарха Никона, который пожелал, чтобы новый казанский монастырь напоминал подмосковный «и обликом, и названием». Сначала постройки в монастыре были деревянными, но уже в 1698 году освятили каменный храм Воскресения Христова. Основное же строительство развернулось на рубеже XVII—XVIII веков, когда были построены главный храм — Воскресенский собор с колокольней, надвратная церковь Тихона Амафунтского, монастырские кельи и службы.
Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с башенками. К святому месту были приписаны также обширные лесные владения и пахотные земли вдоль Кабана, а также богатые рыбные ловли. В 1764 году после секуляризации церковных земель монастырь был упразднен.
Однако в 1781 году по приказу Екатерины II на его территории было начато строительство загородного дома дворцового характера для митрополита Вениамина. Так она загладила вину перед митрополитом Казанским и Свияжским Вениамином, который ложно обвинялся в сговоре с Пугачевым. Дом строился по образцу загородных столичных домов дворцового характера в едином ансамбле с регулярным парком. В это же время напротив главного входа с надвратной церковью был отстроен хозяйственный двор с самостоятельным выездом.
Считается, что автором проекта резиденции был некто В. Кафтырев, который использовал в своей работе рисунки В. Растрелли. Решение фасадов здания выполнено в формах, характерных для барокко второй половины XVIII века. При сооружении летнего дворца архиерея в его состав входило и более древнее строение. Помещения первого этажа практически полностью сохранили сводчатые перекрытия. Однако в советские времена на территории резиденции располагалось общежитие, которое позже было закрыто.
Сейчас здание внешне практически не отличается от того, каким оно было при советской власти, однако давно не используется, и сохранено лишь с целью сохранения общего облика бывшего монастыря.
Воскресенский собор с трапезной и колокольней представлял собой выдающийся образец архитектуры русского барокко. Однако до настоящего времени он дошел со значительными искажениями: трапезная при перестройке под жилье в советское время достроена до высоты основного объема храма, утрачены завершения. Только фасады сохранили до наших времен фрагменты архитектурного убранства: арочные окна, пояски, пилястры.
При главном въезде в монастырь некогда располагалась надвратная церковь Тихона Амафунтского. К концу XVII века была сооружена кирпичная монастырская стена с главным выездом, оформленным в виде приземистой прямоугольной проездной башни с мощными контрфорсами. Церковь является образцом бесстолпной культовой архитектуры русского барокко XVII — начала XVIII веков. Декоративное убранство фасадов выполнено в характерных формах русской узорчатой архитектуры. В надвратной церкви до настоящего момента располагался музей НИИ «Нива Татарстана», хранивший историю института, однако, некоторое время назад он был закрыт, и пока помещение никак не используется, а судьба музейных экспонатов остается нерешенной.
С северной стороны к ограде бывшего монастыря примыкают два кирпичных корпуса монастырских келий и служб рубежа XVII— XVIII веков. Корпус, расположенный ближе к Архиерейскому дому, одноэтажный, решен в простых формах, без декора. Ранее окна были богато декорированы узорчатыми барочными наличниками, продуманных в одном ключе с надвратной Тихвинской церковью. Здание представляет собой практически исчезнувший в настоящее время тип гражданской архитектуры конца XVII — начала XVIII веков.
На территории «Нивы Татарстана», практически
в самом центре, можно наблюдать полуразрушенное деревянное здание с забитыми окнами и дверьми — это древняя часовня XIX века. Здание венчает купол, крытый листовым железом в шашку. Ранее вход с западной стороны был акцентирован портиком с четырьмя дорическими колоннами, однако эти элементы и алтарь были утрачены в 30-е годы. Углы здания были акцентированы плоскими пилястрами. Декоративное убранство фасадов скрыто под поздней обшивкой. Здание относится к типу центричных храмов русского классицизма. Вокруг часовни располагалось монастырское кладбище.
В 50-х годах прошлого столетия некто Н.Ф. Калинин обнаружил на берегу среднего Кабана следы небольшого древнего города. Ему удалось выявить четкие остатки оборонительных рвов, валов и каменных построек исследуя культурный слой городища, Калинин пришел к выводу, что найденные им предметы аналогичны булгарским.
В ходе раскопок историк обнаружил древнее кладбище, располагавшееся недалеко от Ново-Иерусалимского монастыря. Еще Шигабутдин Марджани упоминал в своих трудах о трех надгробных камнях, два из которых сохранились до наших дней, датируемые предположительно концом XIII века.
Надписи на камнях были сделаны на арабском языке, и некогда один из них находился при входе в монастырские ворота, справа от них, а второй — в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, возле колокольни. Сейчас камни установлены на территории НИИ в тех местах, где и располагались ранее.
В 1780-е годы одновременно со строительством Архиерейского загородного дома на территории монастыря был разбит регулярный парк. Перекрещивающиеся аллеи лип, смешанных с кленом, расходятся лучами, постепенно сливался с расположенной за парком рощей. Несмотря на то, что до наших дней парк не сохранился, в Ниву Татарстана приезжают со всей республики за шишками знаменитых голубых елей.
Недавно комплекс Воскресенского мужского монастыря вместе с Архиерейским домом был включен в федеральную целевую программу «Сохранение и развитие исторического центра Казани к 1000-летию». Однако дальнейшая его судьба находится под вопросом, поскольку окончательно не решено — либо НИИ «Нива Татарстана» будет перенесен в иное место, а территория монастыря со всеми постройками перейдет к Казанской епархии, либо все так и останется как сейчас. В любом случае, территория бывшего монастыря остается под охраной, что означает, что памятник архитектуры не будет разрушен и не канет в небытие.
Благодарим за участие в подготовке материала Норину Ольгу, научного сотрудника НИИ «Нива Татарстана», за экскурсию и предоставленную информацию.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: