Как и кем может использоваться Интернет в образовательных целях? Зачем и кому нужен сайт вуза?
Прежде всего — менеджменту вуза, для того чтобы увеличить управляемость, повысить привлекательность своей «альма-матер» как среди местного сообщества, так и за рубежом. Кроме того, хорошо сделанный сайт — это еще и дополнительный канал информации для работы со своими и «чужими» студентами, аспирантами, абитуриентами, преподавателями.
Абитуриентам сайт позволяет сэкономить на переездах в ближайшую «митрополию», так как с него можно оперативно получить нужную информацию и просто подтвердить её по телефону.
Студентам сайт, наверное, нужен меньше всего, разве что тем, кто «скачивает» расписание занятий в сотовый телефон. Кроме того, интерактивные сегменты сайта отражают полезную информацию об общественной и творческой деятельности студентов.
Для выпускников сайт — своеобразный «центр сбора» и место послевузовского общения. Корпоративный дух вуза существенно выигрывает, если на форуме его сайта появляются выпускники.
Спонсорам, фондам, распорядителям грантов
Работодателям вузовский сайт пригодится для адресного поиска работников с соответствующими компетенциями.
Для ученых сайт — канал связи с единомышленниками, оппонентами
Таким образом, вузовский сайт призван решать множество задач:
- Снабжать новостями и обеспечивать интенсивное включение в научное сообщество
- Создавать имидж вуза, т.к. при хорошем исполнении сайт становится инструментом пиара в научной тусовке
- Принимая во внимание важную коммерческую составляющую высшего образования, сайт становится инструментом продвижения или даже управления продажами факультетов и вуза. Причем здесь он попадает в самую точку, т.к. абитуриенты интенсивно используют Сеть, особенно когда выбирают вуз и факультет
- Поддерживать связь с иностранными коллегами
- Упрощать работу со спонсорами и фондами
- Информировать студентов, аспирантов, преподавателей
- Формировать корпоративный дух через различные форумы, т.н. доски объявлений и пр.
Из 26 казанских вузов — 22 имеют свои сайты. Все они очень разные как по внешнему облику, так и по содержанию.
В первую группу объединим вузы, сайты которых в Сети обнаружить не удалось. В нее вошли: Казанский филиал МЭСИ, Казанский институт Московского университета коммерции, Казанский филиал современного гуманитарного института. Следы пребывания сайтов этих вузов в Сети встречаются в виде неработающих ссылок.
Вторую группу составили крупные государственные вузы с хорошими обновляемыми сайтами: Казанский государственный технический университет им. А. Туполева («КАИ»), Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, Казанский государственный университет им. В. Ульянова-Ленина (КГУ), Казанский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), несколько особняком в этом ряду стоят Казанская государственная архитектурно-строительная академия (КГАСА), Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) и Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) — их сайты обновляются не так регулярно, но содержат всю необходимую информацию, частично переведены на английский язык и хорошо выглядят.
Сайт архитекторов красиво и лаконично оформлен, и автору как арабисту было вдвойне приятно «ходить» по сайту, поскольку тексты и меню на нем выровнены по правому краю.
Самое приятное впечатление оставляет сайт «КАИ». Те, кто занимаются его поддержкой и обновлением прекрасно справляются с этой работой. Весь функционал, который изложен в начале статьи, на сайте так или иначе представлен. Внятные разделы меню: «Новости», «Университет», «Информация», «Наука», «Разное». (На первый взгляд это кажется простым моментом, но как вы расшифруете, например, разделы меню сайта КГАСА «Интернет» и «Ресурсы».) Есть фотогалерея и даже web-камера (в нее можно посмотреть на крыльцо 7 здания «КАИ»). На информацию об отдельных факультетах можно выйти прямо с главной страницы, не проходя многочисленные «Университет/Обучение/Факультеты» или что-нибудь в этом духе. Есть актуальная информация о проектах и семинарах, которые проходят на базе вуза. Полезные ссылки структурированы по изучаемым предметным дисциплинам. Актуальные новости на главной странице, вводная информация для первокурсников, поздравления и, что важнее всего, «живой» форум, на котором отметились выпускники аж 1978 года, к тому же выложены вакансии, объявления, предложения и замечания по развитию сайта.
По «живости» сайт Казанской консерватории немногим уступает сетевому представительству казанских авиаторов. С главной страницы по старинной русской традиции можно пойти в трех направлениях — в «Иностранный отдел», в «Современность» и, не мешкая, в «Историю». По функциональности лидирует «Современность», «История» изложена толково: организована по десятилетиям. Последняя новость на сайте датируется 28 мая текущего года. И аспиранты, и студенты, и абитуриенты действительно могут найти здесь нужную информацию. Форумом, по всей видимости, пользуются. Судя по постингам, форум способствует поддержанию корпоративного духа вуза, музыканты ищут своих однокурсников, получают консультации, даже арфу можно купить на форуме. Есть и чат, но он не пользуется популярностью. На сайте были замечены два курьеза. Во-первых, в разделе меню «Концерты и конкурсы» посетители могут найти календарь — «морской бой». Нажимаете на число месяца — и либо в этот день есть концерт, либо нет. Выяснить на какое число жать, чтобы оно было датой концерта наверняка, нельзя. Во-вторых, раздел меню «Администрация» не содержит никакой информации. Действительно, зачем настоящему музыканту администрация?
Университет культуры и искусств разместил в Сети очень информативный сайт. Минимум необходимых разделов, отвечающих за описание истории и актуального состояния дел в вузе, контакты, вопросы поступления, науку, обучение, расширен информацией об изданиях вуза, репортажами о мероприятиях, разделом «Библиотека», планом мероприятий на текущий год (который, к сожалению, заполнен только до апреля). Также запроектированы разделы под электронную версию университетской газеты, брейн-клуб, конкурсы. Очень хорошо описано, как добраться до вуза: указаны остановки, маршруты
Хотелось бы видеть на сайте форум выпускников и больше новостей и мероприятий, а также более развернутые биографии, проекты и сферы интересов преподавателей, которые сейчас представлены только фотографией, званием и степенью. Это важно для вуза с такой специализацией, поскольку в обучении искусству огромное значение имеет преподающий ремесло мастер. И было бы неплохо разместить сайт на более понятном домене, чем lib.cheb.ru/vuz/index.shtml.
Оказавшись на сайте старейшего вуза Казани — КГУ, начинаешь думать, что сайт, видимо, создавался одновременно с университетом, где-то в начале 19 века. Он довольно строг, на нем используется неудобное «всплывающее» меню, а обилие разделов указывает как на долгие годы развития, так и на изощренную сложность бюрократической машины вуза. Много разнообразной полезной информации, но навигация по сайту кажется громоздкой и со старательно нарисованной главной страницы тянет на карту сайта, где почти все написано коричневым по белому на двух языках. Новости обновляются регулярно, что внушает оптимизм. В разделе «Выпускники» тоже есть жизнь — база данных, стандартная анкета выпускника, информация о прошедших и предстоящих встречах. Однако нигде нет форума и хотя бы минимума фотографий. Таким образом, для формирования и поддержки единого информационного пространства в рамках местного научного и студенческого сообщества сайт не очень приспособлен. Веет от него какой-то феодальностью, где факультеты, структурные подразделения, школы, музеи существуют вообще-то каждый по отдельности, но волею судьбы увязаны единой организационной структурой и общим дизайном.
Сайт КГЭУ отличается меньшим количеством информации, хотя все необходимое аспирантам, абитуриентам и просто любопытствующим — представлено. Дополнительная информация «Гранты», «Наука» — на реконструкции. Есть нюанс: нигде не написано, сколько составляет плата за обучение на коммерческой основе. Только для иностранцев сделано исключение. Бросается в глаза расцветка сайта: дизайн напоминает фильм «Ночной дозор». Кроме того, на сайте нет новостей. Вообще. Даже раздела такого нет.
Сайт КГФЭИ появился в Сети совсем недавно, поэтому вся информация на нем «свежая». Везде есть контактная информация, есть список сотрудников, электронная версия газеты «Экономист». Очень достойно смотрится раздел «MBA» — практически сайт в сайте: свои новости, архив, библиотека, условия приема, цели программы. Однако при взгляде на сайт складывается ощущение, что об абитуриентах и студентах забыли, уделив внимание лишь аспирантам и докторантам. Форум есть только у программы «MBA», также как и информация о выпускниках. Этот недостаток в какой-то мере компенсируется тем, что хорошо описана структура института и для каждого факультета указаны контактные данные, плюс есть алфавитный указатель по сотрудникам вуза. Проекты и услуги вуза описаны в «Научно-исследовательском секторе», из чего следует, что исследование интересующей проблемы можно заказать.
Сайт Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) чем-то похож на сайт КГУ. Вероятно, приверженность к пастельным тонам и строгому «академичному» дизайну прямо пропорциональна возрасту вуза, а медицинский университет, как известно, немногим моложе КГУ. Меню также говорит о структурной сложности вуза. Радует обилие указаний на «проекты»: Центр прикладных умений, Совет молодых ученых, Студенческое научное сообщество, центры переподготовки, повышения квалификации, трудоустройства. На сайте можно найти электронные публикации, что является редкостью, остальные вузы, как правило, ограничиваются ссылками. Это справедливо и в отношении электронных версий официальных документов, программ, положений. Сайт КГМУ — один из немногих сайтов, где размещена масса полезной организационной информации для студентов. Добавив интерактива, можно повысить полезный эффект этого добротного сайт. Однако есть у сайта и существенный недочет, связанный с его английской версией. С одной стороны, восхищает то, что все меню переведено на английский, но это выглядит как насмешка: когда пытаешься этим меню пользоваться. На деле не работает даже самый важный раздел Commercial education. Попав на описательные страницы об истории вуза или факультета, практически невозможно с них никуда уйти.
Подводя черту под обзором сайтов крупных вузов, отметим сайт Казанского государственного технологического университета им. Кирова («КХТИ»). Создатели web-сайт «КХТИ» делают ряд существенных заявок на создание современного высокотехнологичного сайта, который призван стать рабочим инструментом, а не просто некой «витриной». На эту мысль наталкивает ссылка на Портал научных конференций, создатели которого предлагают если не уникальную, то довольно редкую услугу — дают возможность ученым «использовать современные web-технологии и кардинальным образом облегчить подготовительную часть работы в организации реальных конференций, проведении web-конференций, web-форумов, сократить границы общения…». По существу — это аутсортинг организации научных мероприятий. Если за эту работу взяться серьезно (а судя по отчетам о проведенных мероприятиях — взялись именно так), то трудно даже представить, насколько много знаний может сосредоточиться на этой площадке.
На сайте есть форум, но почему-то приглашение на форум опубликовано с поправкой: «Для всех, кто имеет какое-либо отношение к КГТУ». А остальным как быть? Форум работает, корректируется — все чинно, пристойно. Правда, почему-то каждый новый постинг помещается внизу страницы, что не совсем удобно. Кроме того, на каждой странице форума объявляется: «Вы не можете публиковать новые темы в этом форуме», «Вы не можете отвечать на сообщения в этом форуме», «Вы не можете удалять ваши сообщения на этом форуме»
Несколько смущает честная надпись «новостей пока нет» на главной странице сайта. Несмотря на отсутствие новостей, результаты конференции представлены вплоть до видеоматериалов и возможности приобрести CD. Все это находит отражение в «Бутлеровских сообщениях», журнале КХТИ, который тоже представлен в Сети. Таким образом, все площадки увязываются, чем создается определенный синергетический эффект, несмотря на проблемы с финансированием, о чем мы можем судить по дизайну страниц и по сообщению об этих проблемах на главной странице. Здесь также можно найти ссылки на 3 кафедры «КХТИ», среди которых страница кафедры социальной педагогики и психологии, а также пара личных страниц профессоров вуза (из них лучше смотрится страница математика В. Скворцова). Страница кафедры социальной педагогики и психологии замечательна тем, что на ней выложены вопросники для контрольных работ, программы, названия курсов,
Сайты третьей группы представляют коммерческие узкопрофильные гуманитарные вузы — Институт экономики, управления и права (ИЭУП), Татарский институт содействия бизнесу (ТИСБИ), Татаро-американский региональный институт (ТАРИ), Татарский государственный гуманитарный институт (ТГГИ), Институт госслужбы при Президенте РТ, сюда же можно отнести сайт казанского филиала Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Казанский социально-юридический институт (КСЮИ). Видно, что эти вузы живут в рыночных условиях, и при создании сайта менеджмент учебного заведения по привычке делал прикидку «цена-качество».
Самый красивый сайт получился у ИЭУП. Большое внимание уделено имиджу заведения, на главной странице выложена информация о победах. Есть фотоархив, где размещены фотографии выпусков. Но, к сожалению, не выложены расценки на обучение. Не очень хорошо читается меню, расположенное в верхнем правом углу, и почему-то при загрузке остается широкая белая полоса от недогруженной картинки. Много фотографий, причем с распределением по жанрам: фоторепортаж, модельное фото, жанровое фото, архитектура и какие-то «портереты» (уж в меню-то можно было не допускать опечаток). Никакого интерактива. Есть ассоциация выпускников, но в чем состоит её деятельность — непонятно. Просто сказано в лучших традициях российского администрирования: «Она объединила выпускников вуза, докторантов, аспирантов, слушателей ФДО из Казани, городов Республики Татарстан, Российской Федерации и стран СНГ». Зачем объединила, что они там, объединившись, делают, какие мероприятия проводят, — остается загадкой.
Сайт Института госслужбы тоже красив, однако на нем нет новостей, нет форумов, вся информация представительская, ничего не сказано о стоимости обучения. Вуз пытается поднять рейтинг за счет апелляций к высокому патронажу практически во всех разделах, но очень значимый в этом смысле раздел «Наука» оставляет ощущение голословности. В нем хорошо описано, какие научные структуры созданы в вузе, какая работа ведется, но не выложено ни одного результата, ни одной публикации или даже ссылки на нее. Ссылки вообще редкость на этом сайте. Даже в разделе «Сотрудничество», где описываются теплые отношения института с европейскими образовательными структурами, нет ни одной ссылки.
У ТАРИ на первый взгляд очень лаконичный сайт, но руководители этого вуза продумали очень многие проблемы, которые стоят перед абитуриентами и студентами и написали тексты, привлекающие внимание. Если бы я был абитуриентом, я бы обязательно сходил в этот вуз, чтобы убедится в заявленном потенциале. Показателен хотя бы тот факт, что это единственное учебное заведение, которое разместило на сайте отдельным разделом текст, излагающий его «Философию». Хорошо отмечена и нестандартность подхода к образовательному процессу, не обойдены вниманием проекты и специальные начинания ТАРИ. Нет ни одного пустого раздела, кроме, как ни странно, «Архива новостей». Фото выложены только в связи с какими-то информационными сообщениями и там, где это совершенно необходимо (например, фотография лицензии). Непонятно только, почему ТАРИ (как и ТИСБИ) считают необходимым разместить на главной странице фотографию здания института. Никакой архитектурной ценности они не представляют, ничего величественного и привлекательного в них нет, а занимают одно из самых функциональных полей,
Хороший сайт сделали для ТИСБИ: учли информационные потребности всех интересантов (студенты, абитуриенты
Четвертая группа вузов по своей оффлайновой истории и значению существенно превосходят собственные web-представительства. Это Казанская государственная сельскохозяйственная академия (КГСХА), Казанская государственная академия ветеринарной медицины (КГАВМ) и 125-летний Казанский государственный педагогический университет (КГПУ).
Сайт педагогов открывается взору огромной эмблемой вуза, меню можно найти, «отскролив» страницу ниже, что совсем неудобно. Меню указывает на относительно большое количество возможностей обратной связи, при этом непонятно, почему из пункта «связь с нами» выделен в пункт «e-mail». Есть чат, который, само собой, не используется и гостевая книга, которая используется как форум. В гостевой уже можно найти ряд ехидных замечаний в отношении исполнения сайта со стороны представителей других альма-матер. «Связь с ними» описывается довольно скудно. Выложено обещание в «скором времени» разместить телефоны всех факультетов, но «скорое время» наступит, вероятно, не скоро. Судя по тому, что сайт размещен на бесплатном сервере и используется домен третьего уровня, руководство не может выделить $ 12 в месяц на хороший хостинг и около $ 20 в год на домен второго уровня. Поэтому можно восхищаться самоотверженностью тех людей, которые сайтом все-таки занимаются. К категории казусов можно отнести обращение к иноязычным посетителям сайта: «If you don’t understand russian click herea!». Что-то новенькое. «English» или «english version», видимо, слишком просто: ни ошибок, ни опечаток сделать практически невозможно. Создатели сайта не ищут легких путей. Все эти старания приложены для того, чтобы привести иностранца на страницу «under construction». Но тем не менее информация для абитуриентов о вузе и о факультетах присутствует.
Сайтов ветеринарной академии в сети два. Один очень простой, предоставлен минимум информации о вузе, кафедрах, специальностях. Этот сайт уже устарел и заменен новым. Но старый сайт выгодно отличается от нового наличием контактной информации. Новый сайт более «словоохотлив», подробно описывается работа кафедр, факультетов, «других подразделений», при этом ни одного контакта. Есть электронная почта и какой-то телефон (один!), но все это еще нужно найти. О форумах, гостевых и прочих излишествах говорить, естественно, не приходится.
Сельскохозяйственная академия представлена сайтом, на котором тоже нет ни одного контакта, кроме электронной почты. Вероятно, это вообще как-то связано с предметом деятельности вуза: ни ветеринары, ни академики от сельского хозяйства не считают нужным дать хотя бы один контактный телефон. Нет никакой информации для абитуриентов, страницы лесного факультета на реконструкции, а остальные разделы состоят из текста в один абзац. Почему-то в разделе «Ректор» кроме фотографии и фамилии ректора нет никакой другой информации. Неужели о ректоре больше нечего написать? Раздел «Ректорат» идет отдельным пунктом меню и находится не рядом с разделом «Ректор», а после всех факультетов. Впрочем, это не важно, поскольку там все равно нет никакой информации.
Религиозные учебные заведения представлены сайтами Российского исламского университета (РИУ) и Казанской семинарии. Руководители семинарии со всей ответственностью подошли к делу, и благословение архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия возымело свое благотворное влияние на качество сайта. Опять хочу отметить понятное и не бросающееся в глаза, не занимающее неимоверные пространства на сайте меню: «История», «Правила приема», «Учебный план», «Преподаватели», «Контакты» и пр. — все, что необходимо. Хорошо организована информация о проектах «Месяцеслов», «Расписание богослужений», компакт-диск «Православный календарь», есть линки на другие епархии, церковные газеты. Правда, последняя новость на сайте датируется 3.12.2003, а в остальном — хороший рабочий сайт.
У РИУ все наоборот, это даже не сайт вуза, а просто несколько страниц с информацией о вузе и ряде текстов просветительского характера. Нельзя сказать, что исламский вуз представлен в Сети адекватно. Нюанс: один из немногочисленных разделов называется «улюм Ад-Дин». Весь текст на русском, а «вероучение» (улуюм Ад-Дин) почему-то зашифровано. Если стоит задача представлять вуз, то, вероятно, делать это нужно на понятном большинству рунета языке. Ведь не станет же проповедник читать проповедь на арабском в аудитории, где большинство слушателей на нем не говорят. При выборе этого раздела можно понять, о чем речь, но сам подход говорит о том, что эти страницы верстались «для своих» и сама представительская функция была упущена из внимания.
В сухом остатке имеем 3−5 хороших функциональных сайтов и 16−18 сайтов с разнообразными недочетами. Таким образом, для человека, «живущего в Сети», Казань представляется несколько менее университетским городом, чем это принято считать.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: