Новости
07 Июля 2014, 12:00

Какие налоги ждут бизнес в ближайшие годы?

Бизнесу, планирующему дела в среднесрочной перспективе, нужно учитывать высокую вероятность повышения налогов на имущество и социальных взносов, восстановления прогрессивной шкалы НДФЛ. В случае продолжения стагнации экономики возможно увеличение налога на прибыль, а в крайнем случае — и НДС.

Мало кто из старожилов помнит, но давным-давно, когда деревья были зелеными, а Владимир Владимирович Путин только пришел к власти, он начал со снижения налогов. И вот налоговая система устремилась в прошлое. На повестке — налог с продаж.

В 1990-х годах российская налоговая система была откровенно нечестной. Налогов много, ставки высокие, но мало кто платил все: невозможно было вести бизнес.

У чиновников было очень мало возможностей наказывать за неуплату налогов. Прежде чем уплата налогов станет ответственностью, нужно было привести налоговые ставки в соответствие с реальностью. И в начале 2000-х годов ставки основных налогов были снижены:

  • НДС — с 20\% до 18\%;
  • налог на прибыль — с 35\% до 24\% (параллельно была отменена льгота на инвестиционные расходы, о чем многие сожалели, но ускорилась амортизация, уменьшающая базу налога на прибыль);
  • подоходный налог — прогрессивная ставка, доходившая до 35\%, была заменена плоской — 13\%;
  • взносы во внебюджетные фонды, доходившие до 39,6\% от зарплаты, были заменены единым соцналогом (26\% и регрессивная ставка при росте доходов);
  • был отменен налог с продаж;
  • отменены налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на приобретение автомобилей, на покупку валюты и др.;
  • налоги на пользователей автомобилей и владельцев транспорта заменили транспортным налогом;
  • была введена упрощенная система налогообложения.

Всего число налогов сократилось с 54 до 15, а суммарная налоговая нагрузка — примерно на 1/5 (с 34−36\% до 28−30\% ВВП). Все это позволило покончить с неплатежами и бартером, резко уменьшилась доля теневой экономики.

Нельзя забывать и о пенсионной реформе. Взносы в накопительную систему были введены без увеличения суммарных отчислений с зарплат (наоборот, вместе с их снижением). Таким образом, доля заработков, с которых платятся взносы в солидарную пенсионную систему, уменьшились. Но к снижению пенсий это не привело: зарплаты в те годы быстро росли, а их теневая часть — сокращалась.

Снижение налогов компенсировалось ростом налоговой нагрузки на нефть и (в значительно меньшей мере) газ. НДПИ и экспортные пошлины стали намного более прогрессивными по отношению к ценам на нефть.

Серьезное снижение налоговой нагрузки не пришлось сопровождать уменьшением госрасходов. Да, в отношении к ВВП они упали. Но экономика тогда же начала бурно расти, и это снижение было компенсировано одним годом экономической экспансии. Поскольку ВВП быстро рос 9 лет подряд, была прорисована идеальная кривая Лаффера: рост налоговых поступлений при снижении налогов.

Тогда российское руководство восприняло это экономическое чудо — возможность снизить налоги без снижения госрасходов — как должное.

Не удивилось, не вознесло хвалу богам нефти и рынка. И понемногу начало наращивать бюджетные траты. Сначала все шло как по маслу. Увеличение госрасходов обеспечивалось экономическим ростом. Когда он стал замедляться — взлетом цен на нефть. И так вплоть до осени 2008 года.

Первые серьезные симптомы того, что рост расходов начинает вызывать разбалансировку доходов и расходов бюджетной системы появились в 2006—2007 годах — как следствие нацпроектов имени Дмитрия Медведева и ускоренного повышения пенсий в преддверии президентских выборов 2008 года. В результате в 2010 году, в разгар кризиса, правительству пришлось повышать социальные взносы. ЕСН снова заменили отчисления во внебюджетные фонды, а регрессия пенсионных взносов уменьшилась.

Тогда же была снижена налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль — под лозунгом необходимости разрабатывать трудные восточносибирские и шельфовые месторождения. Действительно ли они нерентабельны без снижения налогов — большой вопрос, особенно учитывая, что затраты «Газпрома» на 1 км газопровода заметно превышают затраты конкурентов, а экономическая целесообразность проектов вроде «Южного потока», мягко говоря, не очевидна.

Разбалансировка бюджетов тем не менее росла. С 2013 года были повышены взносы индивидуальных предпринимателей, платящих отчисления ПФР. Это привело к массовой ликвидации ИП. А накопительные взносы 2013 года вообще были зачислены в солидарную систему. В 2014 году это позволило уменьшить трансферт из бюджета Пенсионному фонду примерно на 500 млрд рублей (почти поровну за счет «молчунов» и тех, кто выбрал негосударственные пенсионные фонды). Государству и на Крым хватило, и федеральный бюджет остался профицитным (за январь — май — 394 млрд рублей, или 1,4\% ВВП). При сохранении цены нефти на прошлогоднем уровне такой подход позволит в этом году свести бюджет как минимум без дефицита. Но нужно придумать, как продлить мораторий на взносы в накопительную систему и дальше.

Хуже ситуация в регионах.

Там проблемы возникли в силу 1) постепенного распределения налогов между федеральным и региональными бюджетами в пользу первого, 2) падения поступлений налога на прибыль из-за остановки экономического роста, 3) президентских указов-2012 о повышении зарплат преподавателям, учителям и научным работникам, которые регионы должны выполнять. В январе — марте 2014 года доходы консолидированных бюджетов регионов в номинальном выражении остались почти на прошлогоднем уровне (1,79 трлн рублей против 1,74 трлн), а в отношении к ВВП снизились с 11,7\% до 11\%. За январь — май доходы достигли 2,472 трлн рублей, расходы — 2,195 трлн.

Вроде бы профицит размером 2/3 от федерального — о чем тревожиться? Но у региональных бюджетов большая часть расходов приходится на конец года. Поэтому год назад профицит был примерно таким же, а по итогам 2013 года дефицит составил 650 млрд рублей — 0,9\% ВВП. При этом долг вырос на 382 млрд рублей (28\%), до 1737,5 млрд.

Разумеется, у региональных бюджетов был запас прочности. Сначала были снижены расходы «на экономику» — всевозможные инвестиционные проекты, финансируемые из региональных бюджетов. Сейчас на них приходится около 15\% расходов региональных и местных властей. Поездки автора этих строк по регионам не оставляют никаких сомнений: расходы данного типа вполне безболезненно могут сократиться еще как минимум на треть. Неэффективности, откатов, бессмысленных расходов вроде установки на площадях «танцующих фонтанов», строительства огромных дворцов спорта и межрегиональных соревнований в искусстве раз в год перекладывать плитку еще очень и очень много.

Пока прореха в региональных бюджетах затыкается за счет роста федеральных дотаций на сбалансированность бюджетов и увеличения бюджетных кредитов. Это неустойчивый путь.

Параллельно продолжается подготовка к увеличению налога на имущество. Уже в этом году его доля в бюджетах регионах выросла с 0,8\% до 1\% ВВП — почти 9\% доходов. С 2015 года доходы от него могут вырасти в 2−2,5 раза — если Минфину удастся протолкнуть через Госдуму новую версию многострадального законопроекта, заменяющего инвентаризационную оценку недвижимости (для целей налога) кадастровой. Первая величина очень далека от рыночной стоимости недвижимости, а вторая — довольно близка к ней. Регионы будут и устанавливать ставки, и вводить льготы для бедных и обладателей небольшой недвижимости. Окончательная конструкция налога для каждого региона — вопрос переговоров, но в среднем налог вырастет в 2,5−3 раза (см. здесь и здесь): с 640 до 1900 рублей в год.

И вот новая идея — региональный налог с продаж (3\%), который, по словам министра финансов Антона Силуанова, смогут вводить регионы. Не должны, а именно смогут это сделать. Здесь очевиден тот же подход, что и с налогом на имущество.

Регионы, больше всего нуждающиеся в деньгах, и территории с развитой торговлей введут налог, и плевать, что в них товары и услуги будут стоить дороже, чем в соседних.

Также плевать, что у налога с продаж и НДС практически единая налоговая база, в силу чего первый налог, уже действовавший в России в 1991-м и 1998−1999 годах, неоднократно опротестовывался в Конституционном суде (дважды успешно).

Все эти движения преследуют ровно одну цель: выбить из-под ног региональных властей аргумент «нам не хватает денег на повышение зарплат бюджетникам по указу президента; хотите роста зарплат — дайте больше денег». В ответ на это Минфин хочет получить возможность сказать: «Мы дали вам инструмент, зарабатывайте. Вводите налог с продаж, повышайте налог на имущество, пересматривайте льготы, повышайте транспортный налог».

Разумеется, этим дело не ограничится.

Бизнесу, планирующему дела на среднесрочную перспективу, нужно учитывать крайне высокую вероятность дальнейшего повышения налогов на имущество и социальных взносов, восстановления прогрессивной шкалы НДФЛ.

В случае продолжения стагнации экономики правительство будет вынуждено задуматься об увеличении налога на прибыль, а в крайнем случае — и НДС. Расходы сокращать не получается, нефть никак не идет к $ 200 за баррель, а экономика замерла около ноля. Увеличение налогов становится в такой ситуации неизбежным, вопрос только в скорости. Но от ситуации 1990-х будет одно важное отличие — не платить налоги не получится. Государство почти научилось оценивать вашу недвижимость, узнавать выручку и придет за причитающейся ему суммой тем охотнее, чем больше она будет.


Истоник: Forbes.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: