Первым слово взял Алексей Панкратов, руководитель организационного отдела управления президента республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики. Он объяснил журналистам, почему так важен контроль над коррупцией именно в муниципальных районах. «Муниципальные районы являются высокодотационными объектами. До 70% их бюджета выделяются республикой, а это примерно 20 млрд. рублей. Исходя из этих сумм, особенно важен контроль за целевым использованием средств».
Александр Тыгин, глава Зеленодольского муниципального района, отметил, что в антикоррупционной деятельности ему помогает активное гражданское общество. «Если раньше жители озвучивали только редкие жалобы, то сейчас обращаются напрямую в суды, пишут заявление, выкладывают информацию в интернет. И это правильно», — говорит Тыгин.
Именно в налаживании связей с населением, в так называемом общественном контроле он и видит основной механизм сдерживания и профилактики коррупции. Также, Тыгин отметил, что проблему стоит решать системно и отдельно похвалил перевод всех республиканских хозяйственных книг в электронную форму. С помощью этой меры, утверждает Тыгин, невозможны будут сомнительные схемы по выделению земельных участков
К сожалению, конкретных цифр по Зеленодольскому району озвучено не было, зато его глава открыл журналистам глаза на термин «аффилированность»:
«За этим сложным термином прячется обыкновенное кумовство. Оно, правда, чуть шире. Все сделки, в которых участвуют братья, сватья, одноклассники. Мне проще — я ведь не из Зеленодольска родом».
Остро встал вопрос выделения земельных участков: Тыгина спросили и про остров-град Свияжск, где сейчас строится несколько домов, и про обсерваторскую школу, на территории которой был построен частный дом. Глава Зеленодольского района подтвердил, что за каждой сделкой по купле-продаже земли в Свияжске они следят, чтобы «не появился какой-нибудь неадекват и не испортил архитектурный пейзаж». А по вопросу школы — Тыгин полностью на стороне общественности.
«Да, были выделены 2 земельных участка на основании необоснованных выписок из хозяйственной книги. На данный момент проводится служебная проверка, результаты которой сразу направятся в прокуратуру. Я также как и представители общественности, заинтересован в том, чтобы вернуть эту землю. Но процесс, боюсь, займет пару лет», — прокомментировал он ситуацию.
Второй раз Алексей Панкратов включился в беседу, когда был задан вопрос о декларациях о доходах чиновников. Насколько тщательно они проверяются? Как оказалось, эти документы проверяет специальное кадровое подразделение, которое уполномочено следить лишь за техническими ошибками в заполнении. Таковых совершается немало, поскольку процедура достаточно новая, отметил Панкратов:
«Например, несколько чиновников у нас оказались бомжами. Квартиру продали, живут на съемной, а нигде этого не указывают. Они, конечно, понесли наказание». Более глубоким рассмотрением занимается прокуратура, но для проверки необходим веский повод — прямые свидетельства несоответствия, сообщения СМИ
и т. д. "
Коллега Тыгина, глава Мамадышского муниципального района Анатолий Иванов о коррупции (и антикоррупции) говорил достаточно мало. Большую часть своего выступления он уделил презентации района — рассказал об основных предприятиях («Просто молоко» и спиртзавод), обнародовал экономические показатели и запросто поведал о предметах гордости мамадышцев. Несколько смущенно он сказал, что его район, по сравнению с Зеленодольским, — «глубинка», поэтому все спокойнее.
Из антикоррупционных мер глава особо отметил борьбу с поборами в школах. По его словам, почти каждая школа в районе имеет собственный участок земли для высаживания, например, картошки. Так, некоторые школы имеют годовой доход до миллиона рублей, а с такими цифрами никаких поборов и не надо.
К Иванову вопросов у журналистов не возникло. Картошка всегда спасает от коррупции.
Александр Левин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: