Рафаэль Хакимов, эксперт интернет-портала TatCenter.ru по вопросам политики, советник экс-главы республики по политическим вопросам, директор Института истории Академии наук РТ:
— Может быть мое мнение будет несколько нетрадиционно, но в этом вопросе принципиальны две вещи. Первое — вертикаль власти сосредотачивает всю ответственность наверху, в федеральном центре, все ждут указаний оттуда, местные власти ответственности не несут. В результате полная безответственность перед народом. Нужно возвращаться к федерализму.
Второе — оголтелое увлечение рынком. Но рынок без моральных норм существовать не может, поскольку в этом случае он становится механизмом по уничтожению общества. Без норм на рынке люди становятся вещами. С теми детьми, что утонули с «Булгарией» мы похоронили свое будущее.
Рамиль Мифтахов, президент ассоциации туристических агентств Республики Татарстан:
— Чтобы это не повторялось должен быть жесткий государственный контроль отрасли. В 90-е годы государство выпустило судоходство из своих рук, и вот что мы имеем. Вся схема эксплуатации сейчас кривая! Туркомпании снимают судно в аренду у владельца и каким-то образом сами договариваются с речным регистром. Должно быть иначе — надо, чтобы ни одно судно не могло быть сданным в аренду, если не прошло проверку речного регистра. А то отдано все на откуп! Возможно, что такая система будет сложнее, но ведь жизни людей гораздо дороже. Ведь с железной дорогой такого не происходит. Там предоставление услуг на должном уровне. Все потому что государство контролирует эту отрасль.
Рамиль Гарифуллин, доцент кафедры психологии и педагогики Казанского государственного университета культуры и искусств, директор Центра психологической консультации и реабилитации им. Зигмунда Фрейда:
— Я оказывал психологическую помощь людям, пострадавшим на «Булгарии» и четыре дня дежурил у морга, чтобы поддержать родственников погибших. Хочу сказать, что в первую очередь необходимо очень внимательно изучить договор, заключаемый с турфирмой, понять, что из себя представляет фирма и с эксплуатируемое ею судно.
Если этого сделать не удалось, то во время плавания должен произойти открытый диалог с капитаном, который должен рассказать о правилах пользования теплоходом, естественно с уклоном на безопасность. Да, мы не любим, когда при посадке в самолет нам рассказывают о том, как в случае чего спасаться, это портит нам настроение. На теплоходе должно происходить также, но, к сожалению, этого не делается.
Кроме того, отдыхающие должны знать об особенностях морского поведения предметов на теплоходах в штормовую погоду. Мы, конечно, называем Волгу рекой, но порой она ведет себя как море, особенно в Куйбышевском водохранилище, поэтому необходимо знать правила поведения на воде в штормовую погоду. Многие предметы на теплоходах не зафиксированы, на «Булгарии» стало опасно уже тогда, когда судно начало переворачиваться в результате чего начала двигаться мебель.
Общество будет развиваться, если будет гражданским, поэтому каждый должен соблюдать бдительность и понимать в каком состоянии находится теплоход, самолет, любой транспорт, на котором предстоит передвигаться. Нужно знать информацию. К сожалению, бизнес основан на сокрытии информации, отсюда возникают такие проблемы.
Роман Медведев, руководитель Казанского яхт-клуба:
— Рыба гниет с головы! Нужно менять вертикаль власти. Ни один из высших чиновников не извинился перед людьми, ни один не понесет ответственность за то, что людей на таком судне выпустили в плавание. Нужно менять парк судов, но для частников это очень дорого. Тут государство должно помочь. Оно должно отвечать за то, что происходит в их стране, в республике.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: