Новости
18 Января 2008, 10:06

Казань обновленная

2007 год завершился знаменательным событием — на очередной XXVI сессии Казанской городской Думы руководитель исполнительного комитета г. Казани Рафис Бурганов доложил о разработанном генеральном плане города и вынес его на утверждение. Мы предлагаем своим читателям подробно ознакомиться с планом и представить, согласуясь с ним, Казань будущую.

Между тем генплан был вынесен на публичные слушания еще в 2006 году — тогда 26 декабря проект генплана обсуждался с жителями города. В рамках требований Градостроительного кодекса проект генерального плана был направлен на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации, в Кабинет министров Республики Татарстан, а также главам прилегающих муниципальных районов Республики Татарстан. И вот, пройдя согласование во всех инстанциях, план был озвучен руководителем исполнительного комитета г. Казани Рафисом Бургановым.

Однако вначале были кратко обозначены особенности действовавшего ранее генплана 1969 года, который был утвержден в 1969 году и был рассчитан до 2000 года.

По численности населения прогнозы подтвердились более чем на 90\%, однако территория города выросла на треть больше запланированных объемов. Вопреки генплану в центре города сохранились поселки, в 2 раза увеличилась доля земель сельскохозяйственного назначения.

Предыдущий генплан на 94\% выполнен по показателям общей площади жилищного фонда (21,8 млн. м2 — 23 млн. м2). Более чем на 96\% — по обеспеченности жильем на одного человека (23 квадратных метра на сегодняшний день).

Серьезные «перекосы» возникли в городской транспортной схеме и пассажироперевозках. Фактическая протяженность магистралей к настоящему времени составляет всего 83\% от задач, поставленных генпланом 1969 года. Остался незавершенным каркас кольцевых и радиальных магистралей. Протяженность линий метрополитена даже на сегодня составляет всего 15\% от запланированных 64-х километров. В итоге доля пассажирских перевозок наземными видами транспорта выросла на треть, а протяженность автобусных линий — в 2,3 раза (643 км против 280 км).

Что касается воздушного транспорта, то основное мероприятие — вынос из городской черты старого аэропорта и строительство нового — полностью реализовано.

Таким образом, генплан 1969 года в части тех городских проблем, которые не получили своего решения, дает четкий алгоритм для формирования целей и задач нового генплана.

Прирост территории

Активное жилищное строительство предполагает наличие свободной земли, и здесь в ходе разработки генплана возникла серьезная проблема. И анализ городской территории, площадь которой составляла 42,5 тысяч гектаров, показал, что свободных либо неэффективно используемых земельных участков практически не осталось, — заявил Рафис Бурганов.

Для решения данной проблемы было предложено увеличение территории города на 18,8 тысяч гектаров до общей площади в 61,3 тысячи гектар.

В итоге к территории города Казани были присоединены: 9,3 тысячи гектаров Высокогорского муниципального района; 2,1 тысячи гектаров Пестречинского муниципального района; 7,4 тысячи гектаров Лаишевского муниципального района. Границы Казани расширились и за счет 7 населенных пунктов. Кроме Казани, это Белянкино, Константиновка, Озерный, Самосырово, Чебакса — в Высокогорском районе; Чернопенье — в Пестречинском районе.

При всем этом генеральный план преду­сматривает интенсивное развитие города за счет резервов внутри старых гра­ниц. И только после того, как эти резервы будут полностью исчерпаны, начнется освоение свободных территорий, расположенных на присоединенных землях в северо-восточном, восточном, юго-восточном направлениях.

Реконструкция исторического центра

Одним из приоритетных направлений развития города должна стать реконструкция исторического центра с возможным переносом располагающихся сегодня там экологически вредных и малорентабельных предприятий, а также коммунально-складских объ­ектов. Это путевое хозяйство, складские территории центрального железнодо­рожного вокзала, северный участок терри­тории объединения «Мелита», фабрика «Заря», объединение «Спартак» и другие объекты.

На освободившихся территориях исторического центра предлагается разместить общественно-деловые зоны между рекой Волга и железной дорогой, гостиницы, элитное жилье, а также создать рекреационные зон вдоль Волги от Кировской дамбы до Речного порта, вдоль озера Нижний Кабан и Казанки.

Новый Генеральный план предполагает вынос промышленных предприятий и из других частей города. Прежде всего, речь идет о Восточном промышленном районе, который ограничен улицами Аделя Кутуя, Бухарская, Ро­дина, Зорге и Гвардейская. На освободившей территории предполагается создание нового жилого района. Аналогичные изменения ждут южный промышленный узел, на месте которого предлагается организовать в многофункциональный рекреационный и общественно-деловой центр.

Предполагается, что промышленная и ком­мунально-складская зона переместится в восточную часть города. А в северной части города (за «Казаньоргсинтезом») предлагается раз­витие существующей промышленной зоны.

Жилищное строительство до 2020 года предполагается сосредоточить, во-первых, на свободных территориях в пределах старых границ города. На сегодняшний день это следующие площадки: район старого аэропорта в Советском районе (945,2 тыс. кв. м жилья), микрорайоны в Азино-1 и Азино-2 в Советском районе (254,4 тыс. кв. м жилья), микрорайон 5А в Приволжском районе (360,5 тыс. кв. м жилья), район Фермы-2 в Приволжском районе (1млн. 193 тыс. кв. м жилья), участки в пос. Салмачи (926 тыс. кв. м жилья), жилые квартала в прибрежной части р. Казанка (368,82 тыс. кв. м жилья), район в Куземетьево в Кировском районе (598,4 тыс. кв. м жилья), район в пос. Залесный (414 тыс. кв. м жилья), участки в северо-восточной части от ОАО «Казаньоргсинтез» (248,0 тыс. кв. м жилья). Общая площадь — свыше 5-ти млн. кв. м жилья.

Следующей группой площадок являются территории, требующие ре­конструкции (общая площадь — порядка 8 млн.кв.м). Это район Большая Крылова в Кировском районе (555,5 тыс.кв. м жилья), квартала в Авиастроительном районе (4384,62 тыс.кв. м жилья), квартала в Ново-Савиновском районе (783 тыс.кв.м жилья), квартала в Вахитовском районе (Калуга-Аметьево, Аметьево, район ул. Павлюхина -797,4 тыс.кв.м жилья), квартала в Московском районе (541 тыс.кв.м жилья), квартала в Советском районе, занятые промышленно-складскими объектами в районе улиц Гвардейская, Родины, А. Кутуя (876 тыс.кв.м жилья).

На присоединенных к Казани территориях жилищное строительство предполагается на площадках в Северо-Восточном, Восточном и Юго-Восточном направлении от города. Здесь предлагается построить 4,5 млн. кв. м жилья.

Дороги и транспортные сети

Проект генплана предусматривает формирование системы кольцевых и радиальных магистралей общегородского значения, а также развитие сети районных магистралей. Предусматривается завершение строительства Большого и Малого Казанского кольца, а также основных радиальных магистралей — Мамадышского и Вознесенского тракта, магистрали в Салмачах, магистрали от Оренбургского тракта до обходной магистрали М-7, реконструкция Горьковского шоссе. Предусматривается строительство новых и реконструкция существующих транспортных развязок, внеуличных пешеходных переходов.

Для реализации меро­приятий, намеченных до 2020 года, необходимо построить и реконструировать 170 км улиц и дорог, а так же 9 мостов, в том числе 2 новых моста через реку Казанку, 5 путепроводов через железную дорогу, 24 транспортные развязки и около 10-ти подземных и надземных пешеходных пе­реходов.

Одно из главных направлений генерального плана является приоритетное развитие городского электротранспор­та и, в первую очередь, метрополитена. Первая линия (21 км) казанского метрополитена должна соединить станцию «Заводскую» Авиастроительного района со станцией «Азино», вторая — Разъезд Восстания со станцией «Компрессорная» — 8 км.

Главная задача генерального плана по разделу внешнего транспорта за­ключается в реконструкции Казанского железнодорожного узла.

Сегодня через центр города подаются грузовые составы в район речного порта и в Южный промышленный район. Станция «Казань» имеет 18 путей различного назначения, что препятствует выходу центральной части города к акватории Волги и проложения магистрали непрерывного движения на ее западом уча­стке. Ценнейшая городская территория между защитной дамбой и же­лезной дорогой используется не рационально.

В связи с этим, до 2020 планируется строительство железнодорожного вокзала на северном ходу железной дороги и устройство нового подъездного пути к грузовому порту от ст. Вахитова. В результате станция Казань сохранит только формирование фирменных пассажир­ских поездов и пригородных маршрутов.

Кроме того, в генплане заложено строительство нового автовокзала в районе пересечения Мамадышского тракта и проспекта Победы, трех автостанций и реконструкция въезда в город со стороны основных внешних автодорог (Горьковского шоссе, Мамадышского тракта).

Природный каркас города

По данным Всемирной организации здравоохранения соотношение застроенных и открытых озелененных пространств не должно превышать 70\% к 30\%, а в Казани зеленые насаждения занимают всего 19\% территории. И если вычесть лесопарк в районе оз. Лебяжье, то этот показатель сокращается до 15\%. Долю озелененных пространств предлагается увеличить до 40\%, а площадь застроенных территорий предлагается уменьшить с 77\% до 60\%. Такие изменения возможны только с учетом расширения границ городской черты и создания из состава городских лесов и лесопарков единого непрерывного природного каркаса города.

Итак, такой вот современной и самобытной должна предстать наша любимая Казань через 12 лет — к 2020 году. Несомненно, изменения в облике города, которые должны будут свершиться согласно генплану, направлены на то, чтобы сделать город уютным и красивым для каждого казанца.

Новости
11 Декабря 2024, 17:31

Валерий Фальков возглавил оргкомитет Российского венчурного форума в РТ

Мероприятие пройдет с 9 по 11 апреля 2025 года в Казани.

Оргкомитет Российского венчурного форума возглавил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Форум пройдет с 9 по 11 апреля 2025 года в Казани, сообщает пресс-служба Инвестиционно-венчурного фонда РТ.

Предварительный этап мероприятия состоится 9 апреля в Иннополисе, а основные события запланированы на 10 и 11 апреля в международном выставочном центре «Казань Экспо».

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: