Новости
24 Марта 2006, 18:16

Казань будет пропагандировать элитарную симфоническую культуру

Как сложится жизнь фестиваля симфонической музыки им. Натана Рахлина — будет ли он традиционным и ежегодным, дополнится конкурсом дирижеров или станет уникальным фестивалем Симфонического оркестра РТ?

Имя Натана Рахлина в 60−70-е годы ХХ века сначала привлекло в Казань музыкантов высокого уровня, а затем и публику на концерты симфонического оркестра. С именем Рахлина связано проведение в Казани концертов с участием таких выдающихся исполнителей, как Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах и многих других.

В год 100-летия со дня рождения знаменитого дирижера первый музыкальный фестиваль имени Натана Рахлина прошел в Казани с аншлагом и собрал выдающихся дирижеров, исполнителей, музыковедов.

Симфоническая музыка элитарна. Слушать оркестр — это сложное искусство. И ни для кого не секрет, что на концертах симфонической музыки аншлаги редкость. Однако три фестивальных дня доказали обратное.

В первый день в БКЗ имени Сайдашева звучала музыка Чайковского и Бетховена. Симфоническим оркестром РТ дирижировал народный артист Украины Федор Глущенко, в качестве солиста выступил всемирно известный пианист Николай Петров.

Программа второго дня фестиваля, как отметила виолончелистка, народная артистка РТ Лариса Маслова, была весьма изысканной — «Неоконченная» симфония Шуберта, симфоническая поэма «Тассо» Листа, концерт Моцарта для двух фортепиано с оркестром. Публика рукоплескала пианистам — народному артисту России Алексею Наседкину и лауреату международных конкурсов Татьяне Колесовой. Оркестром дирижировал ученик Натана Рахлина, заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов.

Вадим Венедиктов:

— Казань — мой родной город, и оркестр для меня родной. Я раза два в год с удовольствием бываю в Казани. Симфонический оркестр Республики Татарстан — высокопрофессиональный коллектив, мне очень легко работалось с музыкантами. Ну, а с Натаном Григорьевичем меня связывает многое, прежде всего сердце. Рахлин сделал из меня музыканта. И то, чему он научил в свое время, мне хотелось выразить. Если это получилось хотя бы на один процент, то я счастлив.

Завершился фестиваль блистательным исполнением программы из произведений Жиганова, Берлиоза и Чайковского оркестром под управлением Фуата Мансурова. Вела концерт музыковед Жанна Дозорцева, работавшая с Натаном Рахлиным на гастролях в 60-е годы. В сопровождении оркестра народный артист РФ Василий Лановой прочел фрагменты из воспоминаний Михаила Глинки.

Лариса Маслова:

— Симфонический оркестр РТ достоин самых высоких похвал, он выдержал колоссальную нагрузку. В том, что коллектив находится в такой великолепной форме, заслуга художественного руководителя оркестра дирижера Фуата Мансурова. Я сидела в зале и гордилась нашим оркестром, гордилась тем, что начинала здесь свою артистическую карьеру, что когда-то работала с Натаном Григорьевичем.

Фестиваль Рахлина — явление высокохудожественное и очень значимое в деле пропаганды симфонической музыки. Надеюсь, что он станет традиционным, будет вызывать интерес у широкой публики. Хотелось бы видеть в афише будущего фестиваля музыкально-литературную композицию «Жизнь для вечности» по переписке Чайковского и фон Мекк. Эту шикарную постановку с участием Юноны Каревой и Вадима Кешнера готовил сам Натан Григорьевич.

Фестиваль прошел на высоком художественном уровне. В его рамках в Министерстве культуры РТ прошел круглый стол. Участники — гости мероприятия, деятели культуры республики — делились воспоминаниями о гениальном дирижере и обсуждали, каким образом фестиваль может привлечь внимание и стать серьезным событием в музыкальной жизни не только республики, но и России.

Георгий Кантор, историк-музыковед, заслуженный деятель искусств РТ, кандидат искусствоведения:

— В мире много разных музыкальных фестивалей, но фестиваль, посвященный дирижеру, — редкость. Я часто бываю в крупных европейских центрах, но такого не видел нигде. Это удивительное явление. Я попал на фестиваль, организованный людьми, для которых имя Рахлина дорого, близко, любимо. Хочется верить, что эти мартовские дни 2006 года — начало традиционных встреч музыкантов и слушателей в память великого дирижера, основавшего и воспитавшего симфонический оркестр республики.

Заместитель премьер-министра РТ — министр культуры РТ Зиля Валеева высказала мысль о проведении в рамках фестиваля конкурса дирижеров. Министра культуры поддержала музыковед Жанна Дозорцева, отметившая, что это должен быть конкурс молодых музыкантов, дирижеров будущего, именно тогда он станет явлением для всей страны. Свое мнение относительно формата фестиваля высказал главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. Он заметил, что проведение конкурса дело непростое, в отличие от фестиваля:

— Я бы не соединял конкурс с фестивалем. Мне кажется, что фестиваль стоило бы рассматривать как фестиваль Симфонического оркестра РТ. С этой точки зрения он войдет в фестивальное движение и страны и мира. Тем более, что в следующем году Симфонический оркестр РТ отметит свое 40-летие. Однако это требует разработки особых фестивальных концепций.

Ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин заметил, что фестиваль неплохо было бы дополнить выступлением студенческого симфонического оркестра, «это продемонстрировало бы, что ждет симфоническую культуру завтра». По словам Рубина Абдуллина, консерватория готова поддержать фестиваль интеллектуально и профессионально.

На круглом столе также было высказано мнение, что Симфоническому оркестру РТ — авторскому коллективу, созданному Рахлиным, следует присвоить имя дирижера. От излишнего пафоса собравшихся предостерег Андрей Устинов:

— Такое отношение к памяти дирижера в российской действительности уникально. Я не хочу кощунствовать по поводу той или иной памяти, но есть очень важный момент — не навредить. Фетишизация героя приводит к его тотальной смерти и отторжению.

Возразила главному редактору «Музыкального обозрения» Жанна Дозорцева, заметившая, что присвоенное имя — это планка, которой коллектив достиг.

Как отметил Георгий Кантор, хорошо бы к 100-летию дирижера подумать о новом издании или переиздании книге о Натане Рахлине. Сегодня серьезных монографий о жизни и творчестве дирижера нет. Книга Георгия Кантора, на которую опираются многие исследователи, была издана небольшим тиражом 16 лет назад. В настоящее время у Георгия Кантора почти готова новая книга о Рахлине, которую он привез в Казань на диске.

Почетный гость фестиваля — внук Натана Рахлина скульптор Игорь Лысенко рассказал, что на Украине подготовлен к изданию диск с записью концерта 1963 года. Записи оркестра под управлением Натана Рахлина сохранились на фирме «Мелодия», однако существует ряд сложностей с их перезаписью. Зиля Валеева выразила готовность с татарстанской стороны оказать содействие, обратиться и в федеральное агентство и в Министерство культуры РФ. Кроме того, Министерство культуры РТ будет рассматривать возможность установки памятника Натану Рахлину в Казани. Эскиз памятника уже готов, сейчас он отливается в бронзе. Авторы памятника — Игорь и Элла Лысенко. Как отметил внук Натана Рахлина, памятник деду — это подарок городу.

В культурную жизнь Казани уже прочно вписаны международные фестивали оперного искусства, классического балета, современной камерной и фортепианной музыки. Хочется верить, что независимо от того, какую форму примет новый фестиваль, он умножит славу Казани как крупнейшей музыкальной столицы России.

Новости
20 Января 2022, 20:00

Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — в Телеграм 18+

Подпишитесь на рассылку и подкаст и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

Ежедневно TatCenter выпускает короткие дайджесты значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Обзоры получают подписчики нашего телеграм-канала.

В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике. По пятницам в канале выходит обзор именинников на следующую неделю.

Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenter_ru
подкаст TatCenter Разобраться
Подкаст «Разобраться» - слушайте, где удобно

Подкаст

TatCenter можно и слушать — мы запустили подкаст «Разобраться» с короткими инструкциями для предпринимателей.

Выпуски доступны на цифровых платформах:

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: