ОАО «КАМАЗ», осуществлявшее лизинговую деятельность в лице департамента лизинга с конца 2002 года, показало за аналогичный период следующие результаты. Объем полученных лизинговых платежей составил $ 24,8 млн, стоимость договоров — $ 68,4 млн., собственный капитал — $ 1,6 млн. Его дочерняя компания ОАО «КАМАЗ-Лизинг» (КЛ) продемонстировала более скромные показатели: лизинговые платежи составили $ 11,3 млн., сумма профинансированных договоров — $ 34,1 млн., а собственный капитал — $ 621 тыс.
Напомним, что в конце 2002 года ОАО КАМАЗ, приступившее к продажам своей техники на условиях лизинга, учредило одновременно две параллельные структуры — ОАО «КАМАЗ-Лизинг» с уставным капиталом в 100 тыс. руб., в которой получил блокирующий пакет акций (25,01\% УК), и собственное административное подразделение — департамент лизинга, находящийся в непосредственном подчинении генерального директора завода Сергея Когогина. Учредителями «КАМАЗ-Лизинга» выступили, помимо КАМАЗа, лизинговая компания ЗАО «ОЛК «Центр-Капитал» и владелец одной из крупнейших в России дилерской сети по продаже грузовой техники (его название учредителями пока не раскрывается).
Изначально перед КЛ была сформулирована задача работать с мелким и средним клиентом, а департаменту была доверена работа с крупными корпоративными клиентами (ими оказались преимущественно татарстанские компании и муниципальные учреждения, финансируемые бюджетами регионов) по программе «лизинг от производителя». Под лизинговые операции КАМАЗа были открыты кредитные линии во Внешторгбанке (500 млн руб.) и банке «АК БАРС» (до 100 млн руб.). В свою очередь стратегическим партнером «КАМАЗ-Лизинга» стал московский банк «Зенит», который открыл компании несколько кредитных линий на общую сумму $ 50 млн.
По-видимому, позиционирование обоих проектов оказалось недостаточно четким в условиях нарастающей конкуренции на рынке. Как ранее сообщал гендиректор ОАО «КАМАЗ-Лизинг» Алексей Лабзин, его компания работает в тех же сегментах рынка, что и департамент лизинга КАМАЗа. Это, по его словам, «запутывает» клиентов. Двухлетнее конкурентное соревнование выиграла материнская компания. В прошлом году КАМАЗ заключил договоры на $ 129 млн, а «КАМАЗ-Лизинг» — только на $ 86,5 млн. Этому способствовало предоставление исключительных преференций КАМАЗу. Автозавод был освобожден от уплаты двухпроцентного налога на имущество на всю технику, реализуемой в лизинг (льгота была введена в 2003 году и сначала применялась только на технику, передаваемую в лизинг для покупателей Татарстана). Скорее всего, зарегистрированный в Москве «КАМАЗ-Лизинг» не пользовался подобными налоговыми льготами. По неофициальным данным, спустя год после своего образования «КАМАЗ-Лизинг» перешел на продажу автотехники других производителей.
По видимости, усиление конкурентного блока продаж «КАМАЗ-Лизинга» вызвало недовольство у его акционеров. 3 августа КамАЗ официально объявил о продаже своего блокирующего пакета компании (стоимость сделки и название фирмы-покупателя осталось нераскрытым). Одновременно с ним из состава акционеров вышло ЗАО «ОЛК «Центр- Капитал». Предвидя исход, компания в мае была переименована в «Главлизинг». Руководство Камского автозавода объяснило свои действия тем, что компания, работавшая под брэндом КАМАЗа, продвигала продукцию других автопроизводителей. Впрочем, в Камском автозаводе так и не смогли разъяснить, являлось ли это нарушением обязательств со стороны дочерней компании. В свою очередь исполнительный директор «Центр-Капитала» Андрей Нырков сообщил, что причиной «развода» стало расхождение во взглядах на развитие между акционерами. В «Главлизинге» воздержались от подробных комментариев, заявив лишь, что объемы лизинговых договоров с уходом КАМАЗа только возросли.
5 сентября ОАО КАМАЗ и ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр-Капитал» объявили об учреждении ОАО «Лизинговая компания КАМАЗ» — новой обслуживающей автозавод структуры, которой предстоит продвигать камазовскую технику. СП образовано с доминирующим участием автозавода (ему принадлежит 51\% акций), а остальные 49\% — ЗАО «ОЛК «Центр-Капитал». Уставный капитал общества сформирован в размере 10 млн руб. Лизинговую компанию КАМАЗ возглавила Альфия Гарифуллина — директор по развитию продаж и лизингу ОАО КАМАЗ. Как заявили в пресс-службе автозавода, с созданием новой «дочки», департамент лизинга и развития продаж перестанет напрямую заключать контракты с покупателями, занявшись исключительно разработкой новых финансовых продуктов и их стандартизации. В руководстве Камского автозавода подчеркнули, что «условия финансового лизинга в связи с появлением новой компании меняться не будут, но рынку будут предложены новые продукты».
Перед руководством новой лизинговой компании поставлена задача ускоренного развития широкой филиальной сети по всей России и создание дочерних предприятий в Казахстане.
Эксперты российской ассоциации лизинговых компаний высказали предположение, что учреждение СП связано с подготовкой крупного контракта на поставку техники в лизинг для «Татнефти». По их мнению, это позволит оставить лизинговые платежи внутри республики.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: