В последние 15−20 лет институт активно продолжает работать в гражданском современном проектировании, оставаясь ведущим институтом Поволжского региона в области промышленного проектирования.
История Казанского ГИПРОНИИАВИАПРОМа начинается в октябре 1941 года. В первые месяцы Великой Отечественной войны для выполнения проектных работ по реконструкции и расширению существующих и эвакуированных из Москвы и Воронежа авиационных заводов с целью резкого увеличения выпуска самолетов-бомбардировщиков и двигателей для них на Казанском авиационном заводе была организована специальная проектная бригада СПБ-6. В связи с дальнейшим развитием предприятий авиационной промышленности СПБ-6 была преобразована в Казанский филиал ГИПРОНИИАВИАПРОМа Министерства авиационной промышленности.
В 70−90 гг. прошлого столетия были спроектированы, построены и введены в эксплуатацию промышленные корпуса с передовой технологией производства, оснащенные современным оборудованием на таких предприятиях, как Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова (КАПО), Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), Саратовский авиационный завод, Казанский вертолетный завод и ряд других, созданы новые промышленные площади.
Юрий Мочалов, главный специалист ЗАО «Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ»:
Стаж работы в институте 57 лет, из них главным инженером — 32 года. Его многолетний высокопрофессиональный труд и большой личный вклад в проектирование и строительство высоко оценены правительством и министерствами. Ю.Я. Мочалову присвоено почетное звание «Заслуженный строитель ТАССР», он награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Ветеран труда», «В память 1000-летия Казани»; почетными грамотами Министерства авиационной промышленности, Госстроя РФ, Союза строителей РФ г. Казани.
— Из всех объектов, разработанных институтом, по своей значимости и по своей технической сложности я бы выделил объекты КАПО им. С.П.Горбунова, работа над которыми велась в течение ряда лет. Корпуса, построенные на заводе, стали его украшением. Я думаю, это один из тех проектов, которым Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ может особенно гордиться.
Сегодня Казанский ГИПРОНИИ-АВИАПРОМ — самостоятельный проектный институт широкого профиля с большим опытом работы со сложившимися традициями. Коллектив проектировщиков состоит из специалистов высокой квалификации — технологов, архитекторов, строителей, теплоэнергетиков, электриков, конструкторов, специалистов по охране окружающей среды — общей численностью более 350 человек. Значительная часть коллектива — молодежь.
В институте придается большое значение повышению квалификации молодежи, молодых специалистов путем организации семинаров, аттестации, направления на курсы обучения. Подготовка нового поколения профессионалов является традицией института. В 2005 году Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ был награжден почетным дипломом победителя «Лучшая российская кадровая служба — 2005». В 2006 г. профсоюзная организация ЗАО «Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ» заняла почетное III место среди профсоюзных организаций авиационной промышленности РФ.
Созданный для проектирования объектов авиационной промышленности, в перестроечные годы Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ освоил новые направления деятельности. Сегодня институт проектирует здания и сооружения для различных отраслей промышленности, выполняет инженерные изыскания, проектирует взрывопожароопасные производства и объекты газового хозяйства. Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ осуществляет гражданское проектирование и разрабатывает проекты реставрации и реконструкции памятников истории и культуры. Институт вошел в десятку лучших проектных институтов России.
Борис Тихомиров, генеральный директор ЗАО «Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ»:
Борис Иванович Тихомиров возглавляет ЗАО «Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ» с 1988 года. За большой вклад в проектирование и строительство награжден почетными грамотами Министерства авиационной промышленности. «Заслуженный строитель РТ», «Заслуженный машиностроитель РТ», лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, лауреат конкурсов «Лучший руководитель предприятия» в 2002, 2004 годах. В 2004 году был награжден Дипломом Государственного университета управления «Звезда Российского менеджмента ХХI века». Член совета Ассоциации промышленных предприятий РТ, Союза строителей РТ, а также межведомственного совета по кадровой политике строительного комплекса и ЖКХ РТ.
— Самое главное, что мы сделали в сложное для всех предприятий время, в том числе проектных и научных организаций — сумели удержать коллектив, смогли обеспечить людей и работой, и зарплатой. Специалисты института имели опыт проектирования не только объектов авиационного производства, но и всей социальной инфраструктуры: магазинов, школ, жилых домов и др. Поэтому, когда объем государственных заказов уменьшился со 100\% до 5−10\%, мы смогли обеспечить загрузку института работой.
Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ за последние годы участвовал в создании проектов большого количества зданий и сооружений, формирующих облик Казани. Особенно активно эта работа велась в период подготовки города к своему тысячелетию — и жители, и гости столицы видели обновленную Казань такой, какой ее задумали руководители Республики Татарстан и города, специалисты всех проектных организаций Казани.
Институт разрабатывал проекты строительства, реконструкции и реставрации 26 объектов Казанского государственного университета к 200-летию его образования (система организации работ и проектная документация получила высокую оценку Президиума Всероссийского Совета охраны памятников истории и культуры), зданий Казанского государственного технического университета им. Туполева (КАИ), Казанского государственного педагогического университета, здания центрального рынка, ГУМа (городского универсального магазина), торговых центров «ИКЕА», «ИКЕА-МЕГА», «МЕТRО», «Рамстор». Институт спроектировал стадион «Ракета», павильон центра «Казанская ярмарка», Училище олимпийского резерва, Олимпийский центр единоборств, Парк Победы, участвовал в проектировании ледового дворца «Арена 1000», культурно-развлекательного комплекса «Пирамида».
Среди проектов института — реконструкция и реставрация зданий пригородного железнодорожного вокзала ст. Казань, гостиницы «Совет», «Дом Кекина», проектирование аэропортов: «Международный аэропорт «Казань», «Международный аэропорт «Бегишево», проектирование автомобильных дорог.
Как отмечают специалисты, самое важное в работе проектировщика — умение заглянуть на десятки лет вперед. Ведь от успешного проектирования здания, ориентированного на длительную эксплуатацию, зависит очень многое.
Борис Тихомиров:
— Проектировщик уже сегодня должен знать не только то, как будет выглядеть здание или сооружение завтра, но и как будет выглядеть объект через несколько десятков лет.
За последние 10 лет институт увеличил объем проектных работ в 4,5 раза. В рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра 1000-летней Казани» институт провел проектные и научно-исследовательские работы на 64 объектах, общая сумма капитальных вложений в строительство составила более 10 млрд. рублей. Между тем, наращивая объемы производства, Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ остается верным одному из своих основных принципов — качеству проектной документации.
Василий Тишкин, начальник отдела строительства и инженерного обеспечения филиала Главгосэкспертизы России в Республике Татарстан:
— Качество проектов Казанского ГИПРОНИИАВИАПРОМа — одно из лучших не только в Татарстане, но и по всей России. Этот институт — один из немногих, проверенных временем, и все предъявляемые госэкспертизой требования успешно выполняются.
Вадим Маркелов, начальник Управления государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре:
— Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ не только выжил в трудное перестроечное время, но и сохранил главный свой ресурс — человеческий и научный потенциал. Качество проектной документации, разрабатываемой институтом, никогда не вызывало сомнения.
Казань — столица Татарстана, прекрасный город с большими историческимим, культурными и архитектурными традициями. Дело чести граждан города, архитекторов и строителей сохранить на века облик города, сделать все для его дальнейшего развития и процветания.
В 2006 году Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ отмечает свой 65-летний юбилей, а значит, деятельность института проверена самым надежным экспертом — временем.
ЗАО Казанский ГИПРОНИИАВИАПРОМ является генеральным проектировщиком многих предприятий авиационной промышленности.
В 2000—2006 гг. была разработана проектная документация по техническому перевооружению, реконструкции, строительству объектов авиационных предприятий ОАО «Авиапрома», ФГУП «ВНИИСВ» (г.Тверь), ФГУП «Звезда» (г. Осташково Тверской области), «Обнинское научно-производственное объединение «Технология», КМКБ «Радуга» (г.Дубна), «Кумертаусское авиационное производственное объединение», «НПП «Мотор» (г.Уфа) и ряда других предприятий, и продолжает участвовать в Федеральных программах.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: