С начала декабря до середины января редакции «Бизнес-журнала» в 28 регионах проводили опросы предпринимателей, чтобы выяснить их отношение к загадочной и противоречивой сущности, именуемой «поддержкой предпринимательства». Исследование проводилось в рамках второй волны долговременного проекта «Бизнес-журнала» и ИК «ФИНАМ» по формированию «Рейтинга предпринимательского климата в регионах РФ».
Итого: 64,37
Сразу напомним: в рамках принятой модели все расчетные индексы располагаются на шкале от 0 до 200. Значения, разместившиеся в диапазоне от 100 до 200, принимаются положительными, а попадающие в интервал от 99 до 0 — отрицательными. С некоторой долей условности результаты из диапазона 0−50 квалифицируются как «очень плохие», 50−100 пунктов — зона оценок «плохо», 100−150 — «хорошо» и 150−200 — «очень хорошо». При этом значение индекса в 100 пунктов считается своеобразным водоразделом, границей между «плохими» и «хорошими» результатами.
Возможно, читатель помнит: отчитываясь в декабре о результатах первой волны исследования, в ходе которой руководители региональных предприятий оценивали кадровый потенциал локальных рынков, «Бизнес-журнал» зафиксировал, казалось бы, удручающий результат. По всей совокупности параметров после обработки анкет итоговый индекс составил лишь 85,43 пункта из 200 возможных, что означало: «плохо». Теперь же выяснилось, что административные барьеры и, видимо, практически неработоспособная система поддержки предпринимательства — проблема куда более острая! Зафиксированное значение сводного индекса, отражающего ситуацию во всех регионах исследования, составило лишь 64,37 пункта. В рамках более привычной шкалы это не просто «отрицательный» результат, а показатель, балансирующий на границе между «плохо» и «очень плохо».
Грустно, но со статистикой не поспоришь: ни по одному из двух основных блоков анкеты, предложенной респондентам, не удалось зафиксировать позитивных итогов. Главное открытие: поддержка бизнеса после обработки анкет заработала лишь 53,91 пункта (еще чуть-чуть — и «совсем плохо»!), тогда как сводная оценка уровня административных барьеров дала результат в 72,68 пункта (что намного ближе хотя бы к нейтральным 100, то есть оценкам «нормально», «терпимо»). В переводе с языка цифр это означает: бюрократические препоны и издержки на их преодоление вызывают у предпринимателей и топ-менеджеров куда больше оптимизма, чем результативность мер по поддержке бизнеса. Похоже, пока у властей куда лучше получается «не мешать» бизнесу, чем собственно помогать.
По совокупности показателей в группе лидеров оказались Москва (83,61 пункта из 200 возможных), Санкт-Петербург (79,11) и Ставрополь (73,66). Ничего выдающегося, но, по крайней мере, итоговые индексы приблизились к «нейтрали». Между тем показатели подавляющего большинства регионов сосредоточились на отрезке от 50 пунктов (граница между «плохо» и «очень плохо») до 70 (что, в общем, тоже «плохо»). Так, в Казани индекс составил 67,43. Низкие оценки по результатам опроса заработали Иваново (50,23) и Омск (49,63), а самый пессимистический взгляд на уровень административных барьеров и эффективность мер по поддержке бизнеса продемонстрировали респонденты из Сочи — 40,98 (это действительно «совсем плохо»).
Поддержка бизнеса
По этому блоку вопросов был зафиксирован самый низкий сводный показатель — 52,77 пункта. Респондентам предлагалось оценить возможности льготного финансирования предприятий СМБ, прозрачность системы госзакупок и тендеров в регионе, возможности льготного доступа к объектам недвижимости, информационную помощь бизнесу, поддержку экспансии локального бизнеса, эффективность «стартовых площадок» (бизнес-инкубаторов, технопарков
Подавляющее большинство региональных индексов по этому блоку вопросов сконцентрировалось в области от 46 до 60 пунктов — ровно на границе между «очень плохо» и «плохо». Лидером в части работоспособности системы поддержки предпринимательства стал Белгород (72,89 пункта). Относительно неплохие итоги показали Москва (67,28), Санкт-Петербург (64,97) и Ставрополь (67,41). В Казани этот индекс равен 56,94%. При этом о наличии серьезных проблем с «поддержкой» свидетельствуют итоги опроса в Саратове (43,19), Иванове (41,8) и Омске (39,41).
На последнем месте оказался Сочи с драматически низким значением индекса — 25,64. В частности, 60%
сочинских респондентов отметили, что никаких шансов на получение льгот у предприятий малого и среднего бизнеса нет, а 40% опрошенных предпринимателей и топ-менеджеров сочли вероятность получения недвижимости в аренду на льготных условиях «низкой». Приговором действующей (или все-таки недействующей?) системе поддержки предпринимательства стали ответы респондентов на вопрос «Сформировался ли, на ваш взгляд, в регионе режим благоприятствования бизнесу?». 75%, 70%, 65% и 60% опрошенных соответственно в Омске, Сочи, Барнауле и Иванове полагают, что такой режим не сформировался.
Административные барьеры
Как уже отмечалось, по этому показателю ситуация глазами региональных предпринимателей выглядит лучше, чем в случае с «поддержкой». В соответствующем блоке анкеты респондентам предлагалось оценить практику реализации разрешительных, уведомительных процедур и регистрационных действий, дать оценку проблемам с подключением к коммунальным сетям, а также сформулировать свое мнение по поводу аренды госимущества, получения необходимых экспертных заключений, разрешений и лицензий, официальных и неофициальных затрат на преодоление административных барьеров и роли чиновников в этих процессах.
Бесспорными лидерами в результате оказались Москва и Санкт-Петербург (96,95 и 92,72 пункта). Третью позицию в рейтинге занял Екатеринбург (82,66 пункта). В Казани этот индекс равен 72,37. Самые же низкие показатели после обработки результатов были зафиксированы в Иванове (56,85), Сочи (52,44) и Белгороде (51,66).
В целом оказалось, что меньше всего проблем у участников опроса вызывают разрешительные и уведомительные процедуры, а также регистрационные действия, связанные с жизненным циклом юридических лиц. Так, 80, 72,5 и 70% респондентов из Костромы, Владимира и Москвы считают, что отношения предприятий региона с представителями органов власти в ходе решения таких вопросов «более или менее комфортны». А вот подключение коммерческих объектов к коммунальным сетям (в том числе, организация подачи электроэнергии) — до сих пор серьезная проблема в большинстве регионов.
Так, 60, 55 и 45% опрошенных соответственно в Пензе, Тюмени и Сочи считают затраты на подключение объектов «непомерно высокими», а 80% представителей бизнеса из Костромы и 60% из Ижевска — «очень высокими». Наиболее оптимистичные оценки дали 40% респондентов в Санкт-Петербурге и 30% в Москве: они полагают, что издержки на подключение к коммунальным сетям «относительно невелики».
Уровень официальных затрат, связанных с преодолением административных барьеров, участники опроса считают более или менее терпимыми. Чего не скажешь о затратах неофициальных. «Коррупционную ренту» в большинстве регионов респонденты считают очень высокой. В Самаре и Тюмени этот вариант ответа выбрали 45% опрошенных, в Нижнем Новгороде и Белгороде — 70%, а в Ижевске — 75%. В Казани индекс по официальным затратам равен 95,7, по неофициальным — 66,99.
Вывод напрашивается сам собой. Несмотря на то, что в целом уровень административных барьеров снижается, а официальные процедуры становятся более прозрачными, коррупционная составляющая во взаимоотношениях между бизнесом и чиновниками остается все еще очень высокой.
Фото- сайт newsprom.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: