В минувшую пятницу проект «Фабрика предпринимательства» при поддержке КФУ провёл открытый вечерний мастер-класс в КСК «Уникс».
Первая подобная встреча, напомним, прошла ещё 6 февраля. А прошедший мастер-класс решили разделить на четыре направления: торговля, производство, услуги и интернет.
Открывая мастер-класс, глава «Булатов групп» Айдар Булатов озвучил промежуточную статистику проекта — уже более 2,5 тысяч «фабрикантов» получили полезную информацию по ведению бизнеса.
«В наших рядах более 30 предпринимателей разного масштаба. Нас поддержали такие компании, как Dell, Лаборатория Касперского и другие», — не без гордости заявил спикер.
По стечению обстоятельств допрос с пристрастием начинают с владельца магазина мусульманской одежды Рустама Кашапова. Отвечая на вопросы слушателей, он рассказал, что запуск проекта обошёлся в 500 тысяч рублей, а окупить его удалось спустя пол года — сейчас продажи приносят прибыль в размере около 200 тысяч рублей в месяц. Непосредственно выручка — выше миллиона. В отличие от конкурентов, магазин не только предлагают широкий ассортимент продукции для мусульман, но и самостоятельно шьет 20−25\% одежды. Лучшим рекламным двигателем Кашапов считает директ-рекламу. А в числе трудностей, с которыми молодые татарстанские предприниматели сталкиваются в первую очередь, называет сложности с настройкой рекламы и небольшой опыт работы в интернете.
Организаторы мастер-класса также связали зал с владельцем еще одного подобного бизнеса Василием Мунтяном по Skype. Основное отличие — цикл производства: Мунтян все рубашки шьет на заказ. По словам предпринимателя, ему для старта потребовалось 15 миллионов рублей. Бизнесмен предупредил новичков, что сразу от нового дела прибыли ждать не стоит — необходимо настроиться на продолжительную и кропотливую работу.
«Нам четыре года потребовалось до получения первой прибыли. Около года находимся в плюсе. Было очень много ошибок в начале», — признает Мунтян, по словам которого, теперь ежемесячный доход предприятия колеблется, в зависимости от месяца, в районе 300−500 тысяч рублей.
По словам спикера, факторами успеха онлайн-бизнеса являются тщательно подобранная ниша и специфический клиент, а главными своими ошибками считает высокие ожидания в первое время ведения бизнеса и неправильную оценку рынка, а также собственных возможностей.
Блок услуг на мастер-классе представили сразу несколько известных в Татарстане предпринимателей. Рассказав о том, как они открывали собственное дело, на чем погорели и какого опыта набрались, бизнесмены были атакованы многочисленными вопросами из зала.
Так, собравшихся очень интересовали свободные, но интересные рынку ниши. Вопросы лишний раз подтверждают — половина успеха в бизнесе — идея. Но придумать действительно ИДЕЮ способны лишь единицы.
Спрашивают собравшиеся новички профессионалов и о влиянии политических явлений на бизнес.
«Мне начали нравиться кризисные времена. В это время очень классно работает мозг предпринимателя. Он находит новые пути продвижения, что редко удается в спокойное время», — выражает общую мысль собравшихся Шамиль Ибрагимов («OzonePro»).
Поговорить удалось и о найме персонала для стартапа.
«Однажды надо мной стоял клиент, я помыл двигатель в его машине, он говорит „Ты плохо помыл“. Он отнял всё наше время, но принципы работы, заложенные той ситуацией, сохранились до сих пор. Если ваши люди не любят бизнес — не работайте с ними», — рекомендовал Айдар Исмагилов («5 колесо»).
Обсудив проблемы, свойственные любому стартапу, способность успешных предпринимателей вести сразу несколько видов бизнеса одновременно и пути повышения сроков окупаемости проектов, собравшиеся новички услышали от «гуру» простые рекомендации ведения дела в сфере услуг. Основная мысль свелась к тому, что в сфере услуг огромную роль играет человеческий фактор — если вы любите бизнес, то и людей начнёте любить.
Напоследок собравшимся представляют блок производства. Самый непростой, пожалуй.
Рассказывая о собственном опыте, технический директор компании «LEDEL» Артем Когданин предупредил «фабрикантов», что в первое время практически все деньги предпринимателя идут именно на бизнес. А на вопрос из зала «Как находить рынки сбыта?» Когданин ответил, что предпочтительнее сначала рынок сбыта найти, а уж потом делать продукт.
Остроту обсуждению придаёт один из участников мастер-класса, выясняя, существует ли в этом сегменте государственная поддержка. Со сцены послышались тяжёлые вздохи, но Когданин попытался ответить:
«Рассчитывать на государство не стоит. Мы заполучили один грант, но пока мы его получали, потратили столько времени и сил, что когда мы его всё-таки получили, нам он был уже не нужен».
В завершение добавим, что в Казани подобных мероприятий для «фабрикантов» пройдет еще очень немало. Организаторы «Фабрики предпринимательства» обещают встречаться со слушателями на постоянной основе.
Станислав Романов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: