Основными категориями являются экскурсанты, прибывающие на автобусах и теплоходах, а также деловые туристы. Число иностранных туристов составило около 5%.
Общий пассажиропоток казанского аэропорта за 6 месяцев 2008 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 39,8% и составил 350 тысяч человек. Основная масса туристов и экскурсантов прибывает в Казань на поездах и автобусах. Автобусные экскурсанты не ночуют в Казани. Это связано с построением программы по низким ценам региональными туроператорами.
— В Казани функционирует 51 гостиница с общим количеством мест более 4,5 тысяч. На различных этапах строительства находится еще 21 гостиница. Численность размещенных лиц в 2008 году составила, по предварительным данным, около 200 тысяч человек. Несмотря на динамичное развитие туризма в нашем городе, я считаю, что имеющиеся показатели могут быть значительно улучшены. Казань обладает богатым туристическим потенциалом и имеет все предпосылки для формирования эффективной туристической индустрии.
При разработке Программы развития туризма в Казани был проведен анализ стратегии развития туризма в России на период до 2015 года, проекта республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в РТ на 2009−2011 годы», программ крупных российских городов, а также был учтен мировой опыт и основные мировые тренды.
К разработке Программы были привлечены международные эксперты английской маркетинговой компании TMI, работающие над этим проектом на протяжении полугода. Была сформирована стратегия развития туризма Казани до 2011 года. Именно она была положена в основу Программы развития туризма города на 2008 — 2011 годы.
Основной целью Программы является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического продукта и продвижение Казани на потенциальных туристических рынках.
Владимир Леонов:
— У Казани есть все для того, чтобы стать успешным туристическим центром: богатое культурное наследие и традиции, условия для проведения спортивных мероприятий и активного отдыха, разнообразные пути сообщения с другими регионами страны.
Основная проблема Казани заключается в отсутствии адекватной туристической информации о городе, как в пределах России, так и за рубежом. Поэтому, прежде всего, необходимо продуманно выстроить имидж города как туристического направления; основное внимание при продвижении должно быть направлено на те регионы России и те зарубежные страны, в которых имеется потенциал для позиционирования Казани как весьма привлекательного и даже «интригующего» направления.
Для достижения желаемых результатов был проведен анализ 47 потенциальных туристических рынков и конечных потребителей, на которых нацелена кампания по продвижению Казани. В результате проведенного анализа, приоритетными рынками были определены:
- на 1 этапе (это 2008−2009 годы): Россия, Германия, Великобритания;
- на 2 этапе в 2010 году к этим рынкам еще прибавляются Франция и Бенилюкс;
- на 3 этапе в 2011 году продвижение расширяется еще на рынках Италии, Скандинавии и США.
Наиболее перспективными сегментами целевой аудитории на этих рынках будут люди старшего и пожилого возраста, от 45 до 65 лет, заинтересованные в культурно-познавательном туризме. Аудитория туров выходного дня является крайне перспективной для молодежи до 35 лет.
Владимир Леонов:
— В этом году мы уже начали «прощупывать» почву на международных рынках и проводить целевые мероприятия. Так в первый раз в Берлине мы заявили о Казани как туристическом центре России. В рамках крупнейшей международной туристической выставки состоялась презентация города для журналистов и туроператоров. Выступали артисты, была представлена национальная кухня.
Результат? Как результат в газетах появились статьи о нашем городе. Однако красной нитью в прессе проходила идея «Где находится этот чудесный город Казань?». Это в очередной раз подтверждает, что о Казани еще мало известно на международном туристическом рынке.
Зарубежных туроператоров очень заинтересовало «новое» направление, которое имеет ряд преимуществ перед другими городами России. В тоже время в свои программы включать Казань они пока не спешат, потому что программы надо «обкатать». Продвижение города на туристических рынках п роходит несколько этапов. Сейчас на основных туристических рынках Казань находится только на первом этапе. Переход от одного этапа к следующему занимает 3 года. Таким образом, устойчивый туристический поток в Казани можно ожидать только через 15 лет. Вместе с тем, при целевом продвижении города на приоритетных рынках желаемого результата можно будет добиться через 3−5 лет.
Для эффективного позиционирования Казани как туристического направления также должно быть сформировано уникальное «торговое предложение», которое позволит конкурировать с другими туристическими центрами, как России, так и зарубежных стран.
Программные мероприятия, финансируемые за счет бюджета города, ориентированы именно на продвижение Казани и в незначительной степени затрагивают мероприятия по созданию конкурентоспособного туристического продукта. Вместе с тем, эта работа будет проводиться Комитетом регулярно на протяжении всего времени со всеми заинтересованными субъектами туристического рынка, и в первую очередь с туристическими компаниями, работающими на прием туристов в Казани.
Контроль за ходом реализации Программы развития туризма в Казани и ее оперативное управление предполагает также осуществление экспертизы хода реализации программных мероприятий с привлечением международных специалистов (раз в полгода), сбор информации о количестве прибывающих туристов с привлечением специалистов туристического информационного центра Казани, проведение фокус-групп на основных международных туристических рынках.
Таким образом, в результате реализации мероприятий Программы развития туризма в Казани предполагается достичь следующих показателей:
- Увеличение количества туристов и экскурсантов Казани до 1,5 млн. человек.
- Увеличение расходов туристов на 45%.
- Обеспечение экономического эффекта от освещения в СМИ, превышающего вложения более чем в 4 раза.
- Увеличение числа занятых в туркомплексе на 15%.
Кроме того, реализация Программы развития туризма в Казани будет одной из составных частей подготовки Казани к проведению летней Универсиады 2013 года. Проведение в Казани столь значимого мероприятия требует безотлагательного формирования качественного туристического продукта. Это позволит не только провести соревнования на высоком организационном уровне, оставить о Казани самые благоприятные впечатления, но и создать необходимые условия для приема туристов, гостей Универсиады, а также развития туристической индустрии в целом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: