Россия, в которой на протяжении многих лет высокие технологии были недоступны массовому потребителю, в конце 90-х годов испытала нашествие различных электронных устройств и средств связи. Если на западе они внедрялись в жизнь постепенно, вслед за научными разработками, то к нам пришли почти все одновременно. Не успеет продукт обрести устойчивость на рынке, как поступает новый, модернизированный. Компании, оказывающие услуги мобильной связи, вынуждены постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям.
В таком положении оказались сегодня операторы пейджинговой связи. Первые пейджинговые компании появились в Татарстане в 1993 году. После пейджингового бума, когда ежегодно число абонентов увеличивалось вдвое, темпы роста их бизнеса значительно замедлились. Специалисты прогнозируют, что уже через два года на рынке останутся две-три крупных компании, специализирующиеся на услугах пейджинговой связи. Остальным придется перестроиться или слиться.
Причиной этому стала конкуренция между операторами сотовой связи, которая привела к снижению цен на мобильные телефоны, и доступности ее массовому населению. Если пейджер стоит сегодня 1000 — 1500 рублей, то телефон можно купить уже за 2500 рублей.
Пейджинговые компании прежде всего теряют нового клиента, который при выборе средства связи готов доплатить за возможность получить более совершенное средство.
Марина Малкина, менеджер «Линк»:
«Основной проблемой стала конкурентоспособность пейджера с сотовым. Думали, пейджер умрет уже в прошлом году, но пока компании не прекращают заниматься этим бизнесом. Хотя рынок сейчас достаточно нестабилен: наблюдается то спад, то всплеск. Например, к лету снова ожидается всплеск активности. Клиенты поедут на дачу, к родственникам, друзьям».
Анатолий Оладушкин, генеральный директор «STAR — пейдж»
«Уже примерно полгода как остановился прирост на рынке пейджеров. Могу сказать, что он остался не до конца освоен. Мы увидели только верхушку айсберга — небольшая часть населения успела им заинтересоваться. Пейджингом могло бы быть охвачено больше людей. Сейчас идет острая борьба за нового клиента как с помощью ценовой политики, так и за счет качества новых услуг".
Ольга Коледова, менеджер «Интерантенна»:
«С приходом сотовых операторов резкого спада не произошло, установился определенный баланс: число переставших пользоваться пейджерами восполняется новыми клиентами. Компании обслуживают в основном уже имеющихся клиентов. Чтобы выжить и успешно работать на рынке, им нужно делать ставку на привлечение новых пользователей».
В первые годы существования на нашем рынке пейджер считался престижным средством связи, которое могли себе позволить только люди с высоким достатком: он стоил $ 280, абонентская плата составляла $ 30 в месяц. Сегодня пользователи пейджера на 60\% — школьники и студенты, остальное — доля корпоративного клиента. Теперь пейджинговая связь позиционирует себя как народная.
Как положительную для себя тенденцию пейджинговые операторы отмечают возвращение к их услугам абонентов, перешедших на мобильные телефоны. Убедившись, что реклама оборачивается значительными тарифами, а сами операторы еще не до конца разобрались в отношениях друг с другом, треть ушедших было абонентов обращаются в пейджинговые компании снова.
Елена Кузьмина, директор «Континенталь » :
«Проще получать информацию на пейджер. Он намного удобнее, а главное — намного дешевле, особенно людям, для которых в обратной связи нет необходимости. К примеру, когда ваша мама звонит вам на сотовый и просит купить хлеба — на два эти слова уходит половина его стоимости, к тому же, с мамой невозможно говорить коротко».
Пейджинговые компании работают на людей, которые не имеют лишних средств или предпочитают экономить их, используя пейджер. Это и школьники, принимающие сообщения от родителей, и работающие пенсионеры. Компании завлекают первых новыми моделями пейджеров с играми, различных цветов, вторых — льготными тарифами. Также пейджинг широко распространен среди студентов. Деловые люди экономят средства, используя одновременно и телефон, и пейджер — это позволяет не платить за ненужную информацию.
Компании вводят специальные тарифные планы как для каждого слоя (для школьников, студентов, есть скидки инвалидам), так и общие, например, «приведи друга — получи бесплатное обслуживание». Таким образом фирмы стараются обеспечить прибыль хотя бы за счет количества пользователей.
Также компании предлагают скидки при долговременном обслуживании, например, каждый последующий год можно платить на 10 рублей меньше; электронный ящик в Интернет. Все услуги входят в абонентскую плату (в зависимости от пейджера 120 — 180 рублей в месяц). Каждая компания стремится разнообразить этот спектр: роуминг по городам России и «двусторонний» роуминг, с возможностью передавать сообщения абоненту одновременно из разных городов, оплата на почте, по картам, звонок с таксофона и даже передача голосового сообщения.
Интересная ситуация сложилась вокруг определителя номера. Принципиально противоположные подходы к этой услуге у операторов: если «STAR» гордится ее наличием, «DATTline «— позиционирует пейджер как единственно средство связи на сегодняшний день, которое позволяет обеспечить конфиденциальность тому, кто передает информацию. Речь в этом случае не идет об угрозах, оскорблениях, которые операторы непременно фильтруют.
Григорий Пелевин, директор по общим вопросам «DATT-line» :
«В отношении определителя номера мы избрали иной концептуальный подход. Считаем, что этого делать не нужно. У нас и так немного средств связи, которые позволяли бы обеспечивать конфиденциальность информации. И в России в отношении передачи информации вообще не прописано четких законов. За рубежом, например, если вы звоните на телефон, который снабжен определителем номера, то получаете голосовое предупреждение о том, что ваш номер будет определен, а звонок записан на автоответчик. И если согласны с этим условием, то можете дальше передавать сообщение. Таким образом, определение номера звонившего без уведомления считается незаконным.»
Компания «Линк» пробовала внедрить АОН (автоматический определитель номера), но отказалась от этого по просьбам абонентов. У «Интерантенны» не принимать сообщение без подписи — отдельный вид услуг. Позволяет обеспечить конфиденциальность «виртуальный пейджер» — аналогичное использование сотового телефона. Вы регистрируетесь как обладатель пейджера, принимая сообщения на сотовый телефон.
Вообще, сотрудничество с сотовыми операторами так или иначе будет для пейджинговых компаний одним из средств существования. Распространение продукции сотовых опреторов стало новым источником доходов. Многие компании продают телефоны и карты оплаты, берут на комиссию телефоны.
Анна Литвина, менеджер по рекламе «RCA»:
«Цены на услуги пейджинговой связи в последние годы не менялись существенно. Конкуренция между компаниями не позволяет их повышать, приходится искать новые направления деятельности — продавать сотовые телефоны и предоставлять услуги сотовой связи. Многие абоненты покупают телефоны у нас, так как мы предлагаем месяц бесплатного обслуживания»
Таким образом, постепенно переходя на новые виды деятельности компании перепрофилируются. Наличие серийных номеров позволяет стать полноценной справочной по товарам и услугам. Например, этим занялась компания «Континенталь».
Кузякова Елена, директор «Континенталь»:
«Погоня за клиентом оборачивается для компаний дополнительными расходами. Чем больше хочешь привлечь клиентов, тем больше нужно предлагать дополнительных услуг, а чтобы их обеспечить, необходимо вкладывать большие средства. Например, чтобы обеспечить тот же бесплатный звонок с таксофона.»
Таким образом, исключительно пейджинговой связью будут в дальнейшем заниматья крупные пейджинговые компании. У других это будет либо один из видов услуг, либо они совсем уйдут с рынка. Компаниям с количеством клиентов меньше 1000 при существующем уровне абонентской платы грозит гибель.
В этом плане большую роль может сыграть ориентация на обслуживание корпоративных клиентов. В пейджинговых компаниях Татарстана доля корпоративного клиента составляет от 25\% до 50\%. Это, например, госучреждения, курьерские службы, которые обеспечивают средствами связи сотрудников.
В Москве пейджинговые компании развивают это направление, предлагая предприятиям установку внутренних операторских систем, когда с компьютера на предприятии служащим отправляются сообщения. Этот вид у нас не получил распространения. Органы безопасности и аэропорт поначалу загорелись такой идеей, но посчитали, что выгодней пользоваться услугами оператора пейджинговой компании, чем содержать сотрудников, которые могли бы обеспечивать бесперебойную круглосуточную работу системы. Многие предприятия вообще не знают о существовании такого рода услуг.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: