Новости
18 Марта 2009, 11:51

Казанский бизнес оценивает взаимодействие с властью на «троечку»

О «поддержке бизнеса» в стране говорится много, давно и на всех уровнях. Регионы соревнуются, запуская новые программы стимулирования малого бизнеса. Да и с началом кризиса власти предприняли ряд шагов навстречу бизнесу. Однако сами предприниматели пока не чувствуют поддержки властей.

С начала декабря до середины января редакции «Бизнес-журнала» в 28 регионах проводили опросы предпринимателей, чтобы выяснить их отношение к загадочной и противоречивой сущности, именуемой «поддержкой предпринимательства». Исследование проводилось в рамках второй волны долговременного проекта «Бизнес-журнала» и ИК «ФИНАМ» по формированию «Рейтинга предпринимательского климата в регионах РФ».

Итого: 64,37

Сразу напомним: в рамках принятой модели все расчетные индексы располагаются на шкале от 0 до 200. Значения, разместившиеся в диапазоне от 100 до 200, принимаются положительными, а попадающие в интервал от 99 до 0 — отрицательными. С некоторой долей условности результаты из диапазона 0−50 квалифицируются как «очень плохие», 50−100 пунктов — зона оценок «плохо», 100−150 — «хорошо» и 150−200 — «очень хорошо». При этом значение индекса в 100 пунктов считается своеобразным водоразделом, границей между «плохими» и «хорошими» результатами.

Возможно, читатель помнит: отчитываясь в декабре о результатах первой волны исследования, в ходе которой руководители региональных предприятий оценивали кадровый потенциал локальных рынков, «Бизнес-журнал» зафиксировал, казалось бы, удручающий результат. По всей совокупности параметров после обработки анкет итоговый индекс составил лишь 85,43 пункта из 200 возможных, что означало: «плохо». Теперь же выяснилось, что административные барьеры и, видимо, практически неработоспособная система поддержки предпринимательства — проблема куда более острая! Зафиксированное значение сводного индекса, отражающего ситуацию во всех регионах исследования, составило лишь 64,37 пункта. В рамках более привычной шкалы это не просто «отрицательный» результат, а показатель, балансирующий на границе между «плохо» и «очень плохо».

Грустно, но со статистикой не поспоришь: ни по одному из двух основных блоков анкеты, предложенной респондентам, не удалось зафиксировать позитивных итогов. Главное открытие: поддержка бизнеса после обработки анкет заработала лишь 53,91 пункта (еще чуть-чуть — и «совсем плохо»!), тогда как сводная оценка уровня административных барьеров дала результат в 72,68 пункта (что намного ближе хотя бы к нейтральным 100, то есть оценкам «нормально», «терпимо»). В переводе с языка цифр это означает: бюрократические препоны и издержки на их преодоление вызывают у предпринимателей и топ-менеджеров куда больше оптимизма, чем результативность мер по поддержке бизнеса. Похоже, пока у властей куда лучше получается «не мешать» бизнесу, чем собственно помогать.

По совокупности показателей в группе лидеров оказались Москва (83,61 пункта из 200 возможных), Санкт-Петербург (79,11) и Ставрополь (73,66). Ничего выдающегося, но, по крайней мере, итоговые индексы приблизились к «нейтрали». Между тем показатели подавляющего большинства регионов сосредоточились на отрезке от 50 пунктов (граница между «плохо» и «очень плохо») до 70 (что, в общем, тоже «плохо»). Так, в Казани индекс составил 67,43. Низкие оценки по результатам опроса заработали Иваново (50,23) и Омск (49,63), а самый пессимистический взгляд на уровень административных барьеров и эффективность мер по поддержке бизнеса продемонстрировали респонденты из Сочи — 40,98 (это действительно «совсем плохо»).

Поддержка бизнеса

По этому блоку вопросов был зафиксирован самый низкий сводный показатель — 52,77 пункта. Респондентам предлагалось оценить возможности льготного финансирования предприятий СМБ, прозрачность системы госзакупок и тендеров в регионе, возможности льготного доступа к объектам недвижимости, информационную помощь бизнесу, поддержку экспансии локального бизнеса, эффективность «стартовых площадок» (бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п.), результативность попыток сформировать «режим благоприятствования» бизнесу в регионе, а также эффективность работы общественных предпринимательских организаций.

Подавляющее большинство региональных индексов по этому блоку вопросов сконцентрировалось в области от 46 до 60 пунктов — ровно на границе между «очень плохо» и «плохо». Лидером в части работоспособности системы поддержки предпринимательства стал Белгород (72,89 пункта). Относительно неплохие итоги показали Москва (67,28), Санкт-Петербург (64,97) и Ставрополь (67,41). В Казани этот индекс равен 56,94%. При этом о наличии серьезных проблем с «поддержкой» свидетельствуют итоги опроса в Саратове (43,19), Иванове (41,8) и Омске (39,41).

На последнем месте оказался Сочи с драматически низким значением индекса — 25,64. В частности, 60%
сочинских респондентов отметили, что никаких шансов на получение льгот у предприятий малого и среднего бизнеса нет, а 40% опрошенных предпринимателей и топ-менеджеров сочли вероятность получения недвижимости в аренду на льготных условиях «низкой». Приговором действующей (или все-таки недействующей?) системе поддержки предпринимательства стали ответы респондентов на вопрос «Сформировался ли, на ваш взгляд, в регионе режим благоприятствования бизнесу?». 75%, 70%, 65% и 60% опрошенных соответственно в Омске, Сочи, Барнауле и Иванове полагают, что такой режим не сформировался.

Административные барьеры

Как уже отмечалось, по этому показателю ситуация глазами региональных предпринимателей выглядит лучше, чем в случае с «поддержкой». В соответствующем блоке анкеты респондентам предлагалось оценить практику реализации разрешительных, уведомительных процедур и регистрационных действий, дать оценку проблемам с подключением к коммунальным сетям, а также сформулировать свое мнение по поводу аренды госимущества, получения необходимых экспертных заключений, разрешений и лицензий, официальных и неофициальных затрат на преодоление административных барьеров и роли чиновников в этих процессах.

Бесспорными лидерами в результате оказались Москва и Санкт-Петербург (96,95 и 92,72 пункта). Третью позицию в рейтинге занял Екатеринбург (82,66 пункта). В Казани этот индекс равен 72,37. Самые же низкие показатели после обработки результатов были зафиксированы в Иванове (56,85), Сочи (52,44) и Белгороде (51,66).

В целом оказалось, что меньше всего проблем у участников опроса вызывают разрешительные и уведомительные процедуры, а также регистрационные действия, связанные с жизненным циклом юридических лиц. Так, 80, 72,5 и 70% респондентов из Костромы, Владимира и Москвы считают, что отношения предприятий региона с представителями органов власти в ходе решения таких вопросов «более или менее комфортны». А вот подключение коммерческих объектов к коммунальным сетям (в том числе, организация подачи электроэнергии) — до сих пор серьезная проблема в большинстве регионов.

Так, 60, 55 и 45% опрошенных соответственно в Пензе, Тюмени и Сочи считают затраты на подключение объектов «непомерно высокими», а 80% представителей бизнеса из Костромы и 60% из Ижевска — «очень высокими». Наиболее оптимистичные оценки дали 40% респондентов в Санкт-Петербурге и 30% в Москве: они полагают, что издержки на подключение к коммунальным сетям «относительно невелики».

Уровень официальных затрат, связанных с преодолением административных барьеров, участники опроса считают более или менее терпимыми. Чего не скажешь о затратах неофициальных. «Коррупционную ренту» в большинстве регионов респонденты считают очень высокой. В Самаре и Тюмени этот вариант ответа выбрали 45% опрошенных, в Нижнем Новгороде и Белгороде — 70%, а в Ижевске — 75%. В Казани индекс по официальным затратам равен 95,7, по неофициальным — 66,99.

Вывод напрашивается сам собой. Несмотря на то, что в целом уровень административных барьеров снижается, а официальные процедуры становятся более прозрачными, коррупционная составляющая во взаимоотношениях между бизнесом и чиновниками остается все еще очень высокой.

Фото- сайт newsprom.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: