Новости
27 Января 2015, 17:00

Как жить Татарстану до 2030 года?

В свет вышла первая редакция стратегии развития республики на ближайшие 15 лет. Двукратный рост ВРП, средняя зарплата в 129 тыс. рублей, «кластерная активация», Волжско-Камский метрополис и другие ожидания стратегов — в обзоре портала TatCenter.ru.

В конце прошлой недели был опубликован текст первой редакции cтратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года.

Документ состоит из трех глав, в которых рассказываются конкурентные позиции и потенциал региона, цели развития и приоритетные направления социально-экономической политики.

СПРАВКА

Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года разработывалась по поручению президента республики в 2012—2015 гг. Нормативно-правовая основа — федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.14 (ФЗ-172) и закон республики Татарстан «О стратегическом планировании в Республике Татарстан». Документ готовил международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр».

За полтора года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали 2500 чел. Поскольку разработка велась ещё с 2012 года, то некоторые пункты документа в современных реалиях экономики в стране всё же требуют поправок на кризис. На то она и первая редакция.

Есть особенности в модели анализа — «Татарстан 7+5+3». Она совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру пяти базовых экономических комплексов (с выделением в каждом кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций.

Модель «Татарстан 7+5+3»

Пять экономических комплексов — топливно-энергохимический комплекс, комплекс обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс и комплекс услуг, которые детализируются до 64 подкомплексов и отраслей. Три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская.

Эксперты прогнозируют, что к 2018 Россия поднимется на шестое место в списке крупнейших экономик мира, а к 2028 году Россия вновь вернется на восьмую позицию. К этому времени Китай обгонит США, Индия станет третьей экономикой мира, а Бразилия — пятой.

Ключевой задачей Татарстана в 2030 году разработчики видят «обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики в постоянно изменяющемся мире». Одним из индикаторов конкурентоспособности является ВРП на душу населения по паритету покупательной способности.

ВРП по ППС

«Исключительными» конкурентными преимуществами Татарстана в документе называют запасы углеводородов, центральное евразийское положение и «репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость», «национальный стержень» и «высокий уровень управляемости».

В стратегии говорится и о предпосылках «голландской болезни» в Татарстане — пониженные стимулы к инновациям из-за нефти, зависимость от федеральных решений и недостаточное качество финансовой инфраструктуры. Кроме того, эксперты акцентируют внимание на среднем качестве человеческого капитала, низкой эффективности инвестиций и слабом взаимодействии с регионами-соседями.

Главная стратегическая цель развернута в двух проекциях: человеческий капитал, пространство, экономика и управление; семь направлений межрегиональной конкуренции. Есть и количественные прогнозы по нескольким основным показателям.

Если же рассмотреть максимальные прогнозные значения, то к 2030 году, ВРП Татарстана увеличится более чем в два раза до 7 трлн рублей, доля МСБ в добавленной стоимости достигнет 40%, продолжительность жизни растянется до 78 лет, а средняя зарплата покорит невероятную отметку — 129 тыс. рублей.

Также приведены и качественные ожидания от реализации стратегии. Так, чер
ез 15 лет фокус внимания будет на человеке — «лидере, творце, таланте», Татарстан станет лидером «умной экономики», а управление республикой будет децентрализованным — «президент РТ делегирует ответственность и контролирует достижение результатов в рамках надежной системы стратегического управления» (на данный момент эксперты называют главу республики единственным центром принятия решений).

Леонтьевский центр рассчитывает на саморазвитие муниципалитетов, включение бизнеса в стратегический процесс на правах партнеров и институты кластерной активации.

Экономика

«В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров формируется более 50% экономики и более 40% занятой рабочей силы», — говорится в документе. При этом конкурентность кластеров обеспечивает взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Наиболее эффективной формой малого и среднего предпринимательства (МСП) эксперты считают профессиональные сервисные компании.

На первом этапе кластерной активации будет развит опыт Камского кластера. На втором и третьем этапах приоритетом станут кластеры «умной экономики», которые в отличие от кластеров «современной экономики» должны производить не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию, материалы и технологии.

Кластерная активация

В отношении экосистемы бизнеса в «Стратегии-2030» сказано немного — все те же снижение снижение административного барьера, укрепление сотрудничества, увеличение доли инновационного предпринимательства, совершенствование финансирования. Также планируется ежеквартально проводить диагностику развития крупного, среднего и малого предпринимательства, создать портал «Дом предпринимателя» и обучать ведению бизнеса в учебных заведениях.

В документе критикуется работа Агентства инвестиционного развития. По мнению экспертов, оно «не реализует в полной мере имеющиеся полномочия по работе с приоритетными инвестиционными проектами». Также обозначаются такие проблемы, как несбалансированность инвестиционного портфеля, отсутствие единой региональной базы данных инвестиционных проектов и недостаточный уровень финансовой грамотности населения. Решать их планируют привлечением «мировых звезд», а также созданием трех новых институтов — Фонда прямых инвестиций, Гарантийного фонда экспорта и Института инвестиционного развития.

Также в республике запланировано создание Института инновационного развития. Он будет координировать работу профильных центров, нацеленных на решение отдельных задач построения инновационной экосистемы, а также взаимодействовать с профильными министерствами и ведомствами по вопросам реализации программ инновационного развития.

Пространство

Кластеры будут развиваться параллельно с экономическими зонами — Казанской, Камской и Альметьевской.

Казань — территория развития «умной экономики», Камская зона — территория «новой индустриализации» и развития высоких технологий, Альметьевская — территория диверсификации экономики и модернизации нефтегазового комплекса.

Во всех трех зонах планируется улучшить транспортные пути: в планах построить мост через Волгу в районе п. Гребени и около п. Соколки, обходные железные дороги около Казани, приобщение востока к автодороге «Европа — Западный Китай», а также осуществить редевелопмент промышленных зон.

Экономзоны

Однако в совокупности с остальными районами эти три зоны должны составить Волжско-Камский метрополис.

«Одновременное и скоординированное использование потенциалов трех агломераций приведет к качественному скачку развития Татарстана на основе синергетического эффекта, повышению его конкурентоспособности, увеличит агломерационные эффекты. Развитие Волго-Камского метрополиса позволит более активно развиваться муниципальным районам центральной части Республики Татарстан.

Формирование Волго-Камского метрополиса является важной, если не решающей, предпосылкой
достижения Республикой Татарстан успеха в глобальной конкуренции и маркетинге. Единый метрополис окажется на 3-м месте по численности населения среди агломераций Российской Федерации и будет заметен в глобальном масштабе", — говорится в документе.

Также в стратегии упоминается программа «Семь стратегических мостов Татарстана», строительство скоростных автодорог и ВСМ «Москва-Казань». Всего в плане «минимум» 13 инфраструктурных проектов общей стоимостью более 400 млрд рублей, в том числе железная дорога вокруг Казани, паромная переправа Тетюши — Болгар и проект «АлаБег» — автодороги «Нижнекамск — Набережные Челны и «Аэропорт Бегишево — Елабуга — ОЭЗ «Алабуга» и мост через Каму.

Человеческий капитал

Накопление человеческого капитала — начиная от повышения рождаемости до профильной подготовки кадров — прослеживается едва ли не в каждом пункте «Стратегии-2030». «Ключевыми являются социальные направления: миграционная и демографическая политика; образование всех уровней (дошкольное, общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее). Эти сферы прямо связаны со строгим понятием человеческий капитал, процессами его формирования. Ряд других направлений — здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита — создают дополнительные условия для удержания человеческого капитала в регионе.»

Некоторые цели и задачи «Стратегии» по накоплению человеческого капитала

— создание условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов;

— повышение адресности мер материальной поддержки семей с детьми;

— создание систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях;

— координация «детских сервисов» в дошкольном образовании на уровне муниципалитетов;

— республиканская программа достижения лидерства в образовании в сфере математики и информационных технологий;- снятие нормативных барьеров в развитии негосударственного дополнительного образования детей;

— реализация системы дуального обучения для предприятий высокотехнологичных секторов экономики;

— оптимизация/сокращение сети профессиональных образовательных организаций;

— республиканская программа продвижения имиджа Казани как вузовского центра;

— развитие различных форм страхования здоровья, внедрение механизма индивидуальной ответственности пациента за сохранение своего биологического потенциала;

— повышение общей культуры общения и поведения;

— создание отраслевых центров содействия занятости;

— софинансирование курсов обучения иностранным языкам;- создание консорциума глобальных вузов.

Флагманскими проектами эксперты назвали миграционную программу «Татарстан — центр притяжения населения в Приволжье», «Социальную поддержку инноваторов», формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий, систему непрерывного образования взрослых, а также другие образовательные и социальные программы.

Как будет реализовываться стратегия

Стратегия определена на 15 лет (2016−2030 гг.) и предполагает четыре этапа (три трёхлетних и один шестилетний). При этом раз в три года будет проходить корректировка, а раз в шесть лет — обновление Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.

На первом этапе — структурирование системы госпрограмм и импортозамещение. В 2019—2021 гг. экономика начнет «умнеть», на третьем этапе на первый план выйдут кластеры.

«В 2025—2033 гг. произойдет рывок в повышении конкурентоспособности экономики, будут созданы условия достижения глобальной конкурентоспособности республики Татарстан в рамках ряда ключевых направлений. Республика Татарстан сможет занять позицию глобального субъекта — лидера полюса роста ‘Волга-Кама», обеспечивающего развитие субъектов-партнеров и Российской Федерации в целом".

Как это принято, рассматриваются три сценария — инерционный, базовый и оптимистичный. При первом — не преодолеваются ресурсные ограничения и нет ускорения темпов роста экономики, при последнем — создаётся сектор «умной экономики».

Реализация оптимистичного сценария потребует 18 трлн рублей.

В качестве оператора реализации стратегии будет создан система стратегического управления развитием РТ. Её ядром станет ИКАРТ — Институт кластерной активации республики Татарстан.

ИКАРТ

На сайте проекта опубликован текст первой редакции cтратегии и поясняющие материалы. В январе-марте нынешнего года документ будет обсуждаться и корректироваться. Замечания и предложения можно направлять в адрес министерства экономики РТ и генерального консультанта разработки — Леонтьевского центра, а также в разделе «Обсуждения».

Однако советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев сомневается, что предложения будут услышаны. «Чтобы учитывать мнение общественности, нужно, чтобы это мнение было. Пока я его не вижу». Алаев сам принимал участие в обсуждении стратегии и в разговоре с корреспондентом портала TatCenter.ru сказал, что «документ произвел впечатление некоторой оторванности от реальной жизни»:

«Были заложены некоторые позиции, которые непонятно чем мотивированы. Предлагался какой-то туристско-рекреационный кластер протяженностью в полторы сотни километров вдоль Камы. В чем идея? Мало ли что у нас красивое есть. А с практической точки зрения — это окупаемо, не окупаемо? Это примерно как аэроэкспресс до аэропорта.

В Татарстане существует проблема территориального размещения производительных сил и мощностей. Это решалось бы одной скоростной ниткой между юго-востоком и Казанью, было бы гораздо больше рабочей силы. Но это же не предлагалось. А это жизненно важно".

Юрий Алаев считает, что «не надо изобретать велосипед», а стоит обратить внимание на материальное производство.

«Я не вижу какой-то жизненной потребности формировать стратегию, радикальным образом отличающуюся от той, которая реализовывалась и 30 лет назад, и сейчас. У нас есть свои конкурентные преимущества: сложенная база нефтедобычи и нефтепереработки и сохранившийся промышленный комплекс. Эти преимущества надо развивать. Не надо изобретать велосипед, мне кажется. Надо развивать естественные конкурентные преимущества всеми возможными способами. Вот это и будет стратегией реального развития.

Мне бы очень хотелось, чтобы изменения (во второй редакции по сравнению с первой — ред.) были. Пока что складывается впечатление, что предлагаемая уважаемыми господами из Леонтьевского центра концепция выглядит красиво, но не очень сопрягается с реальными потребностями и возможностями", — сказал Алаев.

Илья Иванов

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: